Блог Дарко Тодоровски

Один пояс – один путь и Западные Балканы

4 сентября 2019

Китайские инвестиции и проекты завоевывают сердца и умы на Западных Балканах, особенно в Сербии и Боснии и Герцеговине.


Китай и его мегапроект «Один пояс – один путь» (ОПОП) имеют на Балканах привлекательное лицо. Китай не выдвигает политические требования и не требует от своих партнеров соблюдение прав человека, демократических принципов и проведение реформ. Китай предлагает странам Западных Балкан дешевые кредиты и прямое сотрудничество с каждой отдельной страной, в отличие от ЕС, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ). Такая модель сотрудничества выгодна и для Китая, и для стран Западных Балкан.


На сегодняшний день Западные Балканы имеют самую неразвитую инфраструктуру в Европе. Балканы нуждаются в низких кредитах и масштабных инфраструктурных проектах, которые им предлагает Китай. Несмотря на противление ЕС и США, Балканские страны наращивают и расширают сотрудничество с Китаем, а Китай наращивает инвестиции и свою мягкую силу на Балканах через Институт Конфуция.


Инвестиции Китая и возвращение России на Балканы подтолкнули Брюссель к проявлению политической и экономической воли решить судьбы Балкан и интегрировать их в ЕС до 2030 г. Брюссель и ЕС в 2014 г. запустили Берлинский процесс для Западных Балкан. В 2018 г. ЕС предоставил гранты для 31-го инфраструктурного проекта в регионе. Но пока Брюссель решает, как и когда принять Западные Балканы в ЕС, Китай пытается создать для стран Западных Балкан альтернативную модель стабильного экономического развития, которая может конкурировать с моделью ЕС.


Один пояс – один путь и Западные Балканы


Западные Балканы относятся к так называемому центральному коридору ОПОП, которому предстоит соединить порты на востоке Китая и Шанхай с центральной Азией, Ираном, Турцией, и, следуя через Балканские страны, выйти к центральной Европе: по аналогии с историческим коридором Шелкового пути. Через Балканы будет идти и морской коридор, через Суэцкий канал, порт Пиреа в Греции (контролируемый Китаем) следуя через Балканские страны в центральную и западную Европу.



Транспортная инфраструктура и китайские инвестиции на Балканах


Китай активно наращивает прямые инвестиции и финансирует в развитие дорожно-транспортных коридоров в государствах-участниках формата 16+1. Но инвестиции и кредиты Китая не прозрачны, некоторые из них засекречены, так что трудно определить их объем. В 2007 — 2019 гг. Китай инвестировал около 20 млрд долларов в страны формата 16+1. Большая часть этих инвестиций получила Сербия (около 4 млрд долларов); Босния и Герцеговина (около 2,1 млрд долларов); Греция (около 2 млрд долларов); Северная Македония (около 800 млн долларов); Черногория (около 900 млн долларов). Китай также привлекает Гонконг в качестве базы для прямых инвестиций в Балканы. По подсчетам ЕБРР, в период 2015–2016 гг. только из Гонконга в Сербию было перечислено $350 млн прямых инвестиций, а в 2017-2018 гг. инвестиции увеличились. По подсчетам Банка Греции в 2017 г. из Гонконга поступило €589 млн прямых инвестиций.


Согласно данным МВФ с 2017 г., Китай финансирует строительство дорожно-транспортных коридоров и развитие энергетики на сумму свыше €6,2 млрд на Западных Балканах.


На Мюнхенской конференции по безопасности в 2019 г. был представлен доклад, который описывался как китайская «дипломатия долговой ловушки». Согласно докладу, Черногория задолжала Китаю эквивалент 80% своего ВВП. На Китай приходится 20% внешнего долга Северной Македонии, для Боснии и Герцеговины эта величина составляет 14%, а для Сербии — 12%.


Сербия – жемчужина Китая на Балканах


Центральное место в обоих коридорах на Балканах занимает Сербия. На Балканах «витриной» проекта ОПОП выбрана Сербия, которая олицитворяет высокие геополитические амбиции вокруг себя. Сербия занимает центральное место на Балканском полуострове, и как страна, которая не входит в ЕС и НАТО, интересна Китаю. Вокруг Сербии идет и геополитическая битва между США и ЕС с одной стороны, и Россией с другой. От этой битвы выигрывает Китай.



Многие аналитики объясняют повышенный интерес Китая к Сербии тем, что, основательно закрепившись здесь и дождавшись вступления Сербии в ЕС, Пекин рассчитывает получить «широкополосный» доступ в экономические и финансовые структуры всех стран Западных Балкан и ЕС.


Во время второй форум «Один пояс – один путь», который проводился в апреле 2019 г. в Пекине, были заключены несколько крупных инфраструктурных соглашений и контрактов между Китаем и Сербией. Согласно соглашению, с 2020 г. начнется строительство метро в Белграде, реконструкция и модернизация железных дорог вблизи границы Сербии с Северной Македонией, создание совместного сербско-китайского промышленного парка в Борке. У Сербии также большие контракты и с компанией Huawei. Китай активно инвестирует в энергетику, металургию, финансовый, инфраструктурный, телекоммуникационый и транспортный сектор Сербии.


Китай и Сербия расширают сотрудничество в всех сферах. В 2009 г. было подписанно двухстороннее соглашение о стратегическом партнёрстве между Китаем и Сербией, и Сербия официально объявило Китай «четвертым столпом» (после ЕС, США и России) своей внешнеэкономической политики. В последнее время президент Вучич консультируется по проблемам косовского урегулирования не только с президентом России В. Путиным, но и с председателем Си. Министр обороны Сербии Александр Вулин, объявил о планах первого совместного военного учения с китайской армией. Несколько источников сообщают, что Сербия купила у Китая ударные беспилотники и договорилась о передаче технологий, а также, что часть этих БПЛА будет произведенна в Сербии.


Сербская туристическая организация объявила, что прирост туристов из Китая за первое полугодие 2019 г. составил 36%. Около 80 000 китайских туристов посетили Сербию в 2018 г. Начиная с этого учебного года во всех школах Сербии будет изучаться китайский язык. Программу финансирует институт Конфуция. Через институт Конфуция Китай активно продвигает свою мягкаю сила в Сербии. Для этой цели Китай отправляет китайских преподавателей в Сербию. В Сербии проживают около 4000 китайцев.


Китайское присутствие на Балканах перестало быть исключительно экономическим и международным проектом, и приобретет живые человеческие формы. Этой осенью на улицы Белграда, а также средневековой столицы Сербии Смедерево и Нови-Сад выйдут китайские полицейские совместно со своими сербскими коллегами. Они совместно будут патрулировать и обеспечивать общественный порядок на улицах.