Европейский союз как угроза энергетической безопасности Венгрии и Словакии
Руководство Евросоюза в ходе реализации плана по укреплению собственной энергетической безопасности прилагает усилия по принуждению стран-членов полностью отказаться от сотрудничества с Россией. Такая идеологическая установка объединения вынуждает некоторые государства ЕС принимать меры, направленные на сохранение суверенного права в принятии самостоятельных внешнеполитических решений, а также поддержание стабильной внутриполитической обстановки.
Источник: Unsplash
В начале мая текущего года председатель Европейской комиссии (ЕК) У. фон дер Ляйен представила «Дорожную карту ЕС по снижению зависимости объединения от российских энергоносителей». Данный документ описывает стратегию по поэтапному отказу от импорта российских нефтепродуктов, газа и ядерных материалов, а также содержит рекомендации по укреплению европейской энергетической безопасности.
В «Дорожной карте» глава ЕК признает сохраняющуюся высокую зависимость стран ЕС от импорта российского газа. Отмечено, что в период
с 2021 по 2024 гг. объединению удалось снизить зависимость на 26%. Тем не менее, несмотря на снижение показателей, в 2024 г. поставки из России
в ЕС природного и сжиженного природного газа (СПГ) составили 52 млрд. куб. м. (19% от общего импорта).
По мнению ЕК, несогласованная позиция европейский стран препятствует проведению единой политики по переходу к возобновляемым источникам энергии и снижению зависимости от энергоресурсов из РФ. Руководство ЕС намерено продолжить диалог с национальными правительствами по поэтапному отказу от российского газа и до конца 2025 г. снизить его потребление до 13%.
Европейская комиссия обеспокоена тем фактом, что Чехия, Венгрия и Словакия продолжают импорт российской нефти. В то время как Чешская Республика планирует к концу 2025 г. полностью отказаться от импорта из России за счет реализации проекта «Тал Плюс[1]» (TAL-PLUS), Венгрия и Словакия рассматривают Российскую Федерацию как основного партнера по поставке нефти и газа (до 80% от общих объемов потребления).
В рамках реализации «Дорожной карты», ЕК намерена обязать две центральноевропейские страны представить детальные отчеты по объемам импортируемых нефти и газа по действующим контрактам, а также разработать до конца текущего года национальные планы по поэтапному отказу от российских энергоресурсов в период до конца 2027 г. Проекты должны включать предполагаемые варианты диверсификации российских нефтепродуктов и газа и действия по переходу на альтернативные источники импорта.
В свою очередь венгерское и словацкое руководство ставит свои национальные интересы выше «энергетического плана» Брюсселя и демонстрирует заинтересованность в продолжении импорта российских энергоносителей. Причины недовольства центральноевропейских стран политикой ЕС
и принимаемые ими меры по ее дискредитации становятся вполне понятны, если учитывать положительные стороны для национальных экономик
от сотрудничества с Россией.
Экономические причины сохранения импорта российских энергоресурсов
По своим макроэкономическим показателям, социально-экономическим условиям и уровню жизни население Венгрии и Словакии входят в группу государств ЕС с низкими темпами национального развития. Согласно предварительной оценке международной аналитической компании «Статиста» (Statista), ВВП государств в 2024 г. составил 223,06 и 140,64 млрд. евро соответственно. Особенностью экономик является их высокая степень зависимости от импорта важнейших видов стратегического сырья, необходимого для функционирования национальных промышленных секторов. Крупнейшие энергетические компании «Slovnaft» и «SPP» в Словакии, и «MOL» с «MVM CEEnergy Zrt» в Венгрии обеспечивают значительную часть доходов в национальные бюджеты.
Помимо этого, получение российских энергоресурсов по доступным ценам способствует поддержанию стабильной внутриполитической обстановки в странах за счет поддержания приемлемых цен на топливо. Согласно данным Евростата средние цены на газ в странах ЕС во втором полугодии 2024 г. выросли до 12,33 евро за 100 КВтч (1,3 евро или 120,8 рублей за кубометр). Наиболее низкие зафиксированы в Венгрии – 0,32 евро или 31,4 рубля за кубометр, а самые высокие в Швеции (1,8 евро), Нидерландах (1,6 евро) и Италии (1,5 евро).
Венгрия и Словакия имеют долгосрочные контракты с Россией на период до 2026 и до 2034 гг. соответственно. Отказ Украины в январе 2025 г. продлевать контракт на транзит российских энергоносителей в Европу, спровоцировал резкий скачок роста цен. Решение украинской стороны побудило российскую компанию «Газпром» нарастить поставки трубопроводного газа в центральноевропейские страны по «Турецкому потоку», а руководство центральноевропейских стран заключить соглашение по увеличению пропускной способности словацко-венгерской газотранспортной системы «SK-HU Interconnector» с 2,6 до 3,5 млрд. куб. м. в год. Своевременно принятые меры со стороны Российской Федерации свидетельствуют о надежности сотрудничества с ней в рамках ранее заключенных соглашений в любых условиях международной обстановки. Бесперебойные поставки газа обеспечили своевременное пополнение энергетических резервов Венгрии и Словакии, тем самым исключив вероятность возникновения энергетического кризиса.
Отказ двух центральноевропейских государств от энергоресурсов из РФ может привести к серьезным экономическим и социальным последствиям. По оценке венгерского и словацкого правительств, уклонение от сотрудничества с Россией обойдется государству примерно в 1,5 млрд евро в год. Помимо этого, разрыв долгосрочных контрактов повлечет за собой юридические и финансовые разбирательства, результатом которых может стать выплата значительных денежных компенсаций за несоблюдение ранее достигнутых договоренностей.
Стремление Венгрии и Словакии сосредоточить совместные усилия на блокировании инициативы Брюсселя является вполне обоснованным.
«Дорожная карта» ЕС не предусматривает какой-либо дополнительной финансовой поддержки стран на случай полного прекращения импорта из РФ.
Становится вполне очевидным, что основное бремя ответственности объединение намерено возложить на национальные экономики и прежде всего на венгерских и словацких граждан.
Альтернативные маршруты поставок энергоресурсов
Тем не менее руководство центральноевропейских стран принимает меры по диверсификации поставок российских энергоресурсов с целью снижения градуса напряженности отношений с руководством Европейского союза.
Азербайджан, согласно подписанному в июле 2022 г. в Баку «Меморандуму о взаимопонимании о стратегическом партнерстве в области энергетики между Азербайджаном и ЕС», осуществляет экспорт газа в страны Европейского союза по Трансадриатическому трубопроводу и к 2028 г. намерен выйти на поставки 20 млрд. куб. м. в год. Венгрия и Словакия, в рамках заключенных спотовых (краткосрочных) контрактов, являются приобретателями азербайджанского газа с 2023 г. и 2024 г. соответственно. Однако пропускная способность данного трубопровода ограничена и позволяет поставить в центральноевропейскую страну не более 2 млрд. куб. м. в год, что явно недостаточно при ежегодной потребности примерно в 5 млрд. куб. м.
Касательно СПГ, Венгрия сохраняет возможности по его получению через регазификационный терминал на о. Крк в Хорватии. Глава венгерского МИД П.Сийярто по итогам переговоров с главой МИД Катара М. бен А. Аль Тани в декабре 2022 г. заявил, что стороны ведут переговоры о поставке СПГ из Катара в Венгрию с 2025 г. Основным условием является расширение мощностей хорватского терминала с 2,9 млрд. куб. м. в год до 6,1 млрд. куб. м.
Несмотря на наличие хоть и сложных, но имеющих место быть альтернативных вариантов поставок СПГ, его получение, регазификация и дальнейшая транспортировка по магистральным газопроводам в страны предназначения требуют значительных финансовых вложений, а также строительства
дополнительной инфраструктуры, способной обеспечить запасы стратегически важного сырья.
Возможные варианты решения энергетической проблемы
Учитывая несогласия двух стран-участниц с энергетической повесткой ЕС, и тот факт, что решения в объединении, касающиеся чувствительно важных вопросов безопасности, принимаются единогласно, голосование в Совете ЕС за проект «Дорожной карты» может быть проведено квалифицированным большинством[2]. При таком развитии событий принуждение Венгрии и Словакии к принятию законопроекта, прямо противоположного их национальным интересам и приоритетам, а также затрагивающим их суверенное право в принятии наиболее чувствительных решений в области безопасности, может вызвать раскол в европейском обществе и еще больше сблизить позиции центральноевропейских стран с Российской Федерацией, выстраивающей свои внешнеполитические отношения в строгом соответствии принципам равенства и невмешательства во внутренние дела.
С другой стороны, Венгрия и Словакия получают значительные ассигнования из фондов ЕС и вряд ли заинтересованы в выходе из объединения, которое предоставляет им не только финансовую помощь, но также налоговые, торговые и другие послабления в границах стран Евросоюза. Решающее значение на принятие положений «Дорожной карты» действующими правительствами Венгрии и Словакии могут оказать определенные уступки со стороны стран-членов и руководства ЕС в виде дополнительного финансирования на строительство необходимой нефтегазовой инфраструктуры, социальных и пенсионных программ по поддержанию стабильной внутриполитической обстановки, а также предоставление гарантий по энергетической безопасности.
[1] В мае 2023 г. чешская компания «Меро» (MERO) заключила соглашение с акционерами консорциума «Тал» (TAL) о реализации проекта расширения Трансальпийского нефтепровода (Transalpine Pipeline, TAL) – т.н. проект «Тал Плюс» (TAL+) – чешский проект по расширению Трансальпийского нефтепровода. Данное решение позволит увеличить поставки в Чехию нефти по западному маршруту – из порта Триест на северо-востоке Италии через Австрию в Германию и далее в Чехию на нефтеперерабатывающей заводы г. Литвинов и г. Кралупи-над-Влтавоу.
[2] Согласно статье Договора функционирования ЕС (в редакции Лиссабонского договора) для принятия решения квалифицированным большинством необходимо как минимум, 55% стран-членов и как минимум, 65% от общей численности населения ЕС