Блог Андрея Трояновского

Новое партнёрство Лондона и Берлина

1 сентября 2025


17 июля 2025 г. лидеры Великобритании и Германии подписали Договор о дружбе и оборонном сотрудничестве. Это первый двусторонний договор, подписанный между странами со времён Второй мировой войны. По сообщениям СМИ в конце церемонии в Музее Виктории и Альберта в Лондоне премьер-министр Великобритании К. Стармер заявил, что это «исторический день для германо-британских отношений». Он так же отметил, что договор «подчёркивает важность союзников, будь то в сфере обороны, безопасности, торговли, энергетики».







Источник: Unsplash



Предпосылки к подписанию договора



Замыслы о заключении крупномасштабного договора между двумя странами были впервые озвучены ещё летом прошлого года в рамках первого официального визита К. Стармера в Германию. Тогда глава британского правительства описал это как часть своего плана по перезагрузке отношений с Евросоюзом: «Это, безусловно, перезагрузка, потому что, я думаю, у очень многих людей после брекзита возникло ощущение, что Великобритания стала слишком замкнутой и не заинтересована, как раньше, в своём месте на мировой арене». Британский премьер-министр во время своей предвыборной кампании заявлял о том, что Великобритания нацелена перезаключить сделку с Евросоюзом, чтобы смягчить негативные последствия Brexit и укрепить отношения с Европейскими странами в сферах торговли, исследований, а также в сфере обороны и безопасности.



В июле 2024 г. в Лондоне министром обороны ФРГ Б. Писториусом и его британским коллегой Дж. Хили был сделан первый шаг на пути к текущему договору ­– подписано соглашение об оборонном сотрудничестве «Тринити-Хаус». Согласно официальному коммюнике, обнародованному на сайте Министерства Обороны ФРГ, соглашение подразумевает обширные действия по укреплению военного сотрудничества двух стран, а именно: проведение совместных боевых учений с целью отработки возможных сценариев нападения на территорию альянса; взаимодействие сухопутных войск, особенно на территории стран Балтии; увеличение числа оборонных предприятий (как немецких на территории Великобритании, так и наоборот); кооперация по защите северной части Атлантического океана, возможность использования Германией авиабазы Лоссимут Королевских ВВС в Шотландии, а также сотрудничество сфере ПВО и имплементации систем БПЛА. В то же время Великобритания объявила о своём решении присоединиться к программе Европейского подхода к дальним ударам (англ. European Long-Range Strike Approach, ELSA) - инициативе Франции, Германии, Италии и Польши по общему созданию и производству собственных крылатых боеприпасов с дальностью свыше тысячи километров.



В конце августа того же года для переговоров на высшем уровне в столицу ФРГ прибыл К. Стармер, после чего прозвучало совместное заявление лидеров о грядущем подписании широкомасштабного соглашения с целью создания «европейской опоры НАТО». Однако, из-за политических потрясений в Германии (ухода в отставку лидера СвДП К. Линднера и последующего распада «светофорной» коалиции) проект договора пришлось отложить на неопределённый срок, так как согласно статье 59 основного закона ФРГ соглашения, регулирующие политические отношения страны требуют ратификации правительства.



На официальном сайте Министерства Обороны ФРГ сказано, что во времена возрастающих угроз, в первую очередь со стороны России, европейцы, должны вкладывать всё больше средств в собственную безопасность с целью совместного развития европейской опоры НАТО. В заявлении так же подчёркнуто, что инициативы двух стран остаются открытыми для союзников и отдельно выделен формат «евротройки»[1] с Францией.



Стоит отметить, что у Великобритании, и у Германии уже существуют обширные соглашения с Францией в области оборонной политики. Так, например, в Ахенском договоре между Германией и Францией от 2019 г. существуют конкретные пункты по усилению совместных программ в сфере обороны. Согласно статье 4 о взаимной обороне и солидарности, страны обязуются оказывать друг другу «помощь и поддержку всеми имеющимися в их распоряжении средствами, включая вооружённые силы», в случае вооружённого нападения на их территории. Эта формулировка подразумевает бо́льшие обязательства в сравнении с обязательствами стран-членов ЕС по статье 42.7 Договора о Европейском Союзе, которая так же предусматривает взаимную оборону, но оставляет больше пространства для интерпретаций. Фактически Ахенский договор делает двусторонние обязательства максимально ясными и безусловными, по сути, дублируя и усиливая на двустороннем франко-германском уровне принцип 5 статьи НАТО.



Соединённое Королевство в 2010 г. подписало с Францией два договора о сотрудничестве в области обороны и безопасности, так называемые договоры Ланкастер-Хауса. В этом договоре так же, как и в Ахенском договоре, присутствуют такие пункты, как: расширение двустороннего сотрудничества в области приобретения оборудования и технологий, например в сфере БПЛА, комплексного вооружения, подводных технологий, спутниковой связи; разработка совместной военной доктрины и программ подготовки; сотрудничество в области технологий по управлению ядерными запасами; а также создание Объединенных экспедиционных сил (ОЭС), состоящих из всех трёх видов вооружённых сил для отработки совместных операций по широкому кругу возможных сценариев. В области ракетостроения страны договорились о «взаимной зависимости», сохраняя при этом свою стратегическую автономию.



Современные реалии



В марте в рамках телеобращения к нации Э. Макрон заявил: «У Франции особый статус. У нас самая эффективная армия в Европе, и благодаря выбору наших предшественников после Второй мировой войны у нас есть возможности ядерного сдерживания. Это защищает нас гораздо лучше, чем большинство наших соседей». 10 июля 2025 г. К. Стармер и Э. Макрон заключили обновленный договор, получивший название «Декларация Ланкастер-хаус 2.0», согласно которому ядерные силы Великобритании и Франции остаются независимыми, но теперь координируют свои действия. По сообщениям канцелярии британского премьера, нет такой угрозы для Европы, «которая бы не повлекла за собой ответ обеих стран, а также любому противнику, угрожающему жизненно важным интересам Великобритании или Франции, может противостоять мощь ядерных сил обеих государств». Канцлер ФРГ Ф. Мерц также поддержал данную инициативу: «Европе надо готовиться к тому, что США при Д. Трампе больше не будут «безоговорочно соблюдать обязательства НАТО о взаимной обороне».



Договор между Великобританией и Германией, уже получивший своё название, как «Кенсингтонские соглашения» стал логичным продолжением «Ланкастер-Хауса 2.0». Несмотря на то, что Германия не обладает ядерным вооружением, в договоре говорится о том, что страны будут «поддерживать тесный диалог по вопросам обороны, представляющим взаимный интерес, в том числе и по ядерным вопросам». Лондон и Берлин также договорились укреплять силы на северном и восточном флангах НАТО. Важным отличием от договора «Тринити-Хаус» является строка: «стороны договора будучи тесными союзниками подтверждают свою глубокую приверженность взаимной обороне и обязуются прийти друг другу на помощь в случае вооружённого нападения на одну из сторон, включая применение военных средств». В документе также упоминаются «совместные экспортные кампании» для привлечения внешних заказов на военную технику, такую как истребители, которые страны производят совместно. Помимо этого, соглашение предусматривает расширение взаимодействия в сфере оборонной промышленности, что подразумевает разработку и производство военной техники общими силами. Это включает в себя проекты совместного производства бронетехники и передовых ракетных систем. Согласно заявлению, размещённому на официальном портале правительства Великобритании «в ближайшее десятилетие Великобритания и Германия намерены создать новую систему высокоточного удара Deep Precision Strike с радиусом свыше 2 тысяч километров, что станет одной из самых передовых систем в истории страны». Кроме того, в рамках партнёрства немецкая оборонно-промышленная компания Stark намерена построить первый за пределами Германии завод по производству БПЛА в городе Суиндон на юго-западе Англии. Таким образом, можно отметить, что несмотря на оборонные обязательства стран-членов ЕС и существование блока НАТО, на фоне несистемной внешней политики Вашингтона, в Европе также появляются двусторонние механизмы взаимодействия в сфере оборонной политики.



Реакция Москвы



Секретарь Совета Безопасности России С.К. Шойгу подчеркнул, что Москва осознаёт всю серьёзность ситуации и заявил, что: «НАТО по-прежнему является одной из ключевых угроз национальной безопасности Российской Федерации, а наращивания оборонного бюджета этот потенциал только укрепят». Но, тем не менее, он не сомневается в долгосрочном успехе России на фоне растущих экономических проблем в странах ЕС. Член Федерального Собрания России А.К. Пушков в своём официальном Telegram-канале заявил, что договор представляет собой «весьма зловещий альянс». По мнению сенатора, судя по угрозам этих стран, через пять-шесть лет они планируют быть готовыми к прямому вооружённому конфликту с Россией. Согласно мнению профессора Факультета мировой политики МГУ А.В. Фененко Кенсингтонский договор является очень важным, так как напрямую связан с «довооружением» Германии. Кабинет Ф. Мерца придерживается курса на обладание второй по численности армией среди стран-членов НАТО, что противоречит договору 2+4, заключённому между ГДР, ФРГ, а также Францией, СССР, Великобританией и США в 1990 г. в Москве. На сегодняшний день наблюдается изменение позиции правительства К. Стармера, так как договор фактически обозначает юридическое согласие Великобритании с превышением лимита армии ФРГ по Московскому договору. Научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Т.В. Бордачев считает, что договор является ничем иным, как «доказательством решительности европейских политиков», которое они преподносят своим избирателям на фоне нарастающих кризисов, и его точно не стоит воспринимать, как конкретное проявление военных угроз для России.



Выводы



На данный момент можно отметить, что договор закрепляет за странами статус крупнейших акторов Европы в сфере обороны и безопасности. Великобритания продолжает развивать сеть своих двусторонних соглашений с Францией и Германией, в то время как ФРГ получает формальное разрешение на дальнейшее наращивание своего ВПК. В связи с наличием совместных военных разработок, таких как производство истребителей Eurofighter Typhoon и крылатых ракет Storm Shadow Великобритания, Германия и Франция являются основой безопасности в европейском регионе. Несмотря на отсутствие ядерного арсенала, лидеры стран ЕС рассматривают ФРГ как одного из ключевых технологически успешных партнёров и активно развивают взаимодействие в сфере оборонной политики региона. Политика Д. Трампа по сокращению присутствия вооружённых сил США в Европе, продолжающийся конфликт на Украине и возрастающая дипломатическая напряжённость с Россией подводит европейские элиты к мысли о необходимости развивать европейское военное производство, а договорённости подобного рода позволяют упростить взаимодействие между странами. Даже в этих условиях Москва, наверняка, продолжит занимать взвешенную позицию и демонстрировать хладнокровие в отношении политики Лондона. При этом подходы стран Запада подлежат дальнейшему тщательному анализу и учёту в процессе национального стратегического планирования.



[1] Евротройка (англ. EU 3) – имеется в виду три европейских страны: Франция, Германия и Великобритания, объединённые своим статусом, мощью и влиянием в пределах Евросоюза.