Блог Алимусы Ибрагимова

Что обещает Азербайджану президентство Байдена?

2 февраля 2021

Мы будем видеть Джо Байдена на посту президента США как минимум предстоящие четыре года. Что обещает американский лидер, сместивший Дональда Трампа, Азербайджану, Южному Кавказу и региону в целом? Какой будет его политика в отношении Азербайджана в контексте Карабаха? Как будет развиваться отношение нового президента США к региональным державам, имеющим свои интересы на Южном Кавказе?


Фото: azertag.gov.az


Сегодня Азербайджан укрепляет взаимовыгодное сотрудничество с великими державами. Следует признать, что Соединенные Штаты играют важную роль в построении нового мирового порядка. В связи с этим отношения между Азербайджаном и США имеют особое значение. Курс внешней политики США в Азербайджане развивается на основе взаимных интересов. Наша страна расширяет и развивает отношения со всеми крупными государствами в рамках национальных интересов. Азербайджано-американские отношения также основаны на этих критериях.


То, что Азербайджан находится в зоне интересов США, особенно на нынешнем этапе развития двустороннего сотрудничества, говорит о том, что отношения с нашей страной в числе приоритетов внешней политики этой супердержавы. Разумеется, это вполне естественный факт, если не сбрасывать со счетов интересы американской стороны на Южном Кавказе. Отношения с Соединенными Штатами, которые стремятся продвигать свои интересы в регионе, соответствуют интересам Азербайджана, который стремится привлечь иностранные инвестиции, интегрироваться в мировую экономику, реализовать региональные проекты мирового значения, увеличить финансовые доходы страны. Азербайджан наладил широкое экономическое сотрудничество с США. Основными направлениями этого сотрудничества являются развитие нефтегазового сектора в Азербайджане, строительство и эксплуатация новых трубопроводов, реализация инфраструктурных проектов вдоль коридора Восток-Запад, расширение взаимной торговли в ненефтяном секторе.


Еще на заре независимости Азербайджана в 90-е годы прошлого века благодаря во многом именно поддержке Вашингтона удалось решить все проблемы, связанные с «Контрактом века». Напомним, что контуры многозначности в азербайджано-американских отношениях стали проступать после подписанного в сентябре 1994 года в Баку "Контракта века" - соглашения сроком на 30 лет с рядом крупнейших транснациональных компаний по совместной эксплуатации нефтяных залежей в азербайджанском секторе Каспия. Общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев в то время отметил, что "Контракт века" был подписан благодаря доверию, оказанному независимому Азербайджанскому государству крупнейшими государства­ми, великими державами. Фактически это событие заложило основу сотрудничеству США и Азербайджана, после которого наша страна стала выгодным экономическим партнером влиятельных госу­дарств Запада, в первую очередь, для США.


При прокладке основного экспортного маршрута – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан поддержка со стороны США была также оказана. Помощь в доставке азербайджанского газа в Европу Вашингтон оказывал с учётом своих интересов. Взаимовыгодное сотрудничество продолжается и сегодня.


Сегодня Азербайджан — один из главных торговых партнеров США на Южном Кавказе. Одним из показателей экономических отношений между двумя странами является то, что объем товарооборота увеличивается с каждым годом. Следует отметить, что совпадение позиций США и Азербайджана по многим вопросам — это один из ключевых факторов долгосрочного сотрудничества. Одним из важных направлений американо-азербайджанских отношений является сотрудничество в сфере безопасности. В связи с этим необходимо напомнить о сотрудничестве Азербайджана и США в борьбе с терроризмом.


С момента установления двусторонних дипотношений между США и Азербайджаном (в 1992 году, практически сразу после распада Советского Союза), они переживали различные периоды, в том числе, не самые лучшие. И то, что сейчас отношения находятся на высоком уровне - большая заслуга азербайджанского правительства, которое за 30 лет сотрудничества сохранило баланс в отношениях с Западом и Востоком. Благодаря многовекторной и выверенной внешней политике руководства Азербайджана, сегодня говорить о каком-то дисбалансе в отношениях с Россией, США, Европой (в условиях, когда эти мировые державы имеют различные интересы к южно-кавказскому региону) не приходится. Лавировать в таких условиях между ними, сохранять с каждой из них ровные отношения, не препятствующие национальным интересам, крайне сложно.


С другой стороны, учитывая напряженность в отношениях России с США и с Европой, сохранять баланс в этом сложном геополитическом треугольнике еще более трудная задача. Азербайджан, в отличие от Грузии и Армении не стремится войти ни в один из военных союзов, не строит планы по вхождению в Евразийское пространство, или в Европейский Союз. В этом отличительная особенность внешней политики нашего государства, которая направлена исключительно на национальные интересы.


Интересы США в отношении Азербайджана сопряжены с тем, чтобы расширить влияние в Каспийском регионе. Для США эта задача выгодна с точки зрения энергетической безопасности, торгово-экономического и стратегического партнерства. США понимают, что регион представляет собой важный перекресток Европы и Азии, который на протяжении истории служил плацдармом для серьезных военно-политических действий, поэтому для них важно вхождение в этот регион для создания безопасных для себя транзитных зон транспортировки и разработки энергоресурсов. С другой стороны, привлекательности региону добавляет и статистика фактов, согласно которым, углеводородные запасы региона оцениваются на уровне 48 миллиардов баррелей нефти и 292 триллионов кубических футов газа. Грубо говоря, с точки зрения энергоресурсов, каспийский регион представляется для американцев чем-то вроде "нераспаханного поля", они прекрасно понимают, что это весьма перспективный регион.


На сегодняшний день в отношениях между Азербайджаном и США нет серьезных проблем, и о том, что сотрудничество между двумя странами будет развиваться и впредь, заявляют официальные лица. Азербайджан привержен международно-правовым нормам, и то, что Баку принимает активное участие в различных энергетических проектах, присоединяется к инициативам Северно-Атлантического альянса, включается в борьбу с терроризмом - составная часть последовательной и системной внешней политики. Именно поэтому Баку стал той исторической площадкой, где в свое время состоялась важнейшая встреча начальников Генштабов ВС России и ВС США. Это был доверительный шаг со стороны наших двух стратегических партнеров к Азербайджану, что, собственно, не что иное, как результат взвешенной государственной стратегии нашего государства.


С приходом в Белый дом новой президентской администрации Джо Байдена заметно вырос интерес экспертного сообщества к политике США в направлении Азербайджана. Сегодня представители американского экспертного сообщества прогнозируют дальнейшее развитие успешного сотрудничества между Азербайджаном и США, отмечая, что расширение связей с ведущей страной региона может принести обоюдную выгоду как супердержаве, так и Азербайджану, особенно в решении приоритетных вопросов геополитического и стратегического значения.


В первую очередь, следует отметить, что Джо Байден - политик, довольно хорошо знакомый с регионом, он хорошо осведомлен о процессах, происходящих на Южном Кавказе. Скорее всего, он будет проводить традиционную политику. США будут уделять больше внимания факторам, связанным с энергетическим сектором. Они также обратят внимание на вопросы безопасности. Азербайджан будет рассматриваться через призму отношений со странами Южного Кавказа и Центральной Азии. В то же время для Вашингтона разумно рассматривать регион через призму Ирана. Как видно, Азербайджан - чрезвычайно важный игрок для США. Отношения между Азербайджаном и США выстроены по определенной системе и в любом случае эта система не будет затронута. Байден много говорит о демократии, а реализация этой политики делает неизбежной упор на права человека. Это традиционный подход, и если он отошел на второй план при Трампе, то при Байдене эта тематика вновь выйдет на передний план.


Во внешней политике США никогда не происходит радикальных изменений. Отношение США к Азербайджану не изменилось за последние 10 лет, и вполне вероятно, что прежняя политика продолжится и в последующие годы. Отношение США к Южному Кавказу, в частности к Азербайджану, формируется на фоне политики, проводимой в отношении России, то есть как минимум прежние отношения сохранятся.


Отношение Вашингтона к Азербайджану в определенной степени зависит также от американо-турецких отношений. Другими словами, чем теплее отношения Вашингтона и Анкары, тем лучше для Баку. Опыт последних 20 лет показал, что самые холодные отношения между двумя странами были во времена администрации Дональда Трампа. Между Байденом и Трампом существуют антагонистические противоречия. Поэтому ожидать для Анкары какие-либо «сюрпризы» со стороны Белого дома было бы неразумно. И Турция, и Азербайджан являются соседями Ирана, против которого США в настоящее время ведут гибридную войну. Уже одного этого фактора достаточно, чтобы утверждать: никаких негативных изменений в политике США в отношении Турции и Азербайджана не произойдет. Напротив, США и Европа в очередной раз попытаются укрепить отношения с Анкарой и Баку. Если Соединенные Штаты и Европа в нынешней ситуации проявят холодное отношение к Турции и Азербайджану, это будет в первую очередь в интересах Ирана. В этом случае Турция и Азербайджан отвернутся от США и Европы, и сформируют новый союз с Ираном и Россией, а такой альянс может стать настоящим кошмаром для США и Европы. В результате Восточная Европа и Азия в целом могут выпасть из сферы влияния США и Западной Европы.


В отношениях США с Турцией скорее всего преимущественно будут использованы механизмы дипломатического давления, а политико-популистская риторика отойдет на второй план. Вашингтон также понимает, что Анкара является его союзником по НАТО. В целом в рамках НАТО США продолжат работать с союзниками, в том числе с Турцией. Не будем забывать, что у США есть база Инджирлик в Турции и Америка намерена сохранить ее. Во время администрации Трампа высказывались мнения о необходимости сокращения присутствия США в Турции. Байден, наоборот, попытается более эффективно использовать роль Турции в региональных делах. Скорее всего, США вернутся в Сирию, а возвращение США в Сирию подразумевает использование в этом вопросе турецкого фактора.


Наконец, самый важный фактор: Азербайджан играет особую роль в энергетической безопасности Европы. Италия, Греция, Болгария и другие южноевропейские страны получают бакинскую нефть и газ. Недавно был запущен проект ТАП. Кроме того, Азербайджан подписал меморандум о взаимопонимании с Туркменистаном о совместной разработке углеводородных ресурсов Каспийского моря. Это сулит большими перспективами выхода в Европу, в ближайшем будущем Туркменистана с богатыми запасами природного газа.


Фактически на сегодня роль армянского фактора в регионе заметно ослабла. Это правда, что армянский фактор играет определенную роль во внутренней политике США. К примеру, сюда можно отнести фактор диаспоры. Но лидеры США предпочитают реалистическую политику и поэтому думаем, что при Байдене не произойдет преувеличения армянского фактора.


А какие шаги Вашингтон может предпринять по карабахскому вопросу при Байдене? Опыт последних 30 лет показывает, что активность США в этом вопросе была в политико-дипломатической сфере. На самом деле у США и других европейских акторов мало возможностей для активного вмешательства. Поэтому не думаем, что роль Америки в урегулировании карабахского конфликта сильно изменится. Соединенные Штаты признали трехстороннее соглашение от 10 ноября. После этого не реальны попытки восстановить статус-кво, существовавшего до начала боевых действий. Позиция президента Азербайджана такова, что Карабахская проблема уже решена. После этого США смогут в лучшем случае оказать Армении материальную и моральную поддержку. Они могут предоставить Армении помощь в размере 50-60 миллионов долларов под вывеской «поддержки свободы». Азербайджан нужен США и Европе больше, нежели Армения. А в большой политике нет постоянных друзей, есть постоянные интересы.