Блог Алимусы Ибрагимова

Азербайджан заинтересован в скорейшем решении Нагорно-Карабахской проблемы

28 февраля 2020

Одна из важнейших тем для обсуждения в последнее время — перспектива урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Некоторые эксперты считают, что после женевских переговоров между главами МИД Азербайджана и Армении могут быть предприняты практические шаги для мирного урегулирования конфликта. Отсутствие конкретной информации не позволяет полностью понять направление, в котором сейчас ведутся переговоры. Но информации из различных источников и мнения экспертов дают некоторые основания для определенных суждений о процессе. Эти соображения также предполагают, что началось довольно интенсивное обсуждение нагорно-карабахского конфликта.

По словам российского политолога Станислава Тарасова, существует элемент диалога, и на столе уже лежит сценарий. Стороны в этом отношении ничего не раскрывают и следуют принципу конфиденциальности. Между сторонами идут активные дискуссии.



Источник: Mfa.am
28 — 30 января в Женеве Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (РФ), Стефан Висконти (Франция), Эндрю Шофер (США) провели отдельные и совместную встречи с Министром иностранных дел Армении Зограбом Мнацаканяном и Министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым


Позиция Азербайджана ясна: Баку однозначно хочет восстановить территориальную целостность страны. Стороны отмечают, что Мадридские принципы не являются юридическим документом, а приняты в качестве основы для переговоров. Данные принципы, которые долгое время рассматривались как главное достижение переговорного процесса, оказываются слишком многозначными, и стороны интерпретируют их прямо противоположным образом, что существенно затрудняет их принятие и тем более реализацию.

Азербайджан и Армения указали, что они не согласны с Мадридскими принципами. Но если стороны продолжают вести переговоры, это означает, что они будут работать независимо от того, были ли модернизированы эти принципы.

Что должно измениться, так это общий подход к проблемам безопасности, основанный на осознании своей независимости как субъекта региональных и международных отношений и необходимости собственных усилий и ответственности по установлению добрососедских отношений с соседями. Решение конфликта в таком случае может даже наступить не в рамках формата мирного процесса, а в ходе двусторонних переговоров между Азербайджаном и Арменией. Обе стороны имеют все возможности для этого, начав строить основы для совместного будущего благополучия через разрушение традиционных и исторических (реальных и мнимых) угроз, уважение принципов добрососедства и показав населению преимущества основанного на этом сотрудничества.

Но реальная ситуация также показывает, что Азербайджан в этом вопросе проводит более последовательную политику. Не секрет, что азербайджанская сторона заинтересована в скорейшем восстановлении мира и возвращении оккупированных территорий.

А позиция Еревана до сих пор не совсем ясна. И это несмотря на то, что Армения в силу конфликта все еще оторвана от основных региональных энергетических и инфраструктурных проектов, а также лишена выгод экономического сотрудничества с двумя богатыми соседями: Турцией и Азербайджаном. В свою очередь в Армении проблема Нагорного Карабаха продолжает определять политическую судьбу любого лидера.

Встречи между конфликтующими сторонами после прихода к власти Н. Пашиняна вызвали оптимизм как среди посредников, так и в сторонах конфликта, так как было сообщено о согласии Армении и Азербайджана готовить общество к миру. Этот оптимизм, по-видимому, был вызван самим фактом ухода из власти в Армении представителей групп интересов, сформировавшихся в результате конфликта. Он также мог быть связан с более общим видением двух сторон процветающего будущего региона, которое возможно только при добрососедских отношениях и экономическом сотрудничестве между Баку и Ереваном. Но последующие встречи несколько развеяли этот оптимизм. Н. Пашинян сейчас пытается спасти свое политическое будущее, потому что Нагорно-Карабахский регион долгое время считался основой клана, который управлял Арменией и на сегодняшний день является самой мощной силой оппозиции. Этот клан сохраняет свои позиции, несмотря на арест своего лидера — бывшего президента Роберта Кочаряна. Члены команды Кочаряна выступают против возвращения Нагорного Карабаха в Азербайджан.

Россия — особый участник процесса установления мира. Официальный Баку надеется, что Москва продолжит наращивать свои усилия по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, потому что влияние России на Армению все еще слишком велико. Москва, по сути, оказывает значительное влияние на все политические, экономические, социальные, военные, геополитические проблемы и проблемы безопасности, и эта страна может оказать влияние на Армению в конструктивном направлении.

На этом фоне комментарии заместителя министра иностранных дел России Андрея Руденко привлекают внимание. Он заявил, что Россия всегда была активным посредником в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. По его словам, содействие сторонам в урегулировании затянувшегося конфликта является одним из приоритетов внешней политики России: «Карабахский вопрос находится в центре внимания президента России и министра иностранных дел. В этом случае особое внимание уделяется постоянному посредничеству и проявляется повышенное внимание к результатам этой деятельности. Среди документов, подписанных при прямой помощи России, — Соглашение о прекращении огня 1994 года, которое по-прежнему является основой для прекращения огня. Важным шагом в наших посреднических усилиях стало принятие в 2008 году Московской декларации, в которой говорится о политическом урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Это первый и единственный документ, подписанный лидерами Азербайджана и Армении по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Россия сыграла ключевую роль в завершении крупномасштабных военных операций в 2016 г., пригласив в Москву глав Генерального штаба Азербайджана и Армении». Руденко также напомнил, что он тесно сотрудничал со своими французскими и американскими коллегами.

Конкретные предложения позволяют возобновить переговорный процесс при подготовке соглашений, достигнутых между президентом Ильхамом Алиевым и премьер-министром Николом Пашиняном в Вене в прошлом году. К ним относятся меры по дальнейшей стабилизации зоны конфликта и облегчению судьбы задержанных. Стороны договорились о взаимных визитах представителей СМИ и рассмотрели некоторые ключевые вопросы регулирования. Некоторые из этих предложений уже реализованы. Ситуация на границе и на линии соприкосновения остается относительно спокойной. Между Ереваном и Баку существует линия связи. Были проведены взаимные визиты журналистов. Пленные Завен Карапетян и Эльвин Ибрагимов вернулись, работа по другим заключенным продолжается. Международный Комитет Красного Креста участвует в этом процессе. Все это свидетельствует о намерении сторон предпринять конкретные шаги по подготовке населения к миру. Стороны заявляют о готовности продолжить поиски компромиссного решения.

Активное участие Москвы в этом процессе может привести к значительному продвижению. В настоящее время сохранение статус-кво вокруг Нагорного Карабаха не отвечает интересам Москвы. Такая ситуация в длительной перспективе негативно скажется на интересах России на Южном Кавказе. Если Россия хочет сохранить свои интересы и позиции в регионе, то она должна предпринять реальные шаги для урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.