Блог Ахмада Вахшитеха

Балансирование между кризисом и миром: серая ситуация и новые угрозы на Ближнем Востоке

16 марта 2021

Вскоре после встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова с ливанским премьером Саадом Харири в аэропорту Дохи на прошлой неделе в ходе его «арабского турне», иранские и ливанские СМИ, связанные с «Хезболлой», сообщили о скором визите делегации ливанской «Хезболлы» в Москву. А сегодня делегация во главе с лидером парламентской фракции Мухаммадом Раадом прибыла на переговоры в министерство иностранных дел Российской Федерации.


Фото: Пресс-служба МИД РФ


Предпосылки к установлению нового баланса угроз на Ближнем Востоке


Приход к власти в США администрации Дж.Байдена может привести к существенным изменениям в балансе угроз на Ближнем Востоке. Ближневосточный регион не является главным приоритетом внешней политики США, но изменение внешнеполитического подхода Вашингтона может нарушить баланс сил в регионе, что приведет к новому региональному кризису.

Ясно, что Китай остается главной угрозой для США, но Россия также, по мнению Байдена, все дальше и дальше расходится с национальными интересами США, намного дальше, чем когда-либо за последние после распада Советского Союза годы, и фактически представляет собой величайшую угрозу за последние 30 лет. Следовательно, Вашингтон будет придерживаться курса на сдерживание России, и регион Ближнего Востока будет местом нового острого соперничества между США и Россией.


За последние пять лет Россия стала самой важной внерегиональной державой на Ближнем Востоке. С одной стороны, это стало возможным через успешную борьбу с международным терроризмом и ДАИШ, с другой стороны – через разрешение региональных кризисов, таких как, сирийский кризис, йеменский кризис, посреднические усилия по снижению напряженности между Ираном и Саудовской Аравией, и, конечно же, усилия по контролю над процессом выполнения обязательств Ираном по ядерной сделке P5 + 1 (Совместного всеобъемлющего плана действий), в рамках которого все ещё сохраняется возможность возвращения Соединенных Штатов к переговорному процессу.


Между тем, спустя два месяца после официального начала президентства Байдена, кажется, что в тени нового межрегионального соперничества между Вашингтоном и Москвой, с одной стороны, и соперничества региональных игроков, таких как Тегеран и Эр-Рияд, а также Тегеран и Тель-Авив, Ближний Восток переживает значительные изменения в формировании нового баланса и новых коалиций.


Переход к новому геополитическому раскладу на Ближнем Востоке


14 января 2021 года, буквально за несколько дней до официальной инаугурации Дж.Байдена, министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан прибыл в Москву с целью обозначить позицию по Ирану, по возможному возвращению США к ядерной сделки, а также роли Ирана в сирийском и йеменском кризисах. Встреча состоялась практически сразу после примирения Саудовской Аравии и еще трех арабских стран (ОАЭ, Египта и Бахрейна) с Катаром. В Москве выразили надежду, что арабские монархии могли бы найти общий язык и с Ираном. И, несмотря на то, что Фейсал бен Фархан достаточно резко и критично охарактеризовал позицию Ирана, как подрывающую региональную безопасность, министр иностранных дел РФ обещал донести озабоченность Эр-Рияда до министра иностранных дела Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, визит которого в РФ запланирован на конец марта. Тем самым, Россия еще раз подчеркнула свою способность и готовность выступить в роли посредника в нормализации отношений с Ираном.


25 февраля Президент США Байден провел телефонные переговоры с королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азиз Аль Саудом. Диалог, наиболее важным посылом которого является нежелание нового президента США разговаривать с Мухаммедом бен Салманом, означал, что Вашингтон не поддерживает эмоциональную политику Саудовской Аравии, в которой молодой наследный принц играет важную роль, и подчеркивает, что, в отличие от эпохи Трампа, он принимает короля как первую власть, а не молодого наследного принца. Кроме того, в США опубликовали отчет, в котором говорится о личной причастности наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана к убийству журналиста The Washington Post Джамаля Хашогги. Все это говорит о том, США больше не будут поддерживать амбиции бен Салмана в Саудовской Аравии и регионе Ближнего Востока. И, напротив, администрация Байдена, в отличие от Трампа, который стремился оказать максимальное давление на Иран посредством переговоров и дипломатии, объявила о возвращении к всеобъемлющей ядерной сделке на саммите в Мюнхене, однако пока без уточнения условий возврата.


Определенный сигнал администрация Байдена отправила уже и в отношении Израиля – традиционного союзника США на Ближнем Востоке. Байден дал понять, что он будет пытаться обуздать амбиции Нетаньяху во время своего президентства, чтобы добиться сближения с Ираном и, после подписания соглашения с Ираном, будет способствовать снижению напряженности между Ираном и Саудовской Аравией. Тем самым, роль Израиля должна значительно снизиться.


Видимо, Соединенные Штаты реально хотят решить иранский вопрос, как основной вопрос всех кризисов и напряженности на Ближнем Востоке. Решение иранского вопроса значительно снизит и влияние России в регионе. Остается открытым вопросом, какую роль должна сыграть Саудовская Аравия в новом региональном раскладе и отношениях с Россией?


54-минутная пресс-конференция министров иностранных дел России и Саудовской Аравии 15 января в Москве отразила озабоченность Саудовской Аравии по поводу места и роли Ирана после прихода Байдена к власти. Россия понимает озабоченность обеих сторон, и, с одной стороны, Михаил Ульянов, представитель России в Международном агентстве по атомной энергии, пытается содействовать сохранению обязательств Ирана перед МАГАТЭ, с другой стороны, Сергей Лавров пытается убедить арабских партнеров, в том, что Россия рассматривает диалог со всеми сторонами как единственный путь к миру.


Фактически, исходя из политики прагматизма, Москва стремится разрешить региональные кризисы, составив беспроигрышное уравнение для всех сторон. За последние два года Россия приложила большие усилия для создания пространства для переговоров между Ираном и арабскими странами Персидского залива во главе с Саудовской Аравией, но амбиции Тегерана и Эр-Рияда пока не позволяют достичь компромисса.


Выводы


На данный момент можно констатировать, что США видят решение ближневосточного кризиса в переговорах с Ираном.


Россия считает, что если сирийский кризис будет разрешен, напряженность и соперничество между Ираном и Саудовской Аравией можно снизить, и это может способствовать дальнейшему разрешению йеменского кризиса, и, в целом, снижению напряженности в регионе Персидского залива.


С другой стороны, с окончанием сирийского кризиса прямые военные операции сил Корпуса стражей исламской революции в Сирии завершатся. Следовательно, необходимо установить сильную власть в Ливане и контроль за деятельностью военных группировок, связанных с Ираном, таких как «Хезболла».


В целом, после окончания сирийского кризиса противостояние между Ираном и связанными с ним военными группировками, находящимися в напряжении с Израилем и Саудовской Аравией, можно поставить под контроль. В этих условиях арабские страны Персидского залива и Израиль уже не будут опасаться ирано-американских переговоров, а ближневосточные кризисы разрешатся под тенью нового баланса угроз.


Поэтому переговоры между наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салман и спецпредставителем президента России по Сирии Александром Лаврентьевым (на прошлой неделе) и переговоры с «Хезболлой» (сегодня) очень важны и должны рассматриваться как часть решения сирийского кризиса и продолжение «арабских переговоров» С.Лаврова.


Однако следует отметить, что в ситуации, когда расклад сил в регионе стал очень сложным, серым и расплывчатым, ситуация может ухудшиться и перейти к новой конфронтации из-за разных идеологических моделей, которые придерживаются эмоциональных подходов.


Следовательно, «арабское турне» С.Лаврова дает четкий посыл: с одной стороны, Россия поддерживает возобновление ядерной сделки с Ираном; с другой стороны, она гарантирует арабским странам Персидского залива контроль соблюдения баланса сил в регионе.


Дипломатия на Ближнем Востоке – это исключительно контроль над амбициями региональных держав. В последние годы Россия показала, что играет важную роль в достижении этого.