ЕАЭС и интеграция в Большой Евразии (2016)
7 сентября 2017
_ Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ-ВШЭ. С 1 по 7 сентября 2016 года в г . Судаке, Крым прошла первая «Евразийская Школа ЕДРФ». Выдержав проверку временем, мы год спустя публикуем конспекты лекций.
В 2016 году президенты Российской Федерации В.В. Путин и Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно называли приоритетом укрепление сотрудничества ЕАЭС с другими экономика на пространстве «Большой Евразии» путем формализации с ними различных форм торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-энергетического сотрудничества.
Большая Евразия – это совокупность интеграционных процессов и различных форм торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-энергетического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и национальными государствами или экономическими блоками на пространстве всего континента Евразии от Атлантического и Северного ледовитого океанов на севере и западе до Тихого и Индийского океанов на востоке и юге.Одна из основных задач региональной экономической интеграции – это формирование внутресоюзного рынка размером около 300 млн. человек, так так такого количества населения достаточно для того, чтобы обеспечить минимальный стабильный внутренний спрос для поддержания отечественного производства. В 2014 году ЕАЭС с совокупным населением в 179 млн. человек не достигла этого уровня и отстала по этому показателю от таких крупных экономик мира, как ЕС (511,4 млн. чел.), США (318,9 млн. чел.) и Китай (1 млрд. 355,7 млн. чел.).
Развитие интеграционного сотрудничества ЕАЭС с другими национальными государствами и экономическими объединениями на пространстве Большой Евразии имеет четыре основных направления:
Дальнейшее расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран ограничено как количественно (в ближайшее время вступит скорее всего только Таджикистан), так и качественно, т.е. имеет лишь малый экономический эффект для укрепления позиций ЕАЭС в глобальной экономике. На начало 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли РТ образована рабочая группа, которая изучает возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС и все последствия от этого. Однако, полезность от его вступления для всего ЕАЭС ограничена рядом факторов. Численность его населения в 2014 году составила бы 4,5% от численности населения ЕАЭС, доля ее ВВП в общесоюзном валовом продукте – всего лишь 0,4%. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. Его ВВП на душу населения по ППС в 2014 году составил 2700 долларов США (по сравнению с 12155 долл. США по среднему в ЕАЭС). Другим вероятным кандидатом является Узбекистан. И хотя официальный Ташкент пока не спешит в Евразийский Союз, 68% населения Узбекистана, согласно опросу Евразийского монитора от лета 2014 года, поддерживает вступление республики в ЕАЭС. Прибавление 28,9 млн. узбекских граждан значительно расширил бы внутресоюзный рынок, однако, имея ВВП per capita в 5600 долларов, его доля в общесоюзном ВВП составил бы только 2,9%. Маловероятным представляется интеграция Молдовы, что связанно с ее участием в Восточном партнерстве и подписанием соглашения о ЗСТ с ЕС в ноябре 2014 года. А 64% населения Азербайджана в 2014 году отрицательно отнеся к идее интеграции в ЕАЭС.
Наиболее желательным дополнительным членом для участия в ЕАЭС является Украина. После России, она имела наиболее крупную численность населения в 44,3 млн. человек, что представляло собой почти ¼ от общесоюзной численности населения в 2014 году. При вступлении, она подняла бы общую численность Союза до 223,3 млн. человек, т.е. до ¾ от необходимого уровня. Долгое время Украина являлась самой крупной экономикой на постсоветском пространстве после России. В 2013 году ее ВВП в текущих ценах составил 134,9 млрд. долларов США (5,6% от ЕАЭС), и ВВП на душу населения по ППС – 8200 долл. США. При вступлении Украины в ЕАЭС доля машиностроительных видов деятельности в ВВП Украины увеличивалось с 6 до 9%, доля машин и оборудования в экспорте Украины в другие государства-члены ЕАЭС достигла бы к 2030 году 20%. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕАЭС доля авиационной техники увеличивалась бы к 2030 году до 7%. Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕАЭС возрасла бы к 2030 году в 2 раза, доля прочей машиностроительной продукции на 11,8%.
При потенциальном вступлении Таджикистана, Узбекистана, Молдовы и Украины в ЕАЭС его население выросло бы на целых 84,9 млн человек до 263,8 млн. человек в целом, что представляло собой уже 88% от необходимого внутренного рынка в 300 млн. человек.
К началу 2016 года к созданию зон свободной торговли проявили интерес более 40 торговых партнеров ЕАЭС. Так, 29 мая 2015 г. Евразийский экономический союз и Вьетнам заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. Ожидается, что реализация положений этого соглашения позволит к 2020 г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд долл. США с существующих 4 млрд. долларов США в 2015 году. Заключение соглашения о ЗСТ с Вьетнамом является умеренно выгодным для Казахстана и России и нейтральным для Беларуси. Из режима ЗСТ было бы идеально исключить одежду, продукты химического производства и электронное оборудование. Совместная исследовательская группа ЕЭК и Министерства экономики Израиля в октябре 2015 г. вынесла заключение о целесообразности создания зоны свободной торговли, которая после переговорного процесса должна быть запущена в 2017 году. В соглашение о ЗСТ прежде всего следует ввести положения, способствующие снижению барьеров для израильских инвесторов. Переговоры о создании зоны свободной торговли между Египтом и ЕАЭС могут пройти до конца 2016 г. Работает совместная исследовательская группа. Предполагается, что в рамках ЗСТ торговые отношения между Египтом и государствами-членами ЕАЭС станут в 3-5 раз интенсивнее, прежде всего в сферах сельского хозяйства и машиностроения. С 2015 г. работает совместная исследовательская группа по изучению перспектив создания ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Индией. Соглашение о ЗСТ может быть подписано не ранее 2017 года, что связано c расхождением экономических интересов государств-членов ЕАЭС. Заключение данного соглашения сопряжена с выраженными макроэкономическими выгодами для Казахстана и особенно России (рост благосостояния потребителей на 5,8%–6,0%), однако для Беларуси они связаны со значительным (десятые доли процента) снижением показателей реального ВВП и благосостояния потребителей. Поэтому, имеет смысл нахождения оптимальной стратегии компенсации для Беларуси через ресурсные трансферты и изъятия товарной категории лекарственных средств. После снятия международных санкций с Ирана, решение о начале переговоров по созданию зону свободной торговли ЕАЭС с ИРИ может быть принято к началу 2017 года. Планируется заключить на первом этапе временное соглашение о свободной торговле по ограниченному перечню товаров, ведущее к созданию полноформатной ЗСТ, соответствующей требованиям ВТО. Совместная исследовательская группа доложила о целесообразности заключения создания ЗСТ между Евразийским экономическом союзом и Республикой Кореей в сентябре 2016 г. Подписание соглашения может состояться в начале 2018 года. Зона свободной торговли с Кореей является выгодным для Казахстана и особенно России, и и также нейтральным для Беларуси. Дополнительный выигрыш может быть связан с осуществлением корейских инвестиций в экономику стран ЕАЭС, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. В мае 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Правительством Республики Сингапур о необходимости изучения целесообразности создания ЗСТ. При подготовке подобного соглашения также является важным достижение договоренностей, облегчающих привлечение сингапурских инвестиций и технологий на единый евразийский рынок. Кроме того, в 2014 году ЕЭК заключила четыре меморандума — два из них с Китаем, а также с ЮНКТАД и Европейской экономической комиссией ООН. В 2014 году была инициирована работа над новыми меморандумами о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам — с МЕРКОСУР и АСЕАН.
«Большая Европа» — это концепция создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» между Европейским и Евразийским экономическим союзами. ЕС — главный импортер товаров, произведенных в Евразийском экономическом союзе (53,2%), а ЕАЭС – третий по величине торогового оборота партнер Евросоюза после США и Китая. В частности, ЕС – крупнейший торговый партнер Казахстана и России, более половины товарооборота которой приходится на Европейский союз. Россия в свою очередь является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза (все данные за 2015 год). В случае заключения гипотетического соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС кумулятивный прирост российского ВВП составит 0,8% в краткосрочной перспективе и до 2,0% в долгосрочной. Краткосрочное и долгосрочное влияние на ВВП Казахстана не столь значительно (0,6 и 1,2% соответственно). В отличие от экономики России и Казахстана, влияние соглашения на экономику Беларуси приведет к снижению ВВП в краткосрочной перспективе на 0,6%, в долгосрочной же перспективе этот показатель скорректируется и достигнет уровня, который был до создания такой ЗСТ. По другим данным, заключение гипотетического соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС будет выгодно Казахстану (2,6% ВВП), ЕС и России, в то же время невыгодно Армении (–3,4% ВВП), Грузии, Азербайджану, Беларуси и Молдове.
В основу такого общего пространства могло бы лечь «ассиметричное» соглашение об углубленном экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и ЕС, которое имело бы характер «мегасделки», где компромиссы были бы взаимоувязаны. Простая ЗСТ невыгодна государствам-членам ЕАЭС с их (в основном) сырьевым экспортом. Уступки в одних сферах должны быть компенсированы выгодами в других. В соглашение должны быть включены положения, нужные государствам-членам ЕАЭС: смягчении требований Третьего энергопакета, безвизовый режим, совместные инфраструктурные проекты, трансфер инвестиций и технологий. Прототипам подобного ассиметричного соглашения могут выступать СЕТА и TTIP. Переговоры должны будут проходить под эгидой Еропейской комиссии и Евразийской экономической комиссий. Полноценные переговоры невозможны без членства всех стран Евразийского экономического союза в ВТО. Соглашение об углублении экономического сотрудничества и интеграции между ЕС и ЕАЭС может стать реальностью к середине 2020‑х годов.
На данном этапе концепция «Большой Европы» нереализмуема, прежде всего по политическим причинам, а именно: политические разногласия между ЕС и Россией по Крыму и украинскому кризису, санкционная война большинства стран ЕС против России, непризнание ЕАЭС со стороны Бюсселя, конкурентный характер «Восточного партнерства», разные уровни интегрированности между ЕС (высокая степень интеграции) и ЕАЭС (относительно низкая степень интеграции).
«Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП) — выдвинутая Китаем в 2013 году инициатива по созданию трех трансевразийских транспортно-инфрастуктурных и экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Западная Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).
Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП было подтверждено в мае 2015 года в совместном заявлении. Ровно год спустя, ЕЭК получила мандат на проведение переговоров по развитию торгово-экономических отношений между Евразийским экономическим союзом с Китаем. Многие экономисты считают, что ЕАЭС во многом исчерпал первоначальный эффект от создания общего рынка с ликвидацией барьеров для межстрановой торговли внутри Союза. Для обеспечения дальнейшего роста, евразийскую интеграцию необходимо заполнить содержанием, например, крупными инфраструкрно-транспортными проектами. Поворот на быстроростущий восток, санкций. Финансирование Экономического пояса Шелкового пути будет обеспечиваеть за счет средств: Фонда Шелкового пути (УК $10 млрд., из них выделено $4-5 млрд в инвестиции в ЭПШП и Морской Шелковый путь); Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (УК $100 млрд.). Большую роль в реализации проектов могут сыграть Банк ШОС, Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, национальные банки развития и частные инвесторы. Соглашение о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП может состоять из соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и определения конкретных проектов, формирования «дорожной карты» по проектам. Задача обеспечения безопасности трансъевразийских коридоров может быть возложено на такие организации как ОДКБ и ШОС. Целесообразным представляется также установление преференциального режима торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, являясь участниками АБИИ, формируют единое экономическое пространство с общим рынком 615 млн. человек.
В 2016 году президенты Российской Федерации В.В. Путин и Республики Казахстан Н.А. Назарбаев неоднократно называли приоритетом укрепление сотрудничества ЕАЭС с другими экономика на пространстве «Большой Евразии» путем формализации с ними различных форм торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-энергетического сотрудничества.
Большая Евразия – это совокупность интеграционных процессов и различных форм торгово-экономического, инвестиционного и транспортно-энергетического сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и национальными государствами или экономическими блоками на пространстве всего континента Евразии от Атлантического и Северного ледовитого океанов на севере и западе до Тихого и Индийского океанов на востоке и юге.Одна из основных задач региональной экономической интеграции – это формирование внутресоюзного рынка размером около 300 млн. человек, так так такого количества населения достаточно для того, чтобы обеспечить минимальный стабильный внутренний спрос для поддержания отечественного производства. В 2014 году ЕАЭС с совокупным населением в 179 млн. человек не достигла этого уровня и отстала по этому показателю от таких крупных экономик мира, как ЕС (511,4 млн. чел.), США (318,9 млн. чел.) и Китай (1 млрд. 355,7 млн. чел.).
Развитие интеграционного сотрудничества ЕАЭС с другими национальными государствами и экономическими объединениями на пространстве Большой Евразии имеет четыре основных направления:
- Расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран;
- Создание зон свободной торговли между ЕАЭС и третьими странами ;
- Углубление экономической кооперации между ЕС и ЕАЭС;
- Проект сопряжения ЕАЭС и китайского Экономического пояса Шелкового пути.
Дальнейшее расширение ЕАЭС за счет вступления новых членов из числа постсоветских стран ограничено как количественно (в ближайшее время вступит скорее всего только Таджикистан), так и качественно, т.е. имеет лишь малый экономический эффект для укрепления позиций ЕАЭС в глобальной экономике. На начало 2015 года при Министерстве экономического развития и торговли РТ образована рабочая группа, которая изучает возможное присоединение Таджикистана к ЕАЭС и все последствия от этого. Однако, полезность от его вступления для всего ЕАЭС ограничена рядом факторов. Численность его населения в 2014 году составила бы 4,5% от численности населения ЕАЭС, доля ее ВВП в общесоюзном валовом продукте – всего лишь 0,4%. Таджикистан является одной из наиболее бедных стран постсоветского пространства. Его ВВП на душу населения по ППС в 2014 году составил 2700 долларов США (по сравнению с 12155 долл. США по среднему в ЕАЭС). Другим вероятным кандидатом является Узбекистан. И хотя официальный Ташкент пока не спешит в Евразийский Союз, 68% населения Узбекистана, согласно опросу Евразийского монитора от лета 2014 года, поддерживает вступление республики в ЕАЭС. Прибавление 28,9 млн. узбекских граждан значительно расширил бы внутресоюзный рынок, однако, имея ВВП per capita в 5600 долларов, его доля в общесоюзном ВВП составил бы только 2,9%. Маловероятным представляется интеграция Молдовы, что связанно с ее участием в Восточном партнерстве и подписанием соглашения о ЗСТ с ЕС в ноябре 2014 года. А 64% населения Азербайджана в 2014 году отрицательно отнеся к идее интеграции в ЕАЭС.
Наиболее желательным дополнительным членом для участия в ЕАЭС является Украина. После России, она имела наиболее крупную численность населения в 44,3 млн. человек, что представляло собой почти ¼ от общесоюзной численности населения в 2014 году. При вступлении, она подняла бы общую численность Союза до 223,3 млн. человек, т.е. до ¾ от необходимого уровня. Долгое время Украина являлась самой крупной экономикой на постсоветском пространстве после России. В 2013 году ее ВВП в текущих ценах составил 134,9 млрд. долларов США (5,6% от ЕАЭС), и ВВП на душу населения по ППС – 8200 долл. США. При вступлении Украины в ЕАЭС доля машиностроительных видов деятельности в ВВП Украины увеличивалось с 6 до 9%, доля машин и оборудования в экспорте Украины в другие государства-члены ЕАЭС достигла бы к 2030 году 20%. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕАЭС доля авиационной техники увеличивалась бы к 2030 году до 7%. Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕАЭС возрасла бы к 2030 году в 2 раза, доля прочей машиностроительной продукции на 11,8%.
При потенциальном вступлении Таджикистана, Узбекистана, Молдовы и Украины в ЕАЭС его население выросло бы на целых 84,9 млн человек до 263,8 млн. человек в целом, что представляло собой уже 88% от необходимого внутренного рынка в 300 млн. человек.
К началу 2016 года к созданию зон свободной торговли проявили интерес более 40 торговых партнеров ЕАЭС. Так, 29 мая 2015 г. Евразийский экономический союз и Вьетнам заключили соглашение о создании зоны свободной торговли. Ожидается, что реализация положений этого соглашения позволит к 2020 г. увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом до 8-10 млрд долл. США с существующих 4 млрд. долларов США в 2015 году. Заключение соглашения о ЗСТ с Вьетнамом является умеренно выгодным для Казахстана и России и нейтральным для Беларуси. Из режима ЗСТ было бы идеально исключить одежду, продукты химического производства и электронное оборудование. Совместная исследовательская группа ЕЭК и Министерства экономики Израиля в октябре 2015 г. вынесла заключение о целесообразности создания зоны свободной торговли, которая после переговорного процесса должна быть запущена в 2017 году. В соглашение о ЗСТ прежде всего следует ввести положения, способствующие снижению барьеров для израильских инвесторов. Переговоры о создании зоны свободной торговли между Египтом и ЕАЭС могут пройти до конца 2016 г. Работает совместная исследовательская группа. Предполагается, что в рамках ЗСТ торговые отношения между Египтом и государствами-членами ЕАЭС станут в 3-5 раз интенсивнее, прежде всего в сферах сельского хозяйства и машиностроения. С 2015 г. работает совместная исследовательская группа по изучению перспектив создания ЗСТ между Евразийским экономическим союзом и Индией. Соглашение о ЗСТ может быть подписано не ранее 2017 года, что связано c расхождением экономических интересов государств-членов ЕАЭС. Заключение данного соглашения сопряжена с выраженными макроэкономическими выгодами для Казахстана и особенно России (рост благосостояния потребителей на 5,8%–6,0%), однако для Беларуси они связаны со значительным (десятые доли процента) снижением показателей реального ВВП и благосостояния потребителей. Поэтому, имеет смысл нахождения оптимальной стратегии компенсации для Беларуси через ресурсные трансферты и изъятия товарной категории лекарственных средств. После снятия международных санкций с Ирана, решение о начале переговоров по созданию зону свободной торговли ЕАЭС с ИРИ может быть принято к началу 2017 года. Планируется заключить на первом этапе временное соглашение о свободной торговле по ограниченному перечню товаров, ведущее к созданию полноформатной ЗСТ, соответствующей требованиям ВТО. Совместная исследовательская группа доложила о целесообразности заключения создания ЗСТ между Евразийским экономическом союзом и Республикой Кореей в сентябре 2016 г. Подписание соглашения может состояться в начале 2018 года. Зона свободной торговли с Кореей является выгодным для Казахстана и особенно России, и и также нейтральным для Беларуси. Дополнительный выигрыш может быть связан с осуществлением корейских инвестиций в экономику стран ЕАЭС, в связи с чем в соглашение о ЗСТ следует ввести положения, способствующие снижению инвестиционных барьеров. В мае 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между ЕЭК и Правительством Республики Сингапур о необходимости изучения целесообразности создания ЗСТ. При подготовке подобного соглашения также является важным достижение договоренностей, облегчающих привлечение сингапурских инвестиций и технологий на единый евразийский рынок. Кроме того, в 2014 году ЕЭК заключила четыре меморандума — два из них с Китаем, а также с ЮНКТАД и Европейской экономической комиссией ООН. В 2014 году была инициирована работа над новыми меморандумами о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам — с МЕРКОСУР и АСЕАН.
«Большая Европа» — это концепция создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» между Европейским и Евразийским экономическим союзами. ЕС — главный импортер товаров, произведенных в Евразийском экономическом союзе (53,2%), а ЕАЭС – третий по величине торогового оборота партнер Евросоюза после США и Китая. В частности, ЕС – крупнейший торговый партнер Казахстана и России, более половины товарооборота которой приходится на Европейский союз. Россия в свою очередь является третьим по значимости торговым партнером Евросоюза (все данные за 2015 год). В случае заключения гипотетического соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС кумулятивный прирост российского ВВП составит 0,8% в краткосрочной перспективе и до 2,0% в долгосрочной. Краткосрочное и долгосрочное влияние на ВВП Казахстана не столь значительно (0,6 и 1,2% соответственно). В отличие от экономики России и Казахстана, влияние соглашения на экономику Беларуси приведет к снижению ВВП в краткосрочной перспективе на 0,6%, в долгосрочной же перспективе этот показатель скорректируется и достигнет уровня, который был до создания такой ЗСТ. По другим данным, заключение гипотетического соглашения о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАЭС будет выгодно Казахстану (2,6% ВВП), ЕС и России, в то же время невыгодно Армении (–3,4% ВВП), Грузии, Азербайджану, Беларуси и Молдове.
В основу такого общего пространства могло бы лечь «ассиметричное» соглашение об углубленном экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и ЕС, которое имело бы характер «мегасделки», где компромиссы были бы взаимоувязаны. Простая ЗСТ невыгодна государствам-членам ЕАЭС с их (в основном) сырьевым экспортом. Уступки в одних сферах должны быть компенсированы выгодами в других. В соглашение должны быть включены положения, нужные государствам-членам ЕАЭС: смягчении требований Третьего энергопакета, безвизовый режим, совместные инфраструктурные проекты, трансфер инвестиций и технологий. Прототипам подобного ассиметричного соглашения могут выступать СЕТА и TTIP. Переговоры должны будут проходить под эгидой Еропейской комиссии и Евразийской экономической комиссий. Полноценные переговоры невозможны без членства всех стран Евразийского экономического союза в ВТО. Соглашение об углублении экономического сотрудничества и интеграции между ЕС и ЕАЭС может стать реальностью к середине 2020‑х годов.
На данном этапе концепция «Большой Европы» нереализмуема, прежде всего по политическим причинам, а именно: политические разногласия между ЕС и Россией по Крыму и украинскому кризису, санкционная война большинства стран ЕС против России, непризнание ЕАЭС со стороны Бюсселя, конкурентный характер «Восточного партнерства», разные уровни интегрированности между ЕС (высокая степень интеграции) и ЕАЭС (относительно низкая степень интеграции).
«Экономический пояс Шёлкового пути» (ЭПШП) — выдвинутая Китаем в 2013 году инициатива по созданию трех трансевразийских транспортно-инфрастуктурных и экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Западная Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).
Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП было подтверждено в мае 2015 года в совместном заявлении. Ровно год спустя, ЕЭК получила мандат на проведение переговоров по развитию торгово-экономических отношений между Евразийским экономическим союзом с Китаем. Многие экономисты считают, что ЕАЭС во многом исчерпал первоначальный эффект от создания общего рынка с ликвидацией барьеров для межстрановой торговли внутри Союза. Для обеспечения дальнейшего роста, евразийскую интеграцию необходимо заполнить содержанием, например, крупными инфраструкрно-транспортными проектами. Поворот на быстроростущий восток, санкций. Финансирование Экономического пояса Шелкового пути будет обеспечиваеть за счет средств: Фонда Шелкового пути (УК $10 млрд., из них выделено $4-5 млрд в инвестиции в ЭПШП и Морской Шелковый путь); Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (УК $100 млрд.). Большую роль в реализации проектов могут сыграть Банк ШОС, Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития, национальные банки развития и частные инвесторы. Соглашение о сопряжении ЕАЭС и ЭПШП может состоять из соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и определения конкретных проектов, формирования «дорожной карты» по проектам. Задача обеспечения безопасности трансъевразийских коридоров может быть возложено на такие организации как ОДКБ и ШОС. Целесообразным представляется также установление преференциального режима торговли между ЕАЭС и АСЕАН. Члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, являясь участниками АБИИ, формируют единое экономическое пространство с общим рынком 615 млн. человек.
Автор
Юрий Кофнер
Советник экономической политики для немецкой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ)
Спикер земельного комитета по экономике, налогам и финансам AдГ Бавария
Блог: Экономика справа
Рейтинг: 18
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
В ЕАЭС каждый украинец был бы на 440 долларов богаче
7 сентября 2017
Юрий Кофнер
Рейтинг победителей: кто выигывает от ЕАЭС
7 сентября 2017
Юрий Кофнер