12 плюсов ЕАЭС
24 ноября 2018
_ Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, аналитик Центра ОЭСР-ВШЭ. Первая часть лекции «Евразийский экономический союз: цели, институты, перспективы». Кишинев, 10 ноября 2018 г.
Историю современной евразийской интеграции можно условно поделить на три этапа: I. интеграция де-юре (1992-2000), II. создание институциональной базы (2000-2008), III. интеграция де-факто (2008-по настоящее время).
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был учрежден 1 января 2015 года и представляет собой не только первое наднациональное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, но и также образец добровольной и мирной интеграции в Евразии. ЕАЭС можно лучше всего понять на основе либерального межправительственного подхода. Как заявлено в «Астанинском договоре» от 29 мая 2014 года, Союз является чисто экономическим объединением. Его цели:
Евразийский интеграционный проект в определенной степени повторяет европейскую модель. Евразийская интеграция основана на принципах приоритета национального суверенитета, добровольности, равного представительства, открытости и рыночной экономики. Каждое государство-член имеет равное право голоса, независимо от экономического веса и численности населения, и все решения принимаются исключительно на основе консенсуса. Основные органы ЕАЭС являются межправительственными, с тремя наднациональными исключениями: Евразийская экономическая комиссия (ЕЭС), с штаб-квартирой в Москве; Суд ЕАЭС, базирующийся в Минске; и аффилированный Евразийский банк развития (ЕАБР), чей главный офис находится в Алмате.
Некоторые из основных успехов Евразийского экономического союза, можно суммировать следующим образом (список далеко не исчерпывающий):
Историю современной евразийской интеграции можно условно поделить на три этапа: I. интеграция де-юре (1992-2000), II. создание институциональной базы (2000-2008), III. интеграция де-факто (2008-по настоящее время).
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был учрежден 1 января 2015 года и представляет собой не только первое наднациональное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, но и также образец добровольной и мирной интеграции в Евразии. ЕАЭС можно лучше всего понять на основе либерального межправительственного подхода. Как заявлено в «Астанинском договоре» от 29 мая 2014 года, Союз является чисто экономическим объединением. Его цели:
- создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
- стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
- всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Евразийский интеграционный проект в определенной степени повторяет европейскую модель. Евразийская интеграция основана на принципах приоритета национального суверенитета, добровольности, равного представительства, открытости и рыночной экономики. Каждое государство-член имеет равное право голоса, независимо от экономического веса и численности населения, и все решения принимаются исключительно на основе консенсуса. Основные органы ЕАЭС являются межправительственными, с тремя наднациональными исключениями: Евразийская экономическая комиссия (ЕЭС), с штаб-квартирой в Москве; Суд ЕАЭС, базирующийся в Минске; и аффилированный Евразийский банк развития (ЕАБР), чей главный офис находится в Алмате.
Некоторые из основных успехов Евразийского экономического союза, можно суммировать следующим образом (список далеко не исчерпывающий):
- создание единого внутреннего рынка с четырьмя свободами передвижения размером более чем на 184 млн человек;
- содействие увеличению взаимной торговли между государствами-членами Союза (например, взаимный экспорт вырос с 10,9% в 2015 году до 14% в I-II 2018 году);
- содействие увеличению доли товаров с более высокой добавленной стоимостью во взаимной торговле (например, доля импорта промышленной продукции из третьих стран снизилась с 24,6% в 2015 году до 22,8% в 2017 году);
- содействие налаживанию межгосударственных технологических производственных цепочек (например, в 2017 году кооперационные поставки между государствами-членами в обрабатывающей промышленности увеличились на 30%, в то время как импорт комплектующих из третьих стран только на 21,6%);
- наднациональная Комиссия выступает в качестве драйвера для внедрения на национальном уровне наиболее передовых международных практик, стандартов и методов управления;
- укрепление переговорных позиций государств-членов в торговых переговорах с третьими лицами;
- создание сети зон свободной торговли с широким кругом стран и экономических блоков (Вьетнам — в 2015 году; Иран — в 2018 году; Китай — 2018 в году, не-преференциальное соглашение; Индия, Сингапур, Сербия и другие — запланировано на 2019 год);
- содействие Армении преодолеть свою торговую изоляцию и стать привлекательным местом для европейских компаний благодаря членству в ЕАЭС, расширенному партнерскому соглашению с ЕС, и ЗСТ ЕАЭС с Ираном;
- использование в качестве многостороннего института для решения в торговых спорах Беларуси с Россией (помимо того, что РФ является основным рынком сбыта для белорусских товаров);
- содействие Казахстану преодолеть свою географическую изоляцию за счет увеличения «континентальной связанности» и создания общего транспортного рынка Союза;
- существенное упрощение рабочей миграции для киргизских трудящихся и упрощение экспорта сельскохозяйственной продукции Кыргызстана на внутреннем рынке Союза;
- обеспечение России дешевой рабочей силой, необходимой для ее устойчивого экономического роста, а также содействие формированию «кордону экономической стабильности» вокруг российских границ.
Автор
Юрий Кофнер
Советник экономической политики для немецкой партии "Альтернатива для Германии" (АдГ)
Спикер земельного комитета по экономике, налогам и финансам AдГ Бавария
Блог: Экономика справа
Рейтинг: 18
ДРУГИЕ ЗАПИСИ
В ЕАЭС каждый украинец был бы на 440 долларов богаче
24 ноября 2018
Юрий Кофнер
Рейтинг победителей: кто выигывает от ЕАЭС
24 ноября 2018
Юрий Кофнер