Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Военная интеграция стран западного блока в АТР в контексте американо-китайского стратегического противостояния

25 октября 2022


Автор: Носикова Анна Вячеславовна, студентка 1 курса факультета Международных отношений МГИМО, Клуб Международной безопасности и Дипломатический клуб НСО МГИМО


В очередном Ежегодном докладе об угрозах американской службы разведки, опубликованном в феврале 2022 года, Китай второй год подряд был поставлен на первое место в списке приведенных угроз, сместив с этой позиции привычные для американского истеблишмента Россию, Иран и террористические организации. Нарастающая мощь КНР, расширение зоны ее экономического и военного влияния в мировом пространстве, отказ от подписания соглашений по ограничению ядерного оружия и прочих наступательных вооружений, а также укрепление Китаем сотрудничества с мелкими государствами азиатско-тихоокеанского региона (АТР) в военной сфере расцениваются правительством Соединенных Штатов как прямая угроза национальным стратегическим интересам и попытка ослабить американские позиции в Азии. В силу этого, американскими властями был взят курс на еще большую консолидацию военных сил с их союзниками в АТР и на европейском континенте для сдерживания китайского влияния. Это обуславливает необходимость рассмотрения ретроспективы военных интеграционных процессов в АТР и текущей системы региональных связей стран Запада для последующего прогнозирования методов политико-экономического противостояния США и Китая.







Источник: Wikipedia, Geodesic Radome, by Preston Keres



Прошлый век: FIVE EYES, FPDA, ABCANZ и другие



Создание в последние пять лет целого ряда военных альянсов в АТР основывается на заложенной еще в середине прошлого века системе союзов, как двусторонних (США и Великобритания), так и многосторонних. Многие из них существуют до сих пор и являются основой совместной стратегической безопасности и военного партнерства не только между Австралией, Новой Зеландией, Великобританией и Соединенными Штатами, но и на всем Европейском континенте.



Так, еще в 1950-х гг. была создана многосторонняя организация, которая объединила разведывательные службы Канады, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатов и Великобритании в области радиоэлектронной разведки - Five Eyes (FVEY). Одним из основных преимуществ членства в ней является общий доступ национальных спецслужб к разведывательной информации. Именно в рамках Five eyes была разработана система радиоэлектронной разведки ECHELON, которая позволяет спецслужбам эффективно бороться с террористическими и экстремистскими организациями (в том числе в Ираке и Афганистане). В настоящее время Five Eyes активно ведут совместные действия в области противодействия киберугрозам; спецслужбы регулярно проводят учения для отработки слаженности действий. Учитывая, что, по данным разведслужб, одни из главных угроз от ведущих стратегических соперников стран-участниц (Россия, Китай, Иран, террористические и экстремистские организации) исходят из киберсреды, совместные усилия государств FVEY в электронном пространстве являются на данный момент едва ли не самыми важными во всей системе их разведсотрудничества.



С обретением независимости странами азиатско-тихоокеанского региона от Британской короны в середине XX века заметно ослабли и стратегические позиции Великобритании в регионе. Потому было создано большое число многосторонних альянсов для поддержания военного присутствия и влияния Лондона в АТР: ABCANZ (Канада, Великобритания, США, Австралия с 1963 и Новая Зеландия с 1965гг) - в 1946 году, AUSCANNZUKUS (Австралия, Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия с 1980) - в 1960г, FPDA (Великобритания, Сингапур, Малайзия, Австралия, Новая Зеландия) - в 1971 и другие. Все они были направлены на консолидацию военных сил государств-участниц, проведение совместных учений и военных разработок для противоборства угрозам, исходящим из стран коммунистического блока в контексте холодной войны. В большинстве из них ведущую роль играло Соединенное королевство, остававшееся главной военной силой в регионе. Западная идеология долгое время оставалась господствовавшей в регионе из-за закрытости китайской коммунистической системы. С нарастанием противостояния социалистического и капиталистического блоков США стремились повсеместно установить свое военное присутствие. Посему большинство крупных межгосударственных военных организаций в индо-пацифике включили в себя Вашингтон в качестве члена. Отношения США и КНР вплоть до 80-х годов XX века оставались крайне напряженными (дипломатические отношения отсутствовали в принципе), но Пекин еще не рассматривался в Вашингтоне в качестве Великой державы.


Обострение американо-китайских отношений в XXI веке и национальные стратегии безопасности государств Англосферы



Сосредоточение в Китае ряда критически важных производств, с одной стороны, и резкое увеличение военного потенциала - с другой, на фоне роста роли юаня как одной из основных мировых валют, вынуждают западный мир искать новые подходы к удержанию мирового господства в промышленной и военной сферах. Основные идеи этого противостояния нашли свое отражение в стратегиях национальной безопасности и других документов в сфере безопасности ведущих держав антикитайского блока.



США и Великобритания видят Пекин в качестве стратегического конкурента в вопросе мирового (в случае США) или регионального (в случае Великобритании) доминирования.



Опубликованный в феврале 2022 года доклад американской службы внешней разведки стал одним из первых официальных документов США, поставившим Китай на первое место в списке угроз безопасности Соединенных штатов. КНР называется почти равным США конкурентом, противостоящим Вашингтону в экономической, военной, социальной и технологической сферах, пытающимся изменить сложившиеся глобальные нормы и запугать соседние государства. Китай также объявляется самой широкой, активной и постоянной угрозой для США в киберпространстве. Действия Китая в области наращивания ОМУ видятся как создание инструментов сдерживания региональной эскалации и обеспечения межконтинентального ударного потенциала в любом сценарии. Возможность подписания трехстороннего соглашения между КНР, Россией и США в области ограничения ядерного потенциала Пекина не представляется возможной в Вашингтоне. Это означает, что гонка ядерных вооружений будет набирать обороты, пока не будет достигнут трехсторонний паритет.



Фактор экономического соперничества с Китаем является одним из важнейших и для Соединенного королевства, и для США. Так, Великобритания заявляет о своих намерениях стать страной с наибольшим присутствием в регионе среди всех европейских государств ввиду критической важности АТР для собственной экономики и безопасности. Китайская концепция “Один пояс, один путь”, расширение экономического влияния Пекина на мировом пространстве представляется в качестве угрозы экономическому суверенитету и господству США внутри региона и в мире в целом. Для борьбы с китайской экономической угрозой вероятно расширение многостороннего экономического сотрудничества США с их европейскими союзниками, с одной стороны, и нейтральными государствами АТР - с другой. Великобритания намерена пойти на заключение и осуществление новых двусторонних торговых соглашений с Австралией и Новой Зеландией и Расширенного торгового соглашения с Индией, укрепление партнерства в АСЕАН, а также создание новых торговых диалогов с прочими странами региона.



Малые партнеры США и Великобритании по сотрудничеству в индо-пацифике, Австралия и Новая Зеландия, проявляют куда более сдержанную позицию в отношении КНР.



Китай является не менее важным экономическим партнером для Австралии, чем Соединенные Штаты. Посему в опубликованной Канберрой «Белой книге» по внешней политике, в отличие от документов Вашингтона и Лондона, отказываются от прямой критики в адрес Пекина и объявления внешней политики КНР агрессивной или враждебной по отношению к другим странам региона. Австралия стремится всеми силами сохранить сотрудничество с Китаем, наращивая при этом партнерство со своими союзниками в лице США, Великобритании, Франции и Новой Зеландии. Лавирование между двумя крупнейшими силами современности, враждебными по отношению друг к другу, и извлечение выгоды из обеих систем при сохранении стратегического суверенитета являются основной задачей внешней политики Австралии. Новозеландская “Белая книга” по безопасности 2016г. демонстрирует схожий с австралийским взгляд на процессы в АТР и региональное сотрудничество. В Веллингтоне тоже стремятся поддерживать тесное сотрудничество и с США, и с КНР (в особенности в экономической сфере), однако уже на момент написания документа партнерство с Соединенными Штатами было развито гораздо глубже, чем с Китаем.



Австралия и Новая Зеландия в первую очередь озабочены наращиванием военной мощи Китая. Так, Новая Зеландия выражает особую озабоченность по отношению к объявлению Китаем зоны идентификации ПВО, охватывающей большую часть Южно-Китайского моря, и считает это угрозой принципам свободы пролета. Веллингтон намекает на враждебность КНР по отношению к соседним государствам и агрессивную внешнюю политику. Поэтому сотрудничество с США оба государства объясняют тем, что видят Вашингтон силой, сдерживающей влияние Китая в регионе, создающей конкурентную среду и баланс сил в АТР.



Все четыре государства “антикитайской коалиции” также представляют противостояние с Китаем в качестве борьбы демократии и авторитарного режима. Апелляция к ценностям свободы и равенства часто объясняет необходимость противостояния Пекину в целом. Основное сотрудничество проводится в рамках постоянных военных учений, ведении совместных разработок, в особенности в киберсреде (единственной по мнению США, где Китай превосходит американские силы), а также сотрудничестве в рамках Five Eyes, FPDA, АСЕАН и двухсторонних отношениях.


Альянсы стран Англосферы в АТР в 2017-2022 гг.



А. QUAD



Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD) между США, Австралией, Индией и Японией был создан еще в 2007г. по инициативе Синдзо Абэ и поддержке Дика Чейни, однако уже через год был прекращен в связи с прекращением участия Австралии. В 2017г., во время президенства Дональда Трампа, в условиях нарастания споров вокруг островов в Южно-китайском море, было принято решение о возобновлении диалога на основе новых принципов. Официальная цель создания QUAD - проведение консультаций относительно коллективных усилий по развитию свободного, открытого и инклюзивного Индо-Тихоокеанского региона, однако в 2019г. госсекретарь США Майк Помпео заявил, что четырехстороннее сотрудничество было возобновлено, “чтобы обеспечить, что Китай сохранит свое надлежащее место в мире”.



Администрация нынешнего американского президента, Джо Байдена, усиливает действия США по консолидации антикитайских военных сил в регионе. Так, госсекретарь Энтони Блинкен по итогам беседы с представителем КПК Яном Цзечи подтвердил, что «США будут работать совместно с союзниками и партнёрами в защиту наших общих ценностей и интересов. Наша цель — привлечь КНР к ответственности за её действия, угрожающие стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, и за то, что она подрывает международный порядок, основанный на правилах».



В рамках QUAD постоянно проводятся совместные военные учения, регулярно организуются саммиты стран-участниц, многосторонние встречи и переговоры по обеспечению безопасности. Многие эксперты отмечают, что США пытаются создать полноценную военную антикитайскую коалицию в Индо-Тихоокеанском регионе на основе QUAD, сотрудничество нередко называется “Азиатским НАТО”.



Интересен список участников Диалога: если Австралия и Япония являются давними военными союзниками Соединенных штатов, то Индия не планирует становиться близким американским партнером, несмотря на развивающееся в последние 5 лет американо-индийские связи в сфере безопасности. Для Индии членство в QUAD дает гарантии региональной безопасности и баланса сил в контексте предпринимаемых Китаем попыток по усилению собственного влияния.



Пекин считает деятельность QUAD направленной на разлад Китая с его партнерами в регионе. В КНР отмечают, что страна неизменно следует по мирному пути развития и стремится взаимодействовать с другими государствами на основе взаимной выгоды, а заявления Четырехстороннего диалога о “китайской угрозе” и агрессии не имеют никаких оснований.



Б. AUKUS



2021 год ознаменовался созданием еще одного военного союза в АТР - AUKUS, в который вошли США, Великобритания и Австралия. Основной целью данного оборонного альянса является строительство атомного подводного флота в Австралии при поддержке партнеров из Лондона и Вашингтона. Помимо соглашения о строительстве как минимум 8 атомных подводных лодок, стороны также договорились о военном сотрудничестве в сфере создания автономных систем вооружения на основе ИИ, квантовых технологий и вычислительной техники, а также по вопросам кибербезопасности.



Поскольку Австралия является одним из стратегических соперников Китая в АТР, даже теоретическая возможность создания Канберрой ядерных технологий является для него недопустимой. Китайская сторона многократно выступала с осуждением AUKUS, заявляя, что создание альянса лишь разгоняет гонку вооружений в регионе. Появление в составе австралийского военно-морского флота атомных подводных лодок приведет к стратегическому балансу между Китаем и Австралией в подводном пространстве, уравниванию возможностей сторон и потере военного доминирования КНР в регионе.



Большие опасения выражаются представителями различных стран касательно строительства вспомогательных ядерных объектов на территории Австралии - такой шаг может расцениваться как использование правового пробела в ДНЯО. Хотя на официальном уровне представители стран AUKUS многократно заявляли о том, что Австралии не будут переданы технологии ядерного вооружения и мирного атома, многие эксперты считают, что развитие партнерства трехсторонним альянсом и последующий рост австралийского военного потенциала могут привести к появлению у Канберры ядерных технологий как мирного, так и военного назначения к концу программы AUKUS (т.е. к концу 2030-х).



Стоит отметить, что создание AUKUS сопровождалось громким международным скандалом. Дело в том, что еще в 2016 году был заключен контракт между Австралией и Французской Naval Group о строительстве 12 субмарин на сумму 66млдр долларов США. Австралийские власти заранее не сообщили Парижу о намерении расторгнуть контракт, хотя разработки проекта AUKUS проходили в течение долгого времени. Американское пренебрежение интересами одного из самых важных своих военных партнеров - Франции - в вопросе по AUKUS, а вместе с тем и собственным весом в Европе, свидетельствует о том, что Вашингтон готов пойти на незначительное ослабление позиций на континенте ради движения к сдерживанию Китая в индо-пацифике.



В. Partners in the Blue pacific (PBP)



24 июня 2022 года США, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия и Япония объявили о создании новой организации регионального сотрудничества - Partners in the Blue Pacific (PBP). По заявлению Белого Дома, PBP является “инициативой по более эффективной кооперации для поддержания приоритетов тихоокеанских островных государств”. Альянс по большей части направлен на поддержку островных государств в социальной и экономической сферах (в вопросах образования, здравоохранения, борьбы с изменением климата и т.д.), однако одной из его важных задач является обеспечение защиты и безопасности стран морскими силами государств PBP.



На одном из мероприятий Центра стратегических международных исследований (CSIS), посвященном вопросам тихоокеанского партнерства, прошедшем в день создания нового альянса, представители американских властей обращали особое внимание роли пятистороннего сотрудничества в поддержании мира и стабильности и обеспечении безопасности всей индо-пацифики. Курт Кэмпбелл также назвал целью тихоокеанского партнерства укрепление американских связей и позиций в регионе. В качестве одной из причин создания PBP было названо значительное повышение уровня конкуренции в АТР и распространяющееся влияние Китая.



Создание PBP является быстрым и сильным ответом Вашингтона на укрепление пекинских позиций в Океании. Привычный тандем стран западного блока в АТР (Великобритания, США, Новая Зеландия и Австралия) с входящими в него двумя ядерными державами дополнился еще одним важным для альянса союзником - Японией, которая является одним из самых значительных конкурентов Китая в регионе. Токио обладает широким стратегическим потенциалом и технологиями, с помощью которых можно разработать ядерное оружие за 1-2 года. В Вашингтоне не скрывают, что правительство США надеется на значительное расширение PBP уже в ближайшее время. Если это произойдет, Пекин рискует быть окруженным стратегическими союзниками Вашингтона в регионе.


Итоги



Консолидация крупных мировых игроков, таких, как США, Великобритания, Япония и Индия в противовес Китаю и создание этими государствами широкой сети многостороннего сотрудничества в АТР для продвижения собственных интересов ставят КНР в положение окружения стратегическими соперниками. В рамках отсутствия компромисса по какому-либо из вопросов, стороны попали в “ловушку безопасности” и вынуждены постоянно предпринимать зеркальные меры по сдерживанию друг друга.



В контексте Украинского кризиса наблюдается незначительное потепление в отношениях между Китаем и его западными визави, однако едва ли оно продлится долго. Принципиальная позиция Китая по отказу от ограничения ядерного вооружения, его мировое экономического доминирование и превосходство в кибер-среде бросают вызов американской системе национальной безопасности, и США не пойдет на меры, которые не позволяли бы эти превосходства Пекина минимизировать.



Исходя из заявлений представителей Вашингтона, можно сделать вывод, что американское сотрудничество в военной сфере со странами азиатско-тихоокеанского региона будет расширяться. Китай будет вынужден пойти на такие же меры, чтобы сохранить позиции в регионе. В итоге оформление блоков в АТР и их противостояние рискуют выйти на новый уровень конфронтации в случае, если консенсус между двумя сильнейшими государствами не будет найден в скором времени.