Современная расстановка политических сил в ЮАР: партии, группировки, формирования
Объясняется это, по моему мнению, не столько тем, что Южная Африка со времен прихода Африканского национального конгресса к власти испытывает очень серьезные внутренние экономические и социальные проблемы, сколько тем, что для ЮАР в общем очень трудно сделать верный прогноз даже на краткосрочный период. Причина тому – необыкновенно пестрая (как и южноафриканская дикая природа) внутриполитическая арена, где можно открыть для себя хищников самого разного разряда. На существующие движения в Южной Африке до последнего времени мало обращали внимания, поэтому очень сложно оценить их реальную мощь и влияние.
В каком измерении вообще стоит рассматривать существующие в ЮАР партии и группировки? Отталкиваться стоит от двух наиболее злободневных вопросов повестки дня: экспроприация земли у белых без компенсации и производный от этого вопрос о предполагаемом «апартеиде наоборот». Увы, взаимоотношения между белыми, черными и цветными красной нитью проходят через всю историю Южной Африки и избегать этого, быть может, щепетильного вопроса будет неправильно, и никакого анализа тогда не получится. BLF (Black First Land First). Эта организация появилась в Южной Африке относительно недавно (в 2015 году она откололась от EFF). Состоит она исключительно и представителей черного (даже не цветного) населения и проповедует абсолютное превосходство в правах черных над белым населением (при этом, неважно: буры ли это, англичане, французы, ирландцы – в общем, в глазах представителей этой радикальной группировки потомки всех белых народов, которые когда-то высадились на юге Африке виновны перед исконными жителями континента). Достаточно незамысловатая и привлекательная в период пост-апартеида идея захватывает умы черных и стремительно набирает популярность – организация даже рвется в парламент.
Эта группировка, представители которой открыто распевают лозунги «одна пуля – один поселенец» и «убьем за землю», также официально относится к крайне левому крылу политического спектра, выражают свое уважение к учению марксизма-ленинизма, однако, только на словах. Фактически же, цель группировки (четко сформулированной политической программы нет) – экспроприация земли у белых (и их выселение из ЮАР). Благодаря тому, что BLF, как и находящийся у власти Африканский национальный конгресс, проповедует левые идеи, организация не встречает какого-либо сопротивления со стороны властей, хотя провозглашаемые ею лозунги противоречат конституции ЮАР, в которой первым делом после апартеида закрепили равенство всех рас. Группировка также имеет тесные контакты с бывшим президентом ЮАР Джейкобом Зумой и скандально известной семьей Гупта.
В итоге, с 2015 года в Южной Африке появляется откровенно радикальная организация, которая всячески провоцирует группировки по другой конец политического спектра (о них речь пойдет позже) и на настоящий момент – главный катализатор возможной гражданской войны. Группировка, быть может, и не пользуется открыто поддержкой со стороны властей, но ей точно никто не препятствуют, это значит, что возможности у BLF могут быть достаточно обширные.
Однако и от представителей «борцов» звучит достаточно враждебная риторика в отношении белых. Официально в программе EFF не упоминается в качестве цели экспроприация земли у белых, но, тем не менее, лидеры партии, в частности, Джулиус Малема позволяет себе достаточно резкие и пугающие высказывания в отношении белого населения. Так, предвыборную кампанию в 2016 году он начал с фразы: «я не призываю убивать белых, по крайней мере, пока».
Отличие EFF от BLF заключается в том, что, во-первых, партия присутствует в парламенте (третья по величине) и участвует в законотворчестве; во-вторых, провозглашаемые цели все же больше склоняются к борьбе с капиталистами; в-третьих, «борцы» в меньшей степени радикализованы и не готовы к открытому противостоянию с белыми.
Итог: партия имеет официально признанный политический вес, а ее члены, вероятно, недостаточно откровенны в отношении своих взглядов и идей. Потенциально, партия может значительно ужесточить свою риторику и выйти на один уровень со своей «дочкой» - BLF.
ANC (African National Congress). Эта аббревиатура знакома всем, кто хотя бы вскользь почитывал историю и международные отношения в Африке. Африканский национальный конгресс (прародитель двух вышеперечисленных группировок), будучи созданным в далеком 1912 году, является старейшей и самой многочисленной из ныне существующих партий в ЮАР. АНК также вот уже на протяжении 25 лет (т.е. с момента падения апартеида) является правящей партией и стоит во главе так называемой Национальной демократической революции (NDR), цель которой и по сей день – окончательное устранение в стране социально-экономического неравенства, образовавшееся с колониальной эпохи и эпохи апартеида.
Например, по инициативе АНК были введены национальные квоты, из-за которых много белых потеряли рабочие места, потому что их «было слишком много». Также, АНК остается до определенной степени равнодушным к проблеме убийства белых фермеров, которых (в результате налетов на фермы) по некоторым данным с 1994 года погибло порядка 40 тысяч.
DA (Democratic Alliance). Демократический альянс ЮАР – официальная оппозиция находящейся у власти партии АНК – представляет собой центристское крыло политического спектра. Без лишних и скучных описаний стоит сказать лишь то, что Демократический альянс – это партия, за которую голосуют в основном белые и цветные (о чем можно судить даже по карте муниципальных выборов: в западных провинциях, где проживает большинство буров-африканеров, альянс побеждает). Почему? Вероятно потому, что Демократический альянс – своего рода альтернатива АНК: те белые, которые хотят продолжать выстраивать общество на принципах равенства и недискриминации, принципах либерализма и рыночной экономики и которые, вместе с тем, не являются носителями откровенно радикальных идей, выбирают альянс.
В настоящее время Демократический альянс – это наиболее спокойная и нейтральная партия ЮАР, живущая в соответствии со своим лозунгом «Одна нация – одно будущее». Несмотря на то, что партия не отличалась, как АНК, коррупционными скандалами, все же, сохранить свою репутацию абсолютно неиспорченной ей не удалось. Так, были случаи, когда членов партии отстраняли на некоторое время за расистские высказывания (уже в отношении черных), за выражение симпатии политикам эпохи апартеида. В целом, однако же, партия доказала свою эффективность и приверженность своим принципам (о чем я могу судить по разговорам с местными).
FF+ (Freedom Front Plus). «Свободный фронт» - еще одна оппозиционная сила, отделившаяся в свое время от движения «Afrikaner Volksfront» («Народный фронт африканеров»). Эта партия в большей степени концентрируется на правах буров, на христианских ценностях и в настоящее время на защите африканеров от «экспроприации земли без компенсации».
«Свободный фронт» не позволяет себе откровенно расистских высказываний (как и, собственно, все даже самые правые и консервативные группы белых в ЮАР), однако же лелеет идею создания отдельного «Volkstaat» («Народного государства») для буров.
Партия, несмотря на своё, по сути, осадное положение, все же пытается сделать так, чтобы её голос был услышан. Так, в апреле этого года члены «Свободного фронта» подали судебный иск против BLF с требованием запретить левым радикалам, настроенным против белого населения, участвовать в выборах в парламент страны.
Научное Студенческое Общество МГИМО – старейшая студенческая организация университета. В настоящее время в НСО входит 40 клубов, занимающихся региональной и тематической проблематикой международных отношений. Студенты-активисты клубов посвящают себя исследовательской работе, проходят стажировки в государственных структурах и коммерческих организациях, пишут научно-аналитические работы. Интернет-ресурсы НСО МГИМО: Сайт: https://nso.mgimo.ru/ ВК: https://vk.com/nso.mgimo Телеграмм: https://t.me/nsomgimo
Блог: Блог Научного Студенческого Общества МГИМО
Рейтинг: 8