Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Перспективы создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке: история и современность

7 июня 2019

Инна Родина, 4 курс факультета МИЭП МГИМО, Ближневосточный клуб НСО МГИМО


Одним из важнейших препятствий на пути создания зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ЗСОМУ) на Ближнем Востоке, является скепсис и неверие в реализуемость этого проекта. Подобные опасения не безосновательны: по вопросу о создании ЗСОМУ на Ближнем Востоке с 1974 года, когда впервые предметно стала обсуждаться эта проблема, продвинуться удалось мало. Скорее наоборот. Ядерным оружием обладает Израиль (Израиль не подтверждает и не опровергает факт наличия ядерного оружия); Иран вел разработки в области создания немирного атома; выдвигались предположения о стремлении Ирака стать ядерной державой (Специалисты, проводившие инспекции в Ираке вскоре после окончания войны в Персидском заливе, были неприятно удивлены масштабами и качественным уровнем иракской ядерной программы).


Угроза распространения химического и биологического оружия еще более велика. На Ближнем Востоке химическое оружие уже применялось - Египтом против Йемена в 1960-е годы, Ираком и Ираном друг против друга в 1980-е годы, Сирией в 2012-2013 годах (и власти Сирии, и оппозиция отвергали обвинения в применении химоружия, возложив ответственность друг на друга). Считается, что «боевыми химикатами» обладают также Израиль и Ливия.


Факты использования в боевых действиях биологического и токсинного оружия установлены не были. Однако известно, что его разработками активно занимался Ирак. Эксперты полагают, что подобные программы осуществлялись также в Иране, Израиле, Ливии, Сирии и Египте.


Инициатива по вопросу создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке принадлежит советскому руководству, которое в 1958 году выдвинуло подобную идею. В 1974 году Иран дал импульс более предметному обсуждению вопроса создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Именно тогда Генеральная Ассамблея ООН приняла первую резолюцию по этому вопросу - «Создание зоны, свободной от ядерного оружия, в регионе Ближнего Востока» (с тех пор ГА ООН принимает подобные резолюции ежегодно). Идею создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке поддерживали и другие государства региона. В 1990 году Египет выдвинул уникальную идею: создать на Ближнем Востоке зону, свободную не только от ядерного, химического и биологического оружия, но и ограничить некоторые виды ракетных. В 1993 году Израиль и Иордания в Совместной декларации о нормализации двусторонних отношений высказали стремление к созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке, в условиях всеобъемлющего и устойчивого мира в регионе, характеризующегося неприменением силы, мирным урегулированием и транспарентностью.


Мировое сообщество также неоднократно предпринимало действия, стимулирующие создание ЗСОМУ на Ближнем Востоке. В ходе мирных переговоров между Палестинской национальной автономией и Израилем, начатых в 1991 году в Мадриде при коспонсорстве СССР и США, была создана Рабочая группа по контролю над вооружениями и региональной безопасности (КВРБ). Однако в силу дестабилизации ближневосточное региона предложения КВРБ не были реализованы.


Более того, в 1995 году в рамках Конференции по продлению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) была принята резолюция по Ближнему Востоку, которая, во-первых, признала важность создания на Ближнем Востоке ЗСОМУ; во-вторых, призвала все государства региона присоединиться к ДНЯО и поставить ядерную деятельность под контроль МАГАТЭ. Однако затем на протяжении десятилетия активно тема создания ЗСОМУ в ближневосточном регионе не обсуждалась.


В 2009 году Россия выдвинула предложение провести встречу заинтересованных государств для обсуждения сложившейся ситуации и назначить спецкоординатора ООН по вопросу о создании ЗСОМУ, который собрал бы предложения ближневосточных государств и представил бы собственное заключение. Кроме того, Россия считала необходимым, чтобы государства поставили все свои ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ, присоединились к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и отказались от создания и развития чувствительных элементов. Предложения, выдвинутые РФ, легли в основу Обзорной конференции ДНЯО 2010 года, по итогам которой был принят Заключительный документ конференции по Ближнему Востоку. Однако на последующей Обзорной конференции, прошедшей в Нью-Йорке в 2015 году, во многом из-за позиции США, Великобритании и Канады не удалось принять итоговый документ, включающий положения об осуществлении итогов Обзорной конференции ДНЯО 2010 года.


Определенного прогресса удалось достичь в вопросе ликвидации химического оружия. 13 сентября 2013 года, президент Сирии Башар Асад по предложению России подписал документ о присоединении страны к КЗХО. 14 сентября 2013 года Россия и США заключили в Женеве рамочное соглашение об уничтожении сирийского химоружия до середины 2014 года. Спустя три дня Сирия представила организации всю информацию о боевых отравляющих веществах на ее территории. 14 октября 2013 года Сирия стала 190-м членом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). 4 января 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении химического оружия Сирии.


Прогресс был достигнут и в вопросе нераспространения ядерного оружия. Венцом почти тринадцатилетних переговоров стало заключение 14 июля 2015 года Ираном и шестеркой посредников - США, Франция, Великобритания, Китай, РФ и Германия - Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), предусматривающего заморозку иранской ядерной программы в обмен на снятие санкций. Однако несмотря на то, что МАГАТЭ неоднократно подтверждало факт выполнения Ираном условий соглашения, 8 мая 2018 года президент США Дональд Трамп официально объявил о выходе из ядерной сделки, поставив тем самым под вопрос возможность реализации СВПД.


Одной из главных проблем, препятствующих созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке, является наличие ядерного оружия у Израиля. То, что у Израиля есть ядерное оружие и средства его доставки, признано повсеместно. Еще в 1986 году М. Вануну, работавший на атомном объекте в Димоне, подтвердил эту информацию. Кроме того, факт наличия у Израиля ядерного оружия констатируется и французскими специалистами, оказавшими решающую помощь в становлении атомного потенциала государства. Перспективы ликвидации ядерного оружия Израилем, с учетом такого влиятельного союзника, как США, представляются туманными. Кроме того, в условиях протекающих на Ближнем Востоке конфликтов, руководство Израиля рассматривает наличие ядерного оружия в качестве гарантии безопасности страны.


Таким образом, необходимость создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке является весьма острой. Международному сообществу, прежде всего, в лице таких государств, как Россия, США, Великобритания, Германия, Франция, а также стран ближневосточного региона необходимо не замораживать обсуждение этого экзистенциального вопроса, рассматривая его успешную реализацию как маловероятную и сложно осуществимую, а, наоборот, активизировать усилия в этом направлении, прежде всего посредством многостороннего диалога с целью нахождения точек соприкосновения для разрешения текущих в регионе конфликтов и выработки комплекса мер, гарантирующих безопасность странам Ближнего Востока в условиях отсутствия оружия массового уничтожения.