У сирийской проблемы нет силового решения
Краткая версия
Интервью
В преддверии конференции «Женева-2» Петр Владимирович Стегний, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД, высказал свое мнение относительно сирийского кризиса и возможных путей его урегулирования.
Полная версия
Интервью
В преддверии конференции «Женева-2» Петр Владимирович Стегний, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, член РСМД, высказал свое мнение относительно сирийского кризиса и возможных путей его урегулирования.
Петр Владимирович, на Ваш взгляд, насколько возможен компромисс между мировыми державами по урегулированию сирийского кризиса на «Женеве-2»?
К участию в «Женеве-2» готовы ведущие мировые державы, готов сирийский режим, готова внутренняя оппозиция Сирии, которая входит в правительство. Что касается других группировок оппозиции – и светской, и боевиков, – то между ними по этому, как и по целому ряду других вопросов национальной повестки дня, пока единства нет.
Как в этой обстановке оценить шансы на созыв конференции? Я все же склонен думать, что она будет созвана, и хотелось бы надеяться, что в те сроки, которые обозначили американцы, а именно во вторую половину ноября.
Исходя из общей логики «арабской весны», решение внутренних проблем путем диалога не имеет альтернатив. Два с половиной года гражданской войны показали, что у сирийской проблемы нет силового решения. Это пора понять тем, кто никак не может преодолеть собственные комплексы и сесть за стол переговоров. Не секрет, что стратегия оппозиции, в том числе ее радикальной части, финансируемой нефтедобывающими монархиями Персидского залива, базировалась на возможности военного удара США по Сирии. Сейчас, после достижения договоренности по сирийскому химоружию, открывается перспектива политико-дипломатического решения проблем, важных не только для региона, но и для глобальной политики. Я имею в виду не только уничтожение арсенала химического оружия в Сирии, хотя это имело бы оздоравливающее влияние и на режим Башара Асада, и на распространение ОМУ в целом. «Сверхзадача» «Женевы-2» в другом: предотвратить критическое ослабление сирийской государственности в целях недопущения гуманитарной катастрофы. Это именно та цель, которая должна разделяться всеми сторонами конфликта в Сирии и вокруг нее.
Какие решения могут быть приняты на «Женеве-2»? Что может способствовать или помешать принятию этих решений?
На данном этапе все сосредоточены на том, чтобы созвать конференцию. Удастся ли сделать это в ближайшее время, покажут итоги встречи Джона Керри с представителями сирийской оппозиции в Лондоне.
Что касается возможных решений, то не хотелось бы забегать вперед – это решать сторонам сирийского конфликта. Принципиальная позиция России состоит в том, что без договоренностей непосредственно вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон никаких навязанных решений быть не может – они просто не будут работать. Международное сообщество способно подтолкнуть какие-то процессы, дать гарантии выполнения решений, но сам компромисс, те уступки, встречные шаги, на которые неизбежно должны пойти обе стороны, зависят только от них.
На подготовке «Женевы-2» сказывается и меняющаяся расстановка региональных сил. После отстранения от власти «Братьев-мусульман» в Египте в результате военного переворота 3 июля началась вторая фаза «арабской весны». В ходе первой фазы были устранены нежизнеспособные, вошедшие в противоречие с современными реалиями режимы. На втором этапе объективно на первый план выходит задача консолидации нации для решения сложных экономических, социальных, политических вопросов.
Но политической силы, которая могла бы взять на себя консолидирующую роль, пока не просматривается. Американский эксперимент с попыткой опереться на «Братьев-мусульман» закончился неудачно. Одним из следствий этого стало оживление исламских радикалов. Насколько быстро в этих условиях найдется партия или харизматический лидер («новый Насер»), человек, который сможет выдвинуть объединяющую идею на национальном уровне и на уровне региона, сказать сложно.
Складывается впечатление (и не только в отношении Египта, но и Сирии), что при реальной социальной дезинтеграции в арабском мире армия какое-то время еще может играть консолидирующую роль. В этом плане многое будет зависеть от того, как будут развиваться события в Египте. Если будет выполняться «дорожная карта» и страна твердо пойдет к демократии под «зонтиком» армии, то этот пример, я думаю, может быть продублирован еще в целом ряде стран. Но возможны самые разные сценарии.
На этапе, когда на первый план встает задача строительства новой экономики, нового общества, многое будет решать финансовая поддержка, которая есть только у нефтедобывающих государств Персидского залива. В силу этого и других причин они выходят на авансцену региональной политики. Как они будут себя вести – пока открытый вопрос. Какой будет расстановка сил на региональном уровне – это тот вопрос, который может затормозить или стимулировать дальнейшее развитие событий, в том числе и в контексте усилий по созыву «Женевы-2».