Связи с Индией всегда имели первостепенное значение для России
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Индии, член РСМД
К.полит.н., руководитель программного направления РСМД
Краткая версия
Об итогах года в российско-индийских отношениях и перспективах развития связей на внешнеполитическом и экономических треках рассказал в специальном интервью для РСМД Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Индии Денис Евгеньевич Алипов.
Беседовала руководитель программного направления РСМД Юлия Мельникова.
Полная версия
Об итогах года в российско-индийских отношениях и перспективах развития связей на внешнеполитическом и экономических треках рассказал в специальном интервью для РСМД Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Индии Денис Евгеньевич Алипов.
Беседовала руководитель программного направления РСМД Юлия Мельникова.
Россия и Индия: ключевые направления сотрудничества
Давайте начнем с последних событий. 4–5 декабря 2025 г. прошел государственный визит президента России В.В. Путина в Индию, состоялся XXIII Российско-индийский саммит. Как Вы оцениваете итоги переговоров? Насколько значимым стал этот визит для двусторонних отношений? Какие события 2025 г. в целом Вы считаете наиболее важными для нашего взаимодействия с Индией?
Государственный визит В.В. Путина имел этапное значение для нашего сотрудничества с Индией, подведя итоги 25 лет двустороннего стратпартнерства и 15 лет с момента его перехода на уровень особо привилегированного и наметив масштабные планы на ближайшую перспективу. Российско-индийское всеобъемлющее сотрудничество твердо стоит на основе взаимного уважения национальных интересов двух стран, традиций крепкой дружбы, равноправного диалога, единства или близости подходов по ключевым международно-политическим проблемам.
Президент России и премьер-министр Индии — сами давнишние добрые друзья и относятся друг к другу с доверием. Этот фактор имеет важное значение и служит направляющей для двустороннего взаимодействия по всему спектру, особенно сейчас на фоне внешних вызовов и целенаправленных попыток подорвать наши взаимовыгодные связи с Индией.
Центральной темой переговоров были торгово-экономические связи и их диверсификация. Был подписан солидный пакет межправительственных, межведомственных и корпоративных документов. В их числе: Программа развития стратегических направлений российско-индийского сотрудничества до 2030 г., соглашения в сферах трудовой миграции и углубления таможенного диалога, меморандумы о наращивании контактов на различных треках морской кооперации. Целый ряд договоренностей касается сотрудничества между торгово-промышленными объединениями и информационными агентствами.
Подтверждена задача выйти к 2030 г. на уровень взаимного товарооборота в 100 млрд долл. США. Считаем ее реалистичной. В целях ее достижения продолжим устранять торговые барьеры, углублять технологическую и инвестиционную кооперацию, продвигать независимые логистические маршруты, включая МТК «Север — Юг», морской коридор Владивосток — Ченнаи и Севморпуть, а также механизмы прямых взаиморасчетов, 96% из которых уже приходится на национальные валюты.
Россия является ключевым партнером Индии в сферах энергетики, включая углеводородную и атомную, ВТС, сельского хозяйства, исследования космоса. Намечены далеко идущие перспективы на инновационных направлениях: финтех, «умные города», ИИ, квантовые технологии, разноплановая совместная работа в Арктике.
В целом достигнутые договоренности создают мощный задел на будущее. Их реализация послужит качественному укреплению отношений между нашими странами.
Россия и Индия работают над задачей довести объем двустороннего товарооборота до 100 млрд долл. к 2030 г. Разрыв между экспортными и импортными показателями сохраняется, как и избыток рупий на российских счетах. Как Вы оцениваете остроту этой проблемы? Какими могут быть пути преодоления?
Торгово-экономическое взаимодействие с Индией поступательно развивается. Россия входит в четверку крупнейших торговых партнеров Индии.
По данным Минторгпрома Индии, в 2024 г. объем взаимной торговли составил 70,6 млрд долл. США, увеличившись на 9,2% по сравнению с 2023 г., при этом российский экспорт достиг 65,7 млрд долл. (+8,4%), поставки индийских товаров выросли до 4,9 млрд долл. (+21,3%).
В условиях подвижной конъюнктуры мировой торговли и продолжающегося ужесточения санкционного давления со стороны западных стран в 2025 г. отмечается незначительное сокращение двустороннего товарооборота. В январе–сентябре 2025 г. объем взаимной торговли составил 48,6 млрд долл. США, сократившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Существует значительный дисбаланс в торговле, который по итогам прошлого года составил 60,8 млрд долл. в пользу России. Вопросам диверсификации и достижения сбалансированности торговых потоков уделяется самое пристальное внимание, в том числе в рамках совместной Межправкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
Перспективы наращивания закупок в Индии востребованной в нашей стране продукции предметно обсуждались в ходе состоявшегося «на полях» саммита в Нью-Дели бизнес-форуме с участием представителей министерств и ведомств экономического блока, а также руководителей крупных компаний и финансовых учреждений. Российский бизнес готов кратно увеличить закупки в Индии товаров и услуг по самой обширной номенклатуре. В практическом плане речь идет о машинотехнической продукции, комплектующих, автокомпонентах, электрооборудовании и электронике, сельскохозяйственных товарах, текстиле, косметических препаратах, бытовой технике. Индийские предприниматели, и это наглядно показал форум, также реально заинтересованы торговать с Россией.
По итогам визита президента России В.В. Путина подтверждена задача выйти на показатели товарооборота в 100 миллиардов долл. США. В этих целях согласована Программа развития российско-индийского экономического сотрудничества до 2030 г., которая задает четкие ориентиры совместной работы. Перед межправительственной комиссией и отраслевыми министерствами двух стран стоят задачи по устранению торговых барьеров, отладке механизмов взаиморасчетов, реализации совместных проектов, углублению технологической и инвестиционной кооперации.
Мы перешли на качественно новый уровень банковского взаимодействия, основанного на национальных платежных системах. Россия и Индия последовательно переориентируются на взаиморасчеты в национальных валютах — их доля в коммерческих сделках составляет 96%. Достижение сбалансированности двусторонней торговли в этой связи приобретает особое значение. Слухи о зависших на счетах российских компаний рупиях сильно преувеличены.
В настоящее время в Индии работают филиалы «ВТБ» и «Сбербанка». Открыты представительства ВЭБ.РФ и «Газпромбанка». Прорабатываются вопросы выхода на местный рынок других отечественных кредитных организаций. В России функционирует «Коммерческий Индо Банк» — дочерняя организация «State Bank of India». В Мумбаи начинает работу представительство Банка России. Активное взаимодействие в банковско-финансовой сфере — залог беспрепятственных взаиморасчетов в интересах торгового и инвестиционного сотрудничества.
В 2025 г. возобновились переговоры по соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Индией, которое также может способствовать преодолению торгового дисбаланса. Как Вы оцениваете перспективы согласования преференциального торгового режима?
На фоне неопределенности с торговой сделкой с США — своим крупнейшим внешнеторговым партнером, правительство Индии делает акцент на диверсификации рынков сбыта и стимулировании промышленного производства. Данный настрой в полной мере соответствует стремлению нашей страны расширить номенклатуру торговли с Индией. Этим целям, безусловно, будет способствовать создание зоны свободной торговли Индии с Евразийским экономическим союзом. Работа над соответствующим соглашением начата — первый раунд переговоров состоялся 26–28 ноября 2025 г. в Нью-Дели. Данный факт был особо отмечен президентом В.В. Путиным в ходе двустороннего саммита. Второй раунд запланирован на I квартал 2026 г. в Москве.
Видим настрой как со стороны Евразийской экономической комиссии, так и индийских партнеров на интенсивную работу. В ходе первого заседания была обозначена амбициозная задача завершить переговоры по всем субстантивным вопросам к июню 2026 г. с выходом на подписание соглашения в 2027 г.
Давайте тогда более подробно поговорим о внешней политике Индии в целом. Существует два подхода к ее восприятию в российском обществе. С одной стороны, российско-индийские отношения исторически являются дружественными, опираются на опыт советско-индийского партнерства, что не оставляет сомнений в их устойчивости. С другой стороны, Индия активно развивает взаимодействие и с западными странами, и политика мультипроиосединения воспринимается многими как способ «усидеть на всех стульях». В каком из этих подходов больше правды?
Многовекторная внешняя политика всегда была частью ДНК индийской стратегической культуры. Индия была одним из основателей Движения неприсоединения, участники которого искали собственный путь развития после долгого периода колониального подчинения, боролись с бедностью и технической отсталостью. При этом они не стремились участвовать в «холодной войне» ни на стороне западного блока, ни в составе социалистического лагеря. Отцы-основатели современной Индии определили магистральный курс на выстраивание взаимовыгодных отношений на равноправной основе со всеми зарубежными партнерами. Нынешние дипломатические концепции Нью-Дели во многом сохраняют преемственность с традицией, как в части многовекторности, так и важности стратегической автономии, т.е. способности принимать самостоятельные решения в реагировании на вызовы, стоящие перед индийцами.
Наряду с особо привилегированным стратегическим партнерством с Россией Индия выстраивает стратегические отношения с США, ЕС, странами АТР, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. Это естественная и понятная парадигма, которая не должна вызывать удивления. Напротив, настораживает политика коллективного Запада, открыто требующего от Индии свертывания связей с Россией. Подобную «игру с нулевой суммой» Индия не приемлет.
При взаимодействии с азиатскими партнерами на «втором треке» создается впечатление, что перспектива восстановления взаимодействия между Россией и странами Запада вызывает опасения у многих представителей экспертного сообщества. Они предвосхищают возвращение России к предыдущим экономическим и транспортным проектам, снижение ее интереса к Азии. На Ваш взгляд, возможно ли это? И фиксируете ли Вы подобные настроения в Индии?
Как говорил философ Гераклит, «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». От себя добавлю: реку, изрядно отравленную нашими западными недругами. Разворот России на Восток — это сознательный долгосрочный выбор, не зависящий от будущих взаимоотношений с Западом, тем более что их перспективы, мягко говоря, не ясны. Мы не искали конфронтации с ополчившейся против нас Европой, но всегда готовы защищать свои национальные интересы. Связи с Индией всегда имели первостепенное значение для России, находятся в приоритете сейчас и таковыми останутся.
Сами индийцы заинтересованы в нормализации отношений между Россией и Западом и никакого ущерба для себя в этом не усматривают. Наоборот, видят дополнительные возможности для ведения бизнеса с Россией, который в настоящее время в известной степени страдает от незаконных рестрикций не только против России, но и Индии. Здесь приветствуют шаги в направлении восстановления российско-американского диалога.
В 2026 г. к Индии переходит председательство в БРИКС. На Ваш взгляд, каким мог бы быть вклад Индии в повышение эффективности работы формата, в том числе с учетом его расширения. Может ли БРИКС стать платформой для смягчения индо-китайских противоречий или, напротив, остается их заложником.
Индийцы наметили основные контуры повестки дня их предстоящего председательства, которое пройдет под лозунгом «Укрепление устойчивости, инновации, сотрудничество и стабильность». В его основе заложен человекоцентричный подход.
В качестве приоритетных партнеры выделяют темы сотрудничества в борьбе с терроризмом, безопасного использования ИКТ, реформы институтов глобального управления, включая ООН и ее Совет Безопасности с упором на повышение роли глобального Юга. Нью-Дели намерен акцентировать поддержку многосторонней торговой системы, содействовать взаимодействию Нового банка развития с глобальным Югом и расширению торгово-инвестиционных связей между странами БРИКС.
Здесь находит поддержку обеспечение преемственности в работе объединения, в том числе применительно к продолжению согласования востребованных российских инициатив по внедрению альтернативных финансово-платежных механизмов в интересах стран Мирового большинства, поощрение использования в расчетах национальных валют, развитие междепозитарного взаимодействия стран БРИКС, использование новых финансовых технологий с задействованием цифровых возможностей, создание собственной перестраховочной системы, новой инвестиционной платформы и зерновой биржи БРИКС. Все эти вопросы перспективные, обеспечивающие непрерывность деятельности объединения, отражающие его долгосрочные цели и инклюзивный характер. Мы готовы к взаимодействию с Индией, чтобы гарантировать успех ее «вахты» в БРИКС.
Что касается фактора индийско-китайских отношений, то мы все стремимся к тому, чтобы не привносить в многосторонний формат нерешенные двусторонние вопросы. Сотрудничество в рамках БРИКС укрепляет позитивную атмосферу между его участниками, способствует позитивному настрою и восприятию друг друга в качестве партнеров. В этом заключается добавленная стоимость объединения как стабилизирующей и конструктивной силы на двустороннем, региональном и глобальном уровнях.
В российской картине мира Индия как член ШОС является также неотъемлемым элементом Большой Евразии. Насколько высока осведомленность индийских элит об идеях Большого Евразийского партнерства и «архитектуры евразийской безопасности»? Ведется ли работа по продвижению евразийских проектов России в Индии?
В Индии знакомы с российскими инициативами по формированию Большого Евразийского партнерства и общеконтинентального контура равноправного и взаимовыгодного сотрудничества через расширение торгово-экономических связей и гармонизацию интеграционных процессов, включая и те, которые разворачиваются в рамках СНГ, ШОС, ЕАЭС, Союзного государства, АСЕАН, ССАГПЗ и других структур. Знают здесь и о инициативе президента В.В. Путина о выстраивании открытой для всех расположенных в Евразии государств и объединений архитектуры безопасности на основе принципа ее неделимости. Повышаем осведомленность партнеров о российско-белорусской инициативе Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке и проводимых в Минске профильных конференциях. В третьей конференции в октябре 2025 г. принимал участие заместитель Министра иностранных дел Индии С. Джордж.
Помимо проводимой Посольством работы, безусловно, важна и деятельность по «второй» и «полуторной» дорожке. Регулярные дискуссии между специалистами аналитических центров наших стран крайне востребованы, в т.ч. высок спрос на контакты с экспертами РСМД.
Мы уже косвенно говорили о советском наследии в российско-индийских политических отношениях, давайте в завершении вернемся к этому вопросу. Насколько сильна у современных индийцев (в особенности — у представителей молодых поколений) память о советско-индийской дружбе? В целом какой, на Ваш взгляд, образ России существует у современного индийского народа? Как был воспринят индийцами последний визит?
Память о советско-индийской дружбе глубоко укоренилась в индийском обществе. Позитивный образ нашей страны имеет для индийцев устойчивую коннотацию как друга, всегда готового прийти на помощь. Здесь до сих пор отмечают годовщину подписания легендарного договора о мире, дружбе и сотрудничестве 1971 года. Помнят о роли СССР в формировании современной политической конфигурации в Южной Азии. Помнят и о том, как СССР неоднократно и решительно применял право вето в Совете Безопасности ООН в поддержку Индии. Общеизвестен вклад Советского Союза в индустриализацию Индии, развитие ее космической программы. Индийцы с теплотой отзываются о советских детских книгах и журналах, которые издавались на многих местных языках и на которых выросло не одно поколение. Есть устойчивый запрос на возобновление этой практики.
Индийская молодежь весьма активно интересуется международной проблематикой и в большинстве своем делает правильные выводы, опираясь на историю. Мы много общаемся со студентами и видим, что их по-настоящему интересует позиция России по тем или иным вопросам. Показательным был проведенный в Индии несколько лет назад социологический опрос среди молодых людей на тему сотрудничества с зарубежными странами. 80% респондентов считает Россию наиболее доверительным и надежным стратегическим партнером Индии.
Что касается восприятия недавнего визита, то не будет преувеличением сказать, что вокруг него царил настоящий ажиотаж. Беспрецедентный охват получило интервью В.В. Путина медиахолдингу «Индия Тудэй», выпущенное накануне саммита. В преддверии и по итогам визита наблюдался шквал аналитических комментариев с упором на глобальное значение этого важнейшего двустороннего мероприятия. Подавляющее большинство оценок сводилось к тому, что Россия и Индия демонстрируют устойчивость к западному давлению и поддерживают всеобъемлющий характер стратегического партнерства, которое, в свою очередь, помогает обоим государствам преодолевать внешние вызовы и реализовывать свои национальные интересы.
В предновогоднюю пору не могу не задать вопрос о праздничных традициях. Вы останетесь отмечать Новый год в Нью-Дели? Планируете русский праздник или заимствуете что-то из индийских привычек тоже? Будете ли загадывать что-то для российско-индийских отношений в новогоднюю ночь?
В основном мы стараемся соблюдать российские традиции. В Посольстве состоится традиционный праздничный концерт, новогодняя елка для детей. Сам праздник мы, как правило, проводим по-семейному, в кругу близких друзей.
Для российско-индийских отношений обязательно загадаю раскрытия новых граней и потенциала сотрудничества ради роста наших экономик и благополучия наших народов.