Россия и её соседи на фоне глобальной неопределённости
Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД
Краткая версия
Начало лета 2025 года оказалось не самым спокойным для Евразии и российской политики в этом огромном регионе. Военно-политический кризис вокруг Ирана, в случае дальнейшей эскалации, мог существенно повлиять на потенциал сотрудничества и положение в сфере международной безопасности. Не становятся проще отношения России с дружественной Арменией – участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Недоразумения в отношениях России и Азербайджана являются, само собой, совершенно несопоставимыми по масштабу с кризисом на Ближнем Востоке. Однако также указывают на то, что южная часть евразийского пространства находится в состоянии поиска своего места в международной политике.
Затянувшийся военно-политический кризис в отношениях России и Запада, а также общая неопределённость в мировой экономике и политике создают условия, в которых соседи Москвы сталкиваются как с возможностями, так и с серьёзными вызовами. Складывается впечатление, что южный периметр России пришёл в движение, результатом которого может стать изменение конфигурации отношений на этом важном для нас пространстве. Символом того, что именно Россия занимает здесь центральное место и может принимать решения, которые становятся для других основанием по-новому взглянуть на свою стратегию, стало в начале июля 2025 года признание Москвой Афганистана, где в 2021 году пришло к власти движение «Талибан».
Евразия, самый большой и важный регион планеты, остаётся в центре международной политики и одновременно продолжает быть объектом внимания со стороны периферийных держав, включая США, – самое сильное из них в военном и экономическом отношении государство. Тем более что на западной оконечности Евразии существует территориальный анклав так называемого «коллективного Запада», цели и приоритеты которого отличаются от практически всех других стран региона. А на Ближнем Востоке, помимо самих по себе сложнейших отношений между региональными державами, присутствует фактор Израиля, также выстраивающего свою внешнюю политику с опорой на американское присутствие.
Полная версия
Перед Россией не стоит задача удержать соседей в сфере своего влияния или обеспечить там себе привилегированное политическое и экономическое положение. Однако важно, чтобы в будущем объективная зависимость соседей от России в разных областях развития и безопасности не шла во вред собственно российским интересам. О том, можно ли преодолеть устоявшуюся модель взаимодействия, пишет Тимофей Бордачёв, программный директор Валдайского клуба.
Начало лета 2025 года оказалось не самым спокойным для Евразии и российской политики в этом огромном регионе. Военно-политический кризис вокруг Ирана, в случае дальнейшей эскалации, мог существенно повлиять на потенциал сотрудничества и положение в сфере международной безопасности. Не становятся проще отношения России с дружественной Арменией – участницей Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Недоразумения в отношениях России и Азербайджана являются, само собой, совершенно несопоставимыми по масштабу с кризисом на Ближнем Востоке. Однако также указывают на то, что южная часть евразийского пространства находится в состоянии поиска своего места в международной политике.
Затянувшийся военно-политический кризис в отношениях России и Запада, а также общая неопределённость в мировой экономике и политике создают условия, в которых соседи Москвы сталкиваются как с возможностями, так и с серьёзными вызовами. Складывается впечатление, что южный периметр России пришёл в движение, результатом которого может стать изменение конфигурации отношений на этом важном для нас пространстве. Символом того, что именно Россия занимает здесь центральное место и может принимать решения, которые становятся для других основанием по-новому взглянуть на свою стратегию, стало в начале июля 2025 года признание Москвой Афганистана, где в 2021 году пришло к власти движение «Талибан».
Евразия, самый большой и важный регион планеты, остаётся в центре международной политики и одновременно продолжает быть объектом внимания со стороны периферийных держав, включая США, – самое сильное из них в военном и экономическом отношении государство. Тем более что на западной оконечности Евразии существует территориальный анклав так называемого «коллективного Запада», цели и приоритеты которого отличаются от практически всех других стран региона. А на Ближнем Востоке, помимо самих по себе сложнейших отношений между региональными державами, присутствует фактор Израиля, также выстраивающего свою внешнюю политику с опорой на американское присутствие.
Это значит, что положение в сфере безопасности в Евразии в значительной мере находится под влиянием сил, для которых оно представляет интерес именно в контексте их дипломатического взаимодействия как с крупнейшими евразийскими государствами – Россией, Китаем и Индией, так и с меньшими по масштабу державами вроде Ирана, Саудовской Аравии или Пакистана. Так, например, усилия Израиля и стоящих за ним США по дальнейшему ослаблению Ирана действительно отвечают важным интересам этих стран: для первого это вопрос выживания, а для второго – глобальной борьбы против Москвы и Пекина.
Очевидно, что если современная иранская государственность окажется уязвимой перед лицом внешнего давления и внутренних трудностей, то это существенно увеличит вероятность распространения хаоса на пространстве Центральной Азии. Последнее, в свою очередь, создаст проблемы России и Китаю, что является, естественно, стратегическим приоритетом США в любых условиях.
Тем более что страны – соседи России в Закавказье и Центральной Азии действительно находятся сейчас в состоянии поиска наиболее устойчивых механизмов выживания и развития в условиях, когда традиционные ориентиры становятся значительно менее надёжными. По мере дальнейшего становления их политико-экономических систем накапливаются новые внутренние проблемы, часто обусловленные достижениями в деле интеграции в мировую экономику. Практически все они уже являются состоявшимися государствами со стабильно функционирующими политическими системами и самостоятельной внешней политикой. Более того, в Центральной Азии, например, мы наблюдаем в последние годы процесс поступательного сотрудничества пяти стран региона, которое может в будущем привести к получению ими дополнительной субъектности в международных делах. Россия этот формат всецело поддерживает и видит в нём перспективный фактор повышения устойчивости всего региона к внешним вызовам и угрозам, а также способности его государств самостоятельно решать целый ряд важных задач.
Вместе с тем нельзя игнорировать то, что уже в ближайшей перспективе соседи России на Юге столкнутся с новыми вызовами.
Во-первых, страны Закавказья будут в той или иной мере уязвимы для угроз, исходящих от своего окружения. Сложно сейчас сказать, насколько продолжительным окажется конфликт Израиля с его соседями и какие новые формы он будет принимать. Но мало сомнений в том, что благодаря этому весь Ближний Восток останется неспокойной частью Большой Евразии. Не настолько предсказуемой, как этого бы хотелось, останется и внешняя политика Турции, приобретающая иногда авантюристический характер.
Во-вторых, отдельные страны, включая Азербайджан или Казахстан, могут столкнуться с проблемой нестабильности на глобальном рынке энергоресурсов. Сейчас львиная доля их доходов приходится именно на экспорт нефти и газа. Если этот источник будет сокращаться в результате падения цен или исчерпания резервов, можно ожидать в двух странах внутренних потрясений.
В-третьих, страны Центральной Азии столкнутся, по всей вероятности, с проблемой изменения климата и недостатка воды. Пока она не является драматически острой. Однако в сочетании с демографическим ростом может стать таковой уже в ближайшее десятилетие.
И наконец, нерешённой остаётся проблема общего негативного влияния со стороны всё менее стабильной мировой политики и экономики. Но если крупные государства располагают резервами для сохранения устойчивости, то средние по размерам страны этим похвастаться могут не всегда. Национальные правительства соседей России понимают остроту вероятных вызовов и уже сейчас энергично готовятся к их отражению. Отчасти это также становится причиной необходимости дискуссии о том, как должны развиваться отношения между ними и Россией. Которая остаётся для практически всех своих соседей в центре внимания.
Ведь стратегически отношения между Россией и её соседями из числа бывших республик СССР определяются двумя основными факторами, вступающими между собой в сложные и противоречивые отношения. Первый – Россия, в силу своих географических масштабов, обеспеченности ресурсами, экономического потенциала и военно-политического могущества, остаётся важнейшим центром притяжения на всём так называемом постсоветском пространстве. Второй – само по себе это пространство как цивилизационная целостность постепенно размывается под воздействием процессов становления и развития суверенной государственности народов, входивших на определённом историческом этапе в состав Российской империи и СССР.
Однако необходимым является то, чтобы в будущем объективная зависимость соседей от России в разных областях развития и безопасности не шла во вред собственно российским интересам. Это значит, что для нас не имеет фундаментального значения характер политических режимов в странах-соседях. Было бы стратегически рискованно позволить возникнуть ситуации, когда они решают свои проблемы развития и безопасности, включая внутриполитические последствия этих проблем, за счёт России, не предоставляя ничего взамен.
Решение этой задачи может, как представляется, объединять в себе включение сотрудничества России со странами-соседями в более широкий контекст евразийского совместного развития и, с другой стороны, последовательную и достаточно твёрдую стратегию обеспечения в первую очередь российских интересов. Такой подход в одинаковой степени распространяется на все три региональных направления – среднеазиатское, закавказское и восточноевропейское – политики России в отношениях со странами-соседями. Но его практическая реализация может осложняться устоявшейся моделью взаимодействия, серьёзный пересмотр которой выглядит пока как слишком решительный шаг в неопределённое будущее.
Источник: Международный дискуссионный клуб «Валдай»