Откроет ли Грузия «второй фронт» против России
Д.полит.н., научный руководитель ЦКЕМИ НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», член РСМД
Краткая версия
За последний год наша южная соседка заслужила уже немало критики со стороны своих партнеров на Западе. В основном за то, что пытается идти своим курсом, который не полностью отвечает желанию Вашингтона и Брюсселя бросить эту страну в топку своей геополитической игры против России. А это является серьезным «преступлением» по меркам общения Запада с малыми странами и народами на российской периферии.
Нужно понимать, что поведение грузинских властей не является продуктом их особых симпатий к России. Этого там, видимо, нет и в помине. Да и среди грузинского населения мы в целом не особенно популярны. Не случайно там настолько комфортно себя чувствуют многие покинувшие нас за последний год соотечественники.
Полная версия
За последний год наша южная соседка заслужила уже немало критики со стороны своих партнеров на Западе. В основном за то, что пытается идти своим курсом, который не полностью отвечает желанию Вашингтона и Брюсселя бросить эту страну в топку своей геополитической игры против России. А это является серьезным «преступлением» по меркам общения Запада с малыми странами и народами на российской периферии.
Нужно понимать, что поведение грузинских властей не является продуктом их особых симпатий к России. Этого там, видимо, нет и в помине. Да и среди грузинского населения мы в целом не особенно популярны. Не случайно там настолько комфортно себя чувствуют многие покинувшие нас за последний год соотечественники.
Скорее можно предположить, что конфликт Тбилиси и Запада является показателем того, насколько незамысловатым стало отношение США и Европы к союзникам на пространстве бывшего СССР. Сейчас оно совершенно лишилось нюансов и состоит в простом требовании лояльности, даже если она станет самоубийственной для целых государств. По этому пути пошла Украина, туда же склоняются власти Молдавии – на этот путь Вашингтон и Брюссель пытаются столкнуть всех, до кого они могут дотянуться. Но в данном случае большого успеха добиться у них пока не получается. И рискну предположить, что если не случится радикальных решений, то не получится ничего и в будущем.
Грузия представляет собой уникальный пример постепенного движения в сторону того суверенитета, который полностью устраивает ее соседей. В его основе может быть следование национальным интересам и адекватный взгляд на политическую карту мира. Такому поведению способствуют геополитическое положение и недавний исторический опыт. Но одновременно игра грузинских властей является исключительно рискованной и заставляет их по-настоящему балансировать между Россией и Западом.
О стремлении проводить подобную политику говорят власти нескольких стран бывшего СССР, включая формально союзнические нам Армению, Казахстан и Азербайджан. Вместе с тем ни одна из них не находится в настолько сложном положении, как Грузия. И если для Астаны или Баку разговоры о многовекторности – это только игра словами, за которой не стоит реального выбора, то в случае с Тбилиси цена ошибки может оказаться трагической для судьбы всей грузинской нации. Один неверный шаг – и все рухнет. Но в том случае, если Грузия сможет пройти своей рискованной дорогой к подлинной самостоятельности, то она со временем может стать для России очень хорошим соседом.
Успеху способствует целый ряд обстоятельств. Во-первых, Грузия маленькая по территории и численности населения страна, в которой проживает всего около четырех миллионов человек. Поэтому в современных обстоятельствах, в эпоху «больших войн», она не представляет собой для Запада такого интереса, как это было с огромной Украиной, и может, в случае обрушения там политической системы, оказаться в ситуации с Казахстаном. Человеческие ресурсы Грузии явно недостаточны для того, чтобы создать для России действительно серьезные проблемы. Во-вторых, географическое положение Грузии также не способствует превращению ее в очередную базу для антироссийской военной кампании. Это, конечно, не Центральная Азия, зажатая между Россией, Китаем и Ираном, но уж точно не Прибалтика, Украина или Молдавия. Логистические решения в данном случае были бы слишком рискованными для НАТО, а рисковать наши противники на Западе совершенно не любят. Другими словами, объективные факторы против того, чтобы Грузия стала очередным «пушечным мясом» Запада.
Но еще более важным является недавний исторический опыт и уроки, которые в Грузии пытаются из него извлекать. После распада СССР эта страна, наверное, раньше всех оказалась в конфликтных отношениях с Россией. Националистические чувства там были очень сильны, а горячий южный темперамент приводил к совершенно необдуманным решениям. 30 лет назад грузинам «повезло» привести к власти радикальных представителей творческой интеллигенции, благодаря которым несколько лет шла вялотекущая гражданская война, а Абхазия и Южная Осетия вовсе добились фактической независимости. Именно это позволяет сейчас некоторым коллегам из числа грузинских интеллектуалов говорить: «любые возможные глупости мы сделали раньше всех в СССР».
Десять лет руководства бывшего министра иностранных дел Советского Союза Эдуарда Шеварднадзе особенно ничего не изменили – он оказался не самым талантливым представителем поздней советской номенклатуры, а проблемы его предшественниками были созданы действительно циклопические. Финалом его правления стала не стабилизация политического режима, как это случилось в соседнем Азербайджане при таком же чиновнике КПСС Гейдаре Алиеве, а его коллапс и смена на радикальных сторонников сближения с Западом.
Такой курс хоть и принес некоторые позитивные изменения во внутреннюю жизнь, но во внешней политике стал подлинной катастрофой. По итогам скоротечного столкновения с Россией в августе 2008 года независимость Абхазии и Южной Осетии стала уже формальной и получила признание со стороны Москвы. И это Грузии еще повезло: 15 лет назад в мировой политике времена были, по сравнению с нынешним днем, просто вегетарианские. И соответствующим по степени великодушия оказалось поведение Москвы. Сложно сказать, как развивались бы события, вздумай Тбилиси напасть на свои бывшие автономии сейчас, когда отношения России и Запада находятся в состоянии военно-политического конфликта.
Драматический опыт первых 20 лет независимости оказался для большей части грузинской элиты достаточно убедительным. Курс правительства партии «Грузинская мечта», пришедшей к власти в 2012 году, состоял в том, чтобы укреплять связи с Западом, но одновременно не особенно конфликтовать с Россией. Это получалось не всегда – и с июня 2019 года между нашими странами нет авиационного сообщения. Но в целом стратегия балансирования оказалась вполне удачной. А после начала военных действий на Украине положение Грузии и вовсе стало благоприятным для ее экономического развития. Тем более, что рядом расположена Турция, также играющая на всех геополитических досках и извлекающая прибыль из конфликта Россия – Запад.
Против грузинского правительства работает вся инфраструктура западного влияния, созданная в этой стране за прошедшие десятилетия. Действие этого фактора мы наблюдали совсем недавно, когда Тбилиси стал ареной массовых беспорядков, организованных оппозицией в ответ на попытки властей взять под контроль деятельность финансируемых из-за рубежа организаций. Тогда грузинские власти отступили и отозвали закон, против которого жестко выступили США, Евросоюз и их клиенты внутри Грузии. Такие радикальные шаги по укреплению союзником своего суверенитета Запад пока в состоянии не допустить. Наблюдатели вздохнули с облегчением, поскольку альтернативой вполне мог оказаться государственный переворот и новая гражданская война.
Несмотря на все давление, которое на них оказывается, грузинские власти весьма умело пользуются своими преимуществами. И ожидать, что Грузия откроет против России «второй фронт», конечно, не стоит. Как не надо рассчитывать на то, что ради российских интересов кто-то в Тбилиси согласится пойти на коллективное самоубийство. Но и относиться к этой стране с высокомерием, самим провоцировать там внутренний конфликт, было бы, наверное, для нас не совсем продуманной стратегией.
Источник: Взгляд