Андрей Денисов

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам ФС РФ, член РСМД

Краткая версия

Если говорить об истинных причинах решений Вашингтона, то это, конечно, протекционизм, стремление незаконным в точки зрения международного торгово-политического регулирования путем получить преимущества в торговле — через нахрапистый подход и откровенное давление на партнеров. В качестве причины введения пошлин против Китая является тяжелый синтетический наркотик из группы опиатов фентанил — это обезболивающее средство, которое, как говорят специалисты, в сотни раз опаснее с точки зрения привыкания к нему, чем героин. В Китае он какое-то время назад относился к категории лекарств, но еще в прошлом десятилетии в КНР приняли очень серьезные меры по ограничению его применения, производства и вывоза. Это действительно зло, с которым необходимо бороться: были оценки, согласно которым число жертв фентанила достигает, по официальным данным, только в США до ста тысяч человек в год, а по неофициальным данным — значительно больше. Но бороться с этим злом надо теми инструментами, которые для этого предназначены, — по линии силовых и антинаркотических структур, например. К слову, это и делалось в США, и Китай относился к этому лояльно. А сейчас Трамп взял этот аргумент, чтобы повысить пошлины, представляется, что в данном случае борьба с фентанилом используется им как инструмент американского протекционизма для получения односторонних торговых преимуществ.

Замечу, что ситуация с Китаем на общем фоне тарифной войны, объявленной Трампом своим партнерам, выделяется. Да, введенные против Мексики и Канады 25-процентные пошлины — довольно высокие и могут рассматриваться даже как запретительные. У Китая ограничения выглядят скромнее. Но общий импорт из Китая в США за 2024 год, по некоторым оценкам, составляет порядка 450 миллиардов долларов США. Учитывая такие объемы торговли, введение 10-процентных пошлин — это довольно серьезный ущерб для КНР, если смотреть даже с чисто арифметических позиций.

Здесь стоит упомянуть, что торговая война эта не с неба свалилась. Китаю она была объявлена Трампом еще в его первую коденцию, в 2018 году. Тогда Пекин пытался всячески снизить накал напряженности со своим ведущим торговым партнером и даже пошел на некоторые компромиссы, например обязался покупать американские товары на сумму в пределах двухсот миллиардов долларов, чтобы хотя бы частично закрыть гигантский торговый перевес китайского экспорта над импортом из США — он составлял тогда порядка 300-350 миллиардов долларов! Потом был ковид, приход администрации Байдена — все конфликтные вопросы ушли так или иначе в тень. А сейчас ситуация вновь взвинчивается Трампом, который объявил новую старую торговую войну Китаю.

Полная версия

США ввели 25-процентные таможенные пошлины на импорт товаров из Мексики и Канады, а также 10-процентные тарифы на продукцию из Китая. По официальной версии, жесткие меры должны заставить Мехико, Оттаву и Пекин получше бороться с проникающими в Америку нелегальными мигрантами и синтетическими наркотиками. Что на самом деле стоит за этими действиями Вашингтона и как торговая война между Штатами и Китаем может отразиться на России? На вопросы «Парламентской газеты» ответил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, экс-посол РФ в Китае Андрей Денисов.

- Андрей Иванович, объяснения Трампа, что, вводя пошлины против Китая, Мексики и Канады, он борется с мигрантами и наркотиками, выглядят не очень-то убедительно. Как считаете, какова настоящая причина санкций на самом деле?

- Если говорить об истинных причинах решений Вашингтона, то это, конечно, протекционизм, стремление незаконным в точки зрения международного торгово-политического регулирования путем получить преимущества в торговле — через нахрапистый подход и откровенное давление на партнеров. В качестве причины введения пошлин против Китая является тяжелый синтетический наркотик из группы опиатов фентанил — это обезболивающее средство, которое, как говорят специалисты, в сотни раз опаснее с точки зрения привыкания к нему, чем героин. В Китае он какое-то время назад относился к категории лекарств, но еще в прошлом десятилетии в КНР приняли очень серьезные меры по ограничению его применения, производства и вывоза. Это действительно зло, с которым необходимо бороться: были оценки, согласно которым число жертв фентанила достигает, по официальным данным, только в США до ста тысяч человек в год, а по неофициальным данным — значительно больше. Но бороться с этим злом надо теми инструментами, которые для этого предназначены, — по линии силовых и антинаркотических структур, например. К слову, это и делалось в США, и Китай относился к этому лояльно. А сейчас Трамп взял этот аргумент, чтобы повысить пошлины, представляется, что в данном случае борьба с фентанилом используется им как инструмент американского протекционизма для получения односторонних торговых преимуществ.

Замечу, что ситуация с Китаем на общем фоне тарифной войны, объявленной Трампом своим партнерам, выделяется. Да, введенные против Мексики и Канады 25-процентные пошлины — довольно высокие и могут рассматриваться даже как запретительные. У Китая ограничения выглядят скромнее. Но общий импорт из Китая в США за 2024 год, по некоторым оценкам, составляет порядка 450 миллиардов долларов США. Учитывая такие объемы торговли, введение 10-процентных пошлин — это довольно серьезный ущерб для КНР, если смотреть даже с чисто арифметических позиций.

Здесь стоит упомянуть, что торговая война эта не с неба свалилась. Китаю она была объявлена Трампом еще в его первую коденцию, в 2018 году. Тогда Пекин пытался всячески снизить накал напряженности со своим ведущим торговым партнером и даже пошел на некоторые компромиссы, например обязался покупать американские товары на сумму в пределах двухсот миллиардов долларов, чтобы хотя бы частично закрыть гигантский торговый перевес китайского экспорта над импортом из США — он составлял тогда порядка 300-350 миллиардов долларов! Потом был ковид, приход администрации Байдена — все конфликтные вопросы ушли так или иначе в тень. А сейчас ситуация вновь взвинчивается Трампом, который объявил новую старую торговую войну Китаю.

- В ответ Пекин установил пошлины в размере 15 процентов на уголь и СПГ из США и усилил экспортный контроль товаров, связанных с некоторыми редкими металлами, в частности с вольфрамом, теллуром, висмутом, молибденом и индием. На ваш взгляд, перечень ответных мер со стороны Китая исчерпан и от чего зависят дальнейшие шаги китайской стороны?

- Здесь есть свое «двойное дно». Скажем, американские поставки угля и СПГ занимают крайне незначительное место в импорте Китая этих товаров. На мой взгляд, устанавливая 15-процентные пошлины, Пекин таким образом, во-первых, демонстрирует свои возросшие возможности, которые сегодня значительно сильнее, чем шесть-семь лет назад. А во-вторых, Китай дает сигнал, что он готов к разговору и не хочет терять доступ на американский рынок. Поэтому торговые войны КНР не нужны, но в стране осознают свою силу и демонстрируют Штатам свои экономические мышцы.

К слову, из США идут сигналы, что Трамп готов говорить с Си Цзиньпином. Думаю, что контакты между Вашингтоном и Пекином поддерживаются, и они очень важны — переговоры всегда лучше, чем мегафонная дипломатия. На мой взгляд, без компромиссных решений здесь не обойдется.

- В противостоянии столкнулись две ведущие экономики мира. У кого в этой ситуации больше рычагов давления?

- Знаете, это из разряда вопроса, кто сильнее — кит или слон? И тот, и другой сильные, мощные, но сопоставлять их объективно трудно. Наверное, если исходить из показателей совокупной экономической и технологической мощи, США все-таки опережает КНР. Но Китай быстро это отставание сокращает. Поэтому история противостояния США и Китая продолжается — наступает ее новый этап, в котором американская сторона выступает инициатором торговой войны, и китайская сторона пытается ситуацию разрядить и сохранить торговые каналы.

- Что подсказывает ваш опыт: как будут развиваться события дальше?

- Предсказывать всегда тяжело. Но мне представляется, что кавалерийские атаки Трампа на Китай носят больше показательный характер. Все-таки бизнес-сообщество играет важную роль в США, и там есть вполне конкретные персоны, заинтересованные в нормальных отношениях с Китаем. И главный среди них — не кто иной, как Илон Макс, один из представителей делового мира, который наиболее близок к фигуре нынешнего президента США. Поэтому думаю, что после громких заявлений Трампа и достойного, конструктивного ответа Китая основа для переговоров двух стран остается.

Тем более что их экономические силы почти равны. На Китай сегодня приходится 30 процентов мирового промышленного роста, на США — 20 процентов. По объему ВВП внушительный перевес — у США (около 27 триллионов долларов против 20 триллионов долларов у Китая по валютному курсу), а по паритету покупательной способности — у Китая с его 35 триллионами долларов. А вот Канада или Мексика — это для США принципиально иные торговые партнеры в сравнении с Китаем. Поэтому мы уже видим определенную податливость с их стороны перед безудержным напором Трампа, того, что один из комментаторов назвал madman diplomacy («дипломатия сумасшедшего». — Прим. ред.).

- Вступившая в новую фазу торговая война США и Китая, одного из основных партнеров нашей страны, рикошетом может зацепить Россию?

- Некоторые специалисты сегодня допускают, что, когда двое дерутся, третий может оказаться в прибытке. Может, и так. Но есть и свои серьезные риски. Конечно, освободившаяся на китайском энергетическом рынке американская ниша может заполниться российскими энергоносителями. Но это незначительная величина, мы и так первые на этом рынке в Китае. По большому, стратегическому счету торговая война межу крупнейшими экономиками мира наносит удар по всей мировой экономике. А стало быть, и по нам.

Да, мы можем нарастить поставки энергоносителей в КНР. Но если торговая война нанесет вред китайской экономике и ее тонус понизится, то и потребности в энергоресурсах в Китае резко сократятся. Поэтому мы, как и все, заинтересованы в стабильном развитии мировой экономики, осуждая категорически любые санкции и ограничения, тем более принимаемые не по решению Совета Безопасности ООН, а произвольно.



Источник: Парламентская газета