Бурение под прицелом: санкции ЕС против Турции
Краткая версия
Санкции Евросоюза против Турции вполне могут увенчаться успехом: ограничения против союзников часто оказываются более эффективными, чем ограничения против противников. Сработает ли эта закономерность в отношении Турции — большой вопрос. Ответ на него зависит в том числе от парадигмы отношений Турции и ЕС: сделает ли Анкара ставку на сближение с Брюсселем или будет дрейфовать в противоположную сторону.
Полная версия
Санкции Евросоюза против Турции вполне могут увенчаться успехом: ограничения против союзников часто оказываются более эффективными, чем ограничения против противников. Сработает ли эта закономерность в отношении Турции — большой вопрос. Ответ на него зависит в том числе от парадигмы отношений Турции и ЕС: сделает ли Анкара ставку на сближение с Брюсселем или будет дрейфовать в противоположную сторону.
На январской встрече Совета ЕС по иностранным делам одним из ключевых вопросов стали действия Турции по бурению нефтяных и газовых скважин в Восточном Средиземноморье. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что группа советников ЕС по международным вопросам должна в скором времени завершить работу по санкциям против Турции. Речь идёт о подготовке списка физических и юридических лиц, против которых будут введены ограничительные меры.
Решение Совета ЕС о введении санкций против Турции было принято 11 ноября 2019 года. Оно предписывает государствам-членам ЕС, во-первых, запретить въезд на свою территорию или транзит через неё физическим лицам, каким-либо образом вовлечённым в поддержку и планирование операций по бурению скважин или участие в них. Во-вторых, заморозить финансовые активы причастных к бурению скважин физических и юридических лиц.
Санкции США против Турции: нулевая эскалация
Турецкие проекты столкнулись с санкциями ЕС в силу разногласий по проблеме Северного Кипра. Неурегулированность проблемы порождает и споры по вопросам использования шельфа. В настоящее время между Республикой Кипр и Турцией нарастает борьба за ресурсы шельфа, предположительно богатого крупными месторождениями газа. ЕС поддерживает правительство Республики Кипр и осуждает действия Турции по бурению и разведке нефтяных и газовых скважин на шельфе Кипра и в кипрской исключительной экономической зоне. Республика Кипр — единственное признанное ЕС государство на острове. Турция придерживается иной позиции. Анкара ссылается на то, что воды, в которых ведутся работы, принадлежат Турецкой Республике Северного Кипра, провозглашённой в 1983 году и с тех пор признанной только Турцией, и утверждает, что действует в рамках международного права, защищая права турок-киприотов на шельфовые месторождения.
Разногласия между ЕС и Турцией по данному вопросу проявились ещё в марте 2018 года с публикацией выводов заседания Европейского совета. ЕС осудил действия Турции по бурению нефтяных и газовых скважин в Восточном Средиземноморье. В июле 2019 года Брюссель приостановил диалог с Анкарой на высшем уровне, а в ноябре 2019 года принял решение о санкциях.
Иными словами, причина разногласий состоит в солидарности государств-членов ЕС с Республикой Кипр. Кроме того, сообщалось, что правительство Кипра ранее выдало лицензии на проведение геологоразведочных работ европейским компаниям — итальянской ENI и французской Total.
Европейский союз всё чаще использует экономические санкции в качестве инструмента внешней политики. Не обладая военно-политическими рычагами давления на Турцию, ЕС считает себя вправе опираться на экономические ограничения для влияния на политику Анкары. К тому же председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен настроена на повышение эффективности санкций ЕС. Санкциям Евросоюза вряд ли помешает и то, что большинство государств-членов являются союзниками Турции по НАТО.
Так, например, США уже вводили санкции против Турции: в 2018 году по тематике прав человека и в октябре 2019 года — за военную операцию в Сирии. Последние были вскоре отменены после дипломатических манёвров сторон. Но это не избавило Турцию от угрозы новых санкций США. В декабре 2019 года Комитет сената США по иностранным делам по итогам голосования одобрил законопроект по санкциям против Турции за покупку российских С-400 и действия в Сирии. Впрочем, данный проект пока не стал законом. По С-400 США также могут применить закон CAATSA (115-44 PL), запрещающий транзакции с представителями оборонного сектора российской экономики.
Кодификация санкционного законодательства США против Турции крайне нежелательна для Анкары. В случае принятия законопроекта расширение ограничительных мер будет упрощено, а их отмена затруднена. Более того, санкции США могут быть вдвойне болезненны для страны-цели из-за использования американцами инструмента вторичных санкций: в этом случае Турция рискует оказаться изолированной от ряда торговых партнёров, в том числе зарегистрированных в США и ЕС. Вашингтон, скорее всего, будет действовать осторожно, понимая в свою очередь, что Турция — важный союзник США по НАТО — начнёт отдаляться от него. Риск новых санкций пока невелик.
Политика санкций: европейский парадокс
Санкции ЕС против Анкары также чреваты издержками. Об их масштабе можно будет судить после публикации официальными структурами Евросоюза списка лиц, попавших под санкции. Традиционные заморозка финансовых активов и запрет на въезд на территорию государств — членов ЕС для вовлечённых в проект турецких чиновников не смогут причинить большого вреда турецкой экономике. Санкции против турецких компаний газовой отрасли создадут более высокие издержки, но пострадает и сам европейский бизнес. Евросоюзу придётся найти баланс между стремлением повлиять на Турцию и собственными издержками от вводимых санкций. Наихудшим сценарием для Турции может стать дополнение ограничительных мер Евросоюза санкциями США, хотя возможные американские санкции связаны с другими поводами.
Заявление Жозепа Борреля о санкциях против Турции является своего рода третьей ступенью в наращивании давления ЕС на Анкару. Первыми двумя ступенями можно считать публичное осуждение действий Турции по бурению скважин в Восточном Средиземноморье и приостановление переговоров с Турцией на высшем уровне. Эффективность санкций будет зависеть от ряда факторов: от типа ограничительных мер, итоговой коалиции инициаторов, конъюнктуры рынков нефти и газа, ущерба от санкций и других.
Результаты существующих исследований по тематике санкций дают основание полагать, что санкции ЕС против Анкары могут увенчаться успехом. Ограничения против союзников часто оказываются более эффективными, чем ограничения против противников . Сработает ли эта закономерность в отношении Турции — большой вопрос. Ответ на него зависит в том числе от парадигмы отношений Турции и ЕС: сделает ли Анкара ставку на сближение с Брюсселем или будет дрейфовать в противоположную сторону. Пока наблюдается скорее вторая тенденция.
Для России возможные санкции против Турции также имеют значение. Санкции США за покупку С-400 могут повредить экспорту российских вооружений, хотя такой ущерб будет небольшим. Санкции Европейского союза важны как индикатор развития механизма использования санкций в руках Брюсселя.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».