Абхазия 2025: перезагрузка
Младший научный сотрудник, эксперт ИМИ МГИМО МИД России, научный редактор журнала «Международная аналитика»
Колонка автора: Евразийская политикаКраткая версия
В 2025 год страна вступила с ворохом экономических проблем, политическим кризисом — в третий раз за десять лет произошла смена власти через протестные акции — и застоем на международном треке. Как оценивать итоги 2025 года? За год «Страна души» существенно оживилась. Абхазия пережила президентские и муниципальные выборы, которые обошлись без митингов и уже привычного противостояния властей и оппозиции, стабилизировалась ситуация и в экономике.
Большая работа была проделала в сельском хозяйстве, и она уже приносит свои плоды: за январь — ноябрь 2025 г. товарооборот аграрной продукции с Россией вырос на 17%. Экспорт некоторых фруктов превысил показатели прошлого года, что стало возможным благодаря действующей в республике программе «Развитие сельского хозяйства», которая предусматривает поддержку не деньгами, а, например, техникой и саженцами. Кроме того, планируется поставка сельскохозяйственной техники из России на более чем 55 млн рублей. Также для переработки готовой продукции в 2025 г. запущены предприятия, в том числе в рамках российско-абхазской программы льготного кредитования.
Еще одним локомотивом абхазской экономики выступает туризм. Здесь наиболее значимыми событиями 2025 г. стали открытие аэропорта Сухума и запуск электропоезда «Диоскурия». Однако для роста туристической привлекательности республики этого недостаточно: предстоит наладить работу аэропорта и проверку документов на российско-абхазской границе, чтобы сократить время ожидания туристов и встречающих. Кроме того, многих гостей не устраивает качество сервиса в республике, поэтому они отдают предпочтение другим направлениям. Для развития индустрии туризма в стране действует программа «Гостеприимная Абхазия», которая предусматривает не только финансирование, но и иные виды поддержки перспективных проектов, например обучение и PR-сопровождение, что должно повысить качество предоставляемых услуг.
Политический кризис преодолен. По данным социологического исследования, почти 65% опрошенных положительно оценивают работу главы Абхазии. Президенту доверяет 77% граждан. Тем не менее нельзя сказать, что политическая стабильность наступила окончательно и бесповоротно: сохраняется проблема коммуникации между обществом и властью. На муниципальных выборах снова не обошлось без политических скандалов. Вызовом для новой власти стало выстраивание взаимодействия с молодым поколением избирателей, не знавших военного времени: их ожидания отличаются от ожиданий более «возрастных» жителей республики. Содействовать стабильности должно некоторое удовлетворение общественного запроса на обновление политической элиты, в частности благодаря запущенной в 2025 г. программе «Команда Абхазии» (по примеру «Лидеров России»).
Некоторое оживление произошло и на внешнеполитическом треке. Сохраняется традиционно плотное взаимодействие с Россией. Большинство упомянутых программ было запущено в тесной кооперации с российской стороной. Одновременно заметно стремление министра иностранных дел Абхазии Олега Барцица наполнить реальным содержанием отношения с такими государствами, как Никарагуа, Сирия и Турция.
В 2025 г. Абхазия достигла определенного прогресса не только в развитии, но и в наведении порядка. Чтобы Новый год жители страны встретили в безопасности, тепле, с водой и светом, на протяжении года велась активная борьба с майнингом, уклонением от уплаты налогов и коммунальных платежей, незаконным оборотом оружия. Несмотря на некоторые успехи, например повышение собираемости платы за электричество и рост налоговых поступлений, серьезные проблемы все еще остаются. Так, по-прежнему официально не трудоустроены 100 из 144 тыс. работоспособного населения, собираемость платы за электроэнергию лишь немногим превышает 50%, а 11 ноября 2025 г. СМИ снова сообщали о стрельбе в столице республики.
Тем не менее начало перезагрузки абхазского проекта можно считать успешным. Абхазия — маленькая страна с населением до 244 тыс. человек, и даже один завод, обеспечивающий 70 постоянных рабочих мест, — значимый актив. Вопрос лишь в том, как распорядиться такими активами и российской помощью.
Полная версия
Предпраздничное настроение абхазов в 2024 г. было омрачено отсутствием тепла, света и воды. В 2025 год страна вступила с ворохом экономических проблем, политическим кризисом — в третий раз за десять лет произошла смена власти через протестные акции — и застоем на международном треке. Как оценивать итоги 2025 года? За год «Страна души» существенно оживилась. Абхазия пережила президентские и муниципальные выборы, которые обошлись без митингов и уже привычного противостояния властей и оппозиции, стабилизировалась ситуация и в экономике.
Большая работа была проделала в сельском хозяйстве, и она уже приносит свои плоды (в буквальном смысле): за январь — ноябрь 2025 г. товарооборот аграрной продукции с Россией вырос на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт фейхоа, хурмы, лимонов и апельсинов уже превысил показатели прошлого года. Ожидается, что объемы 2024 г. превысят и поставки абхазских мандаринов, традиционных для российского новогоднего стола. Это стало возможным благодаря действующей в республике программе «Развитие сельского хозяйства», которая предусматривает поддержку аграрного сектора не деньгами, а, например, техникой и саженцами. В этом году ее участникам было передано 20 тыс. саженцев цитрусовых. Кроме того, планируется поставка сельскохозяйственной техники из России на более чем 55 млн рублей (38 мини-тракторов, 126 мотоблоков и более 600 единиц различных навесных и прицепных орудий к ним; это ощутимо для маленькой Абхазии, суммарная площадь сельскохозяйственных земель которой меньше площади Москвы).
Для переработки готовой продукции в 2025 г. было запущено предприятие «Абхазская цитрусовая компания», построенное в рамках российско-абхазской программы льготного кредитования. Под эту же программу попали винзавод в селе Лабра (введен в эксплуатацию в 2024 г.), Сухумский молочный завод (возобновил работу в 2024 г.), а также строящийся завод безалкогольных напитков. Способствовать популяризации местной продукции (а заодно развитию туризма) призваны гастрофестивали, такие как «Вкус осени: фейхоа». Задел хороший, важно не сбавлять обороты. В 2026 г. планируется увеличение бюджета на развитие аграрного сектора со 150 до 500 млн рублей.
Еще одним локомотивом абхазской экономики выступает туризм. Здесь наиболее значимыми событиями 2025 г. стали открытие аэропорта Сухума и запуск электропоезда «Диоскурия». Однако для роста туристической привлекательности республики этого недостаточно: предстоит наладить работу аэропорта и проверку документов на российско-абхазской границе, чтобы сократить время ожидания туристов и встречающих. Кроме того, многих гостей не устраивает качество сервиса в республике, поэтому они отдают предпочтение другим направлениям. Для развития индустрии туризма в стране действует программа «Гостеприимная Абхазия», которая предусматривает не только финансирование, но и иные виды поддержки перспективных проектов, например обучение и PR-сопровождение, что должно повысить качество предоставляемых услуг.
Политический кризис преодолен. По данным социологического исследования, организованного Абхазским государственным университетом летом 2025 г., почти 65% опрошенных положительно оценивает работу главы Абхазии. Президенту доверяет 77% граждан. Тем не менее нельзя сказать, что политическая стабильность наступила окончательно и бесповоротно: сохраняется проблема коммуникации между обществом и властью, в стране по-прежнему достаточно большое количество (35,6%) недовольных. Неоднозначный результат показали муниципальные выборы — снова не обошлось без политических скандалов. Вызовом для новой власти стало выстраивание взаимодействия с молодым поколением избирателей, не знавших военного времени: их ожидания отличаются от ожиданий более «возрастных» жителей республики. Содействовать стабильности должно некоторое удовлетворение общественного запроса на обновление политической элиты, в частности благодаря запущенной в этом году программе «Команда Абхазии» (по примеру «Лидеров России»). А для работы с активной молодежью в ноябре 2025 г. было открыто представительство дирекции Всемирного фестиваля молодежи в Сухуме.
Некоторое оживление произошло и на внешнеполитическом треке. Сохраняется традиционно плотное взаимодействие с Россией. В 2025 г. Абхазию регулярно посещал первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Кроме того, визиты в республику совершали представители центральных органов исполнительной власти и руководители регионов. Большинство упомянутых ранее программ было запущено в тесной кооперации с российской стороной. Одновременно заметно стремление министра иностранных дел Абхазии Олега Барцица наполнить реальным содержанием отношения с такими государствами, как Никарагуа, Сирия и Турция. В частности, в июле 2025 г. министр встречался с представителями политических элит и деловых кругов Никарагуа. Наметились некоторые перспективы двустороннего взаимодействия, в том числе экономического. В августе абхазская делегация во главе с Олегом Барцицем принимала участие в международной торгово-промышленной ярмарке в Дамаске. В том же месяце торгово-промышленная палата Абхазии заключила Соглашение о сотрудничестве с торгово-промышленной палатой турецкой провинции Амасья.
Грузия после выборов: новый курс?
В 2025 г. Абхазия достигла определенного прогресса не только в развитии, но и в наведении порядка. Чтобы Новый год жители страны встретили в безопасности, тепле, с водой и светом, на протяжении года велась активная борьба с майнингом, уклонением от уплаты налогов и коммунальных платежей, незаконным оборотом оружия. Несмотря на некоторые успехи, например повышение собираемости платы за электричество и рост налоговых поступлений, серьезные проблемы все еще остаются. Так, по-прежнему официально не трудоустроены 100 из 144 тыс. человек работоспособного населения, собираемость платы за электроэнергию лишь немногим превышает 50%, а 11 ноября 2025 г. СМИ снова сообщали о стрельбе в столице республики.
Тем не менее начало перезагрузки абхазского проекта можно считать успешным. Абхазия — маленькая страна с населением до 244 тыс. человек, и даже один завод, обеспечивающий 70 постоянных рабочих мест, — значимый актив. Вопрос лишь в том, как распорядиться такими активами и российской помощью. В конечном счете многое зависит от самих жителей республики: например, модернизация изношенных электросетей, а значит и бесперебойная подача электричества осуществляется в том числе за счет коммунальных платежей местного населения.