Вера Скоробогатова

Доцент кафедры международного права Институт международного права и правосудия МГЛУ

Колонка автора: Образование для всех

Краткая версия

Законодательство, несмотря на принципиально разный вклад и цели пребывания, практически не разделяет трудовых и образовательных мигрантов. Правоотношения обеих групп с государственными органами регулируются одними нормативными и ведомственными актами, которые направлены, прежде всего, на борьбу с нелегальной миграцией. Иностранные обучающиеся и выпускники не выделяются в отдельную категорию иностранных граждан, и на них распространяются все ограничения, вводимые для остальных категорий иностранных граждан, например, трудовых мигрантов.

Исключив избыточные требования (повторные процедуры, справки о несудимости и региональные ограничения перевода между вузами), облегчив оформление миграционных статусов и автоматизировав основные процессы (регистрация, сопровождение, взаимодействие с МВД), РВПО может действительно внести вклад в решение проблем, с которыми сталкиваются университеты. Важно и то, что РВПО в современных условиях — мощный инструмент конкурентоспособности российского образования, так как именно этот режим будет сравниваться с европейским и азиатскими ВНЖ и американской визой F1. Простота, предсказуемость и безопасность миграционного режима представляет собой глобальный тренд, формирующий репутацию страны как открытой, комфортной и ориентированной на привлечение талантов.

Правоприменительная практика долго ожидаемого вузами и студентами статуса РВПО — яркий пример необходимости переосмысления нормативных актов в части регулирования образовательной миграции. Крайне востребовано создание более эффективного инструмента межведомственного взаимодействия, например, общественного института уполномоченного по правам иностранных студентов или постоянно действующей рабочей группы на уровне Правительства России, а также проведение экспертной оценки принимаемых ведомственных актов с точки зрения правовых последствий. Такая координация снизит административную нагрузку как на государственные органы, так и на самих студентов, которые сталкиваются с высоким уровнем бюрократии сразу после прибытия в непривычную среду иностранного государства.

Тема Международного дня мигранта, обозначенная ООН в 2025 г. — «Мой вклад в культуру и развитие имеет значение». Это подчеркивает, как мобильность людей способствует прогрессу и укрепляет связи между сообществами. Сегодня это послание как никогда актуально, а образовательная миграция играет в этом процессе особую роль, помогая лучше узнавать мир, ценить его многообразие и формировать позитивный образ России в сознании будущих национальных элит.

Полная версия

18 декабря ежегодно отмечается Международный день мигранта. Именно в этот день в 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН ратифицировала Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.

На фоне постоянно растущего числа мигрантов в мире Генеральная Ассамблея ООН объявила 18 декабря днем признания роли и вклада мигрантов в развитие общества. Сегодня, спустя 35 лет, миграционная политика и отношение к мигрантам по-прежнему остаются одними из самых острых и спорных вопросов, определяющих политическую повестку, общественные дебаты и ход избирательных кампаний.

В этих дискуссиях речь, прежде всего, идет о трудовых мигрантах как о наиболее массовой категории. В значительно меньшей мере в государственной миграционной политике уделяется внимание образовательным мигрантам, несмотря на существенные различия между этими группами как в целеполагании, так и в характере рисков для национальной безопасности.

С политической точки зрения трудовая миграция часто ассоциируется с нелегальным въездом, что вынуждает государства ужесточать регулирование — вводить более строгие въездные требования, идентификационные карты и т. д. Низкая степень интеграции трудовых мигрантов в общество порождает межнациональные конфликты.

С экономической точки зрения их пребывание требует от государства дополнительных бюджетных расходов: на медицинское обслуживание, образование детей мигрантов, программы адаптации, обеспечение правопорядка и укрепление силовых структур. В то же время вклад иностранных студентов, т.н. образовательных мигрантов, в экономику России в 2024 г. посредством оплаты обучения и проживания, социально-бытовых и культурных расходов составил ориентировочно 254 млрд руб.

Иностранные обучающиеся изучают русский язык для освоения образовательной программы, находятся в русскоязычной образовательной среде, адаптируются к местным культуре и традициям. За их социокультурную интеграцию отвечают университеты, к которым сегодня активно подключаются структуры по работе с молодежью.

Трудности регулирования

Однако законодательство, несмотря на принципиально разный вклад и цели пребывания, практически не разделяет трудовых и образовательных мигрантов. Правоотношения обеих групп с государственными органами регулируются одними нормативными и ведомственными актами, которые направлены, прежде всего, на борьбу с нелегальной миграцией. Иностранные обучающиеся и выпускники не выделяются в отдельную категорию иностранных граждан, и на них распространяются все ограничения, вводимые для остальных категорий иностранных граждан, например, трудовых мигрантов. Ситуация осложняется дефицитом сотрудников миграционных служб в регионах, разночтениями в трактовке нормативных актов, обилием бюрократических процедур, созданием искусственных барьеров, например, для получения иностранными студентами разрешения на временное проживание как обучающихся (РВПО).

Введенный два года назад статус РВПО не стал прорывным решением для упрощения пребывания иностранных студентов и освобождения региональных миграционных служб от административной нагрузки по ежегодному продлению виз. За два года действия Федерального закона разрешение получили только 25 тыс. иностранных студентов, что составляет около 6% от обучающихся.

В чем причины такого низкого показателя? По мнению образовательного сообщества, они заключаются в избыточном и дублирующем ведомственном регулировании [1]. Для получения РВПО предусмотрены процедуры, в частности, дактилоскопия, медицинское освидетельствование, которые студенты уже проходят при поступлении в вуз, и их повторное прохождение ложится дополнительным финансовым бременем.

Кроме того, ключевым барьером для получения РВПО стало требование предоставить справку о несудимости в перечне документов, установленном приказом МВД, что представляется нелогичным и избыточным для иностранных студентов и, как показывает практика, трудновыполнимым.

Исключив избыточные требования (повторные процедуры, справки о несудимости и региональные ограничения перевода между вузами), облегчив оформление миграционных статусов и автоматизировав основные процессы (регистрация, сопровождение, взаимодействие с МВД), РВПО может действительно внести вклад в решение проблем, с которыми сталкиваются университеты. Важно и то, что РВПО в современных условиях — мощный инструмент конкурентоспособности российского образования, так как именно этот режим будет сравниваться с европейским и азиатскими ВНЖ и американской визой F1. Простота, предсказуемость и безопасность миграционного режима представляет собой глобальный тренд, формирующий репутацию страны как открытой, комфортной и ориентированной на привлечение талантов.

Правоприменительная практика долго ожидаемого вузами и студентами статуса РВПО — яркий пример необходимости переосмысления нормативных актов в части регулирования образовательной миграции. Перечень проблемных вопросов можно продолжать: выдача виз для программ дополнительного образования (ДПО), механизм продления студенческих виз, проблемы взаимодействия с Реестром контролируемых лиц и региональными управлениями по вопросам миграции МВД, прохождение обязательного медосвидетельствования с последующей платной регистрацией в базе МВД, а также госпошлина за постановку на миграционный учет по месту пребывания.

Возможности вузов по изменению ситуации остаются ограниченными. Политический и административный вес государственных органов, регулирующих эти вопросы, значительно превосходит возможности представителей сфер науки и образования.

Утвержденная 15 октября 2025 г. Указом Президента Концепция миграционной политики России носит преимущественно ограничительный характер, однако в ней отдельно выделены и следующие приоритетные направления:

  • «совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • повышение интереса активной иностранной молодежи к российскому образованию и изучению русского языка, в том числе за рубежом, и обеспечение доступности соответствующих услуг».

По данным Минобрнауки на ноябрь 2025 г., в России обучается 415 тыс. иностранных студентов из 187 стран. Указом Президента Российской Федерации обозначены показатели количества иностранных студентов к 2030 г. — 500 тыс. человек. Сегодня иностранные студенты представляют собой крайне важный ресурс формирования лояльных национальных элит и восполнения нехватки квалифицированных трудовых ресурсов.

В поиске решения

Как разрешить существующее противоречие между общим ужесточением миграционного режима и стратегическими целями привлечения талантливой молодежи? Крайне востребовано создание более эффективного инструмента межведомственного взаимодействия, например, общественного института уполномоченного по правам иностранных студентов или постоянно действующей рабочей группы на уровне Правительства России, а также проведение экспертной оценки принимаемых ведомственных актов с точки зрения правовых последствий. Такая координация снизит административную нагрузку как на государственные органы, так и на самих студентов, которые сталкиваются с высоким уровнем бюрократии сразу после прибытия в непривычную среду иностранного государства.

Тезис о необходимости скоординированной работы государственных органов проходит через большинство национальных стратегий зарубежных стран. Среди предлагаемых мер: введение специальной должности уполномоченного лица, ответственного за продвижение национального образования в мире по аналогии с британским International Education Champion; создание официальных межведомственных координирующих органов (например, аналогично национальному общественному Совету в Канаде, Форуму по реализации стратегии в Ирландии (Implementation Forum); организация и проведение периодических совещаний-семинаров с участием представителей всех заинтересованных сторон для выстраивания взаимодействия по наиболее острым вопросам межведомственной координации.

Необходимо нормативное закрепление категории «образовательных мигрантов» в качестве субъекта миграционных правоотношений. Вузы, которые берут на себя обязательства по постоянному контролю и социокультурной адаптации своих иностранных обучающихся, должны получить упрощенный режим взаимодействия с миграционными службами, а студенты — значительное снижение «транзакционных издержек» на всех этапах поступления и обучения.

Тема Международного дня мигранта, обозначенная ООН в 2025 г. — «Мой вклад в культуру и развитие имеет значение». Это подчеркивает, как мобильность людей способствует прогрессу и укрепляет связи между сообществами. Сегодня это послание как никогда актуально, а образовательная миграция играет в этом процессе особую роль, помогая лучше узнавать мир, ценить его многообразие и формировать позитивный образ России в сознании будущих национальных элит.

1. На основе опроса представителей международных служб, проведенного в ходе семинаров ФГАНУ «Социоцентр» 15-18.11 и 1-4.12.2025 г.