Георге Никулеску

Главный аналитик Европейского геополитического форума

Колонка автора: Вооружения и безопасность

Краткая версия

11 апреля 2019 г. руководство НАТО подтвердило намерение США развернуть систему высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (Terminal High Altitude Area Defense, THAAD) в Румынии. Речь в данном случае идет не о российско-румынских отношениях, а о нынешнем весьма плачевном состоянии отношений между Россией и НАТО. Согласие властей Румынии на развертывание американской противоракетной системы на своей территории было дано в рамках стратегических и тактических обязательств страны как государства — члена НАТО. Бухарест тем самым выполняет свои обязательства перед Альянсом, и данный шаг, согласно неоднократным заявлениям представителей НАТО и Румынии, не направлен напрямую против российских ракетных систем. Кроме того, новая американская система развернута в Румынии на временной основе, с целью обеспечения боеспособности НАТО на период модернизации объекта «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Любые возможные военные или гибридные действия России против Румынии как отдельного государства в ответ на развертывание системы THAAD видятся контрпродуктивными, поскольку они способны усилить опасения, что со стороны России исходит стратегическая угроза для национальной безопасности Румынии. Это, в свою очередь, повышает вероятность дальнейшего антироссийского сближения между Румынией и Украиной, в частности, в Черноморском регионе.

Вне зависимости от причин нынешнего кризиса в отношениях между Россией и Западом, выйти из него можно лишь путем достижения соглашения о новой европейской модели безопасности, желательно в сочетании с «новым европейским договором о безопасности».


Полная версия

11 апреля 2019 г. руководство НАТО подтвердило намерение США развернуть систему высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности (Terminal High Altitude Area Defense, THAAD) в Румынии. По словам представителей Альянса, Соединенные Штаты выполнят свои обязательства по противоракетной обороне НАТО путем временного развертывания системы THAAD на румынской военной базе Девеселу. «Подразделение THAAD будет находиться в оперативном подчинении НАТО и под полным политическим контролем Североатлантического совета. Оно будет действовать только до тех пор, пока объект «Иджис Эшор» (Aegis Ashore) в Румынии не возобновит свою работу. Ожидается, что модернизация и развертывание будут продолжаться несколько недель», — говорится в пресс-релизе. В сообщении также подчеркивается, что, в соответствии с системой противоракетной обороны НАТО, подразделение THAAD будет сосредоточено на потенциальных угрозах за пределами евроатлантического региона. «Данный объект обеспечивает оборонительный потенциал, направленный на предотвращение конфликтов и на защиту [США] и союзников по НАТО в том случае, если конфликта избежать не удастся», — отмечает Европейское командование вооруженных сил США. THAAD представляет собой исключительно оборонительную систему и является ключевым элементом системы ПРО НАТО. Развертывание THAAD в Румынии осуществляется в рамках Поэтапного адаптивного подхода США к созданию системы ПРО в Европе — программы, которая реализуется с сентября 2009 года.

Москва отреагировала устами Александра Грушко, заместителя министра иностранных дел РФ, который заявил, что Россия «внимательно следит» за ситуацией с временным размещением системы THAAD в Румынии. В комментарии для информационного агентства ТАСС Грушко отметил: «Мы внимательно за этим наблюдаем. Есть русская поговорка: нет ничего более постоянного, чем временное». По его словам, у России есть два вопроса относительно решения США: для чего размещается система THAAD как таковая и в чем заключается модернизация объектов в Румынии. «Хорошо известно, что сегодня США работают над совершенствованием технологий по перехвату ракет, и уже многие не скрывают того, что противоракетная оборона США, в том числе европейский сегмент, интегрированный в НАТО, должна обладать способностью перехвата и ракетных средств, находящихся на вооружении РФ», — сказал дипломат в заключение.

С учетом недавнего обмена официальными заявлениями между НАТО и РФ относительно временного размещения системы THAAD в Румынии видится необходимым сформулировать следующие персональные соображения по этому поводу.

Во-первых, речь в данном случае идет не о российско-румынских отношениях, а о нынешнем весьма плачевном состоянии отношений между Россией и НАТО. Согласие властей Румынии на развертывание американской противоракетной системы на своей территории было дано в рамках стратегических и тактических обязательств страны как государства — члена НАТО. Бухарест тем самым выполняет свои обязательства перед Альянсом, и данный шаг, согласно неоднократным заявлениям представителей НАТО и Румынии, не направлен напрямую против российских ракетных систем. Кроме того, новая американская система развернута в Румынии на временной основе, с целью обеспечения боеспособности НАТО на период модернизации объекта «Иджис Эшор» (Aegis Ashore). Любые возможные военные или гибридные действия России против Румынии как отдельного государства в ответ на развертывание системы THAAD видятся контрпродуктивными, поскольку они способны усилить опасения, что со стороны России исходит стратегическая угроза для национальной безопасности Румынии. Это, в свою очередь, повышает вероятность дальнейшего антироссийского сближения между Румынией и Украиной, в частности в Черноморском регионе.

Во-вторых, реакция российского замминистра отражает текущую нестабильность в отношениях между НАТО и РФ, а также дефицит взаимного доверия как следствие продолжающейся геополитической борьбы между Россией и Западом за влияние над сопредельными странами. Не исключено, что недавнее решение РФ разместить бомбардировщики Ту-22М3 и ракетные системы «Искандер» в Крыму также сыграло не последнюю роль в усилении беспокойства НАТО относительно угроз безопасности, исходящих из России. В последние несколько лет мы имели возможность наблюдать серию зеркальных развертываний сил и средств Альянса и РФ: в каждом из этих случаев одна из сторон воспринимала подобные действия как угрозу и симметрично отвечала развертыванием собственных сил и средств с целью противодействия условному противнику.

В-третьих, причины нынешней геополитической конфронтации весьма неочевидны даже для западных ученых, не говоря уже о российских. С одной стороны, большое число экспертов обвиняет Москву в экспансионистских амбициях. Так, аналитик Янош Бугайски убежден, что главная цель российской внешней политики заключается в восстановлении статуса страны как крупного полюса силы в многополярном мире. Глобальная задача Москвы в таком случае — преодолеть доминирующее положение США в Европе и Евразии.

С другой стороны, профессор Джон Миршаймер признает, что в украинском кризисе, начавшемся в 2014 году, нельзя винить исключительно Россию. По его мнению, свою роль здесь сыграли три элемента западной либеральной политики по отношению к Украине и, в более широком смысле, к восточным соседям Евросоюза, а именно расширение НАТО, расширение ЕС и продвижение демократии. Миршаймер объясняет агрессивные действия РФ в Крыму и на Донбассе с точки зрения геополитики: крупные державы всегда весьма болезненно реагируют на потенциальные угрозы вблизи своих границ. По мнению эксперта, вместо того, чтобы пытаться вестернизировать Украину, США и их союзникам следует сделать ее нейтральной буферной зоной между НАТО и Россией. Целью здесь должно являться создание суверенной и независимой Украины, не находящейся в орбите интересов России или Запада.

Вне зависимости от причин нынешнего кризиса в отношениях между Россией и Западом, выйти из него можно лишь путем достижения соглашения о новой европейской модели безопасности, желательно в сочетании с «новым европейским договором о безопасности». Такая модель должна восстановить международную систему безопасности как на глобальном, так и на европейском уровнях, а также вновь обеспечить предсказуемый характер международных отношений за счет нового международного закона или иных политических, экономических или военных инструментов. Так, в исследовании RAND Corporation «Новый взгляд на перспективы регионального порядка в постсоветской Европе и Евразии», опубликованном в 2018 году, предлагается совместная разработка нового договора о безопасности для Восточной Европы. Предполагается, что в рамках договора Россия и Запад примут на себя обязательства уважать членство сторон в существующих структурах, очертить рамки региональной интеграции для неприсоединившихся государств и выработать модель отношений с такими государствами, позволяющую избегать конфликтов между РФ и Западом. Фактически России и Западу предлагается договориться о создании региональной зоны интеграции — своеобразной буферной зоны, дополняющей такие существующие структуры как НАТО, ЕС, ОДКБ и ЕЭС. К сожалению, до достижения подобного результата еще далеко — главным образом потому, что заинтересованные стороны придерживаются разных взглядов на характер, область действия и правила будущей европейской модели безопасности.