Открытые двери
К.полит.н., программный менеджер РСМД
Колонка автора: Вооружения и безопасностьКраткая версия
МИД Турции 21 января 2023 г. обвинил Швецию в нарушении обязательств для вступления в НАТО. Связано это с тем, что на акции перед турецким посольством в Стокгольме сожгли Коран. Это событие вызвало общественный резонанс в СМИ и общественном поле. Турция посчитала инцидент нарушением трехстороннего меморандума, подписанного в июне 2022 года в Мадриде Швецией, Финляндией и Турцией. Тогда Анкара пошла на уступки и согласилась на подписание меморандума со Стокгольмом и Хельсинки. При этом ясно: смягчение позиции Турции наверняка связано с тем, что ей было что-то обещано взамен со стороны США. То есть Анкара разыграла свои карты и воспользовалась шансом для приобретения выгод.
При этом Турция, как и другие страны НАТО, понимает: Швеция и Финляндия — это отличные кандидаты для Североатлантического альянса. В отличие от последних расширений блока, Швеция и Финляндия станут донорами безопасности, а не реципиентами. Вступление Швеции и Финляндии важно для альянса еще по одной причине — это демонстрация того, что в нем работает механизм открытых дверей.
Швеция и Финляндия рано или поздно присоединятся к НАТО. 28 стран из 30 уже ратифицировали вступление Стокгольма и Хельсинки в альянс, и вряд ли Турция помешает этому. Хотя Анкара постарается еще воспользоваться моментом и выторговать для себя дополнительные «бонусы», прежде чем ратифицировать прием североевропейских стран в блок.
Полная версия
МИД Турции 21 января 2023 г. обвинил Швецию в нарушении обязательств для вступления в НАТО. Связано это с тем, что на акции перед турецким посольством в Стокгольме сожгли Коран. Это событие вызвало общественный резонанс в СМИ и общественном поле (особенно в странах с преимущественно мусульманским населением). Однако само оно маловероятно навредит процессу вступления Швеции и Финляндии в альянс.
Турция посчитала инцидент нарушением трехстороннего меморандума, подписанного в июне 2022 года в Мадриде Швецией, Финляндией и Турцией. По нему североевропейские страны обязались «предотвратить пропаганду террористических организаций», а именно Рабочей партии Курдистана (РПК), которая в Турции признана террористической организаций. К слову, в Швеции и Финляндии проживает немало курдов, которые ведут антитурецкую политическую деятельность, что, разумеется, не устраивает Анкару.
Турция выдвинула условия о выдаче ей ряда активистов РПК и сокращении связей курдов в северных странах с этой структурой. Позиция Анкары оказалась критически важной, поскольку только она изначально выразила возражение против вступления двух новых государств в НАТО. Впрочем, на то были и другие причины, не связанные исключительно с курдским вопросом. В частности, до Мадридского саммита Турцию могли не включить в проект военной мобильности PESCO, а также лишить ряда поставок вооружений из-за сотрудничества с РФ (вспомним покупку ЗРК С-400).
Тогда Анкара пошла на уступки и согласилась на подписание меморандума со Стокгольмом и Хельсинки. При этом ясно: смягчение позиции Турции наверняка связано с тем, что ей было что-то обещано взамен со стороны США. То есть Анкара разыграла свои карты и воспользовалась шансом для приобретения выгод.
При этом Турция, как и другие страны НАТО, понимает: Швеция и Финляндия — это отличные кандидаты для Североатлантического альянса. В отличие от последних расширений блока, Швеция и Финляндия станут донорами безопасности, а не реципиентами.
У Швеции небольшая, но профессиональная армия. Стокгольм обладает мощной оборонной промышленностью (достаточно упомянуть Saab — концерн, выпускающий оригинальную шведскую военную продукцию). У Финляндии нет таких производственных мощностей и оригинальной военной техники, как у Швеции, но есть Nokia (и другие технологические компании), которая занимается вопросами кибербезопасности и работает в Европе над сетями 5G. Таким образом, все понимают, что Швеция и Финляндия будут очень ценными членами НАТО, которые способны повысить его реальную обороноспособность.
Вступление Швеции и Финляндии важно для альянса еще по одной причине — это демонстрация того, что в нем работает механизм открытых дверей. Ведь после того, как они заявили о желании вступить в блок, процесс, собственно, сразу же был запущен. Разумеется, в определенной степени это можно считать несправедливым по отношению к другим желающим вступить в НАТО. Однако стоит отметить, что Стокгольм и Хельсинки удовлетворяют требованиям альянса сразу с момента подачи заявки, в отличие, например, от Черногории, которой понадобилось пройти долгий путь (с 2009 по 2017 год), прежде чем стать членом организации.
Как Турция балансирует в быстро меняющемся мире
Кстати, присоединение Черногории оказалось важным элементом плана НАТО по созданию стабильности Европы, где именно территорию бывшей Югославии называют пороховой бочкой, что, собственно, подтверждают последние события в Косово. Страны блока заинтересованы в вовлечении всех балканских государств в альянс, так как это снизит риск начала боевых действий в регионе.
Что же касается других стран, желающих вступить в НАТО, то процесс расширения будет продолжаться. В связи с событиями на Украине альянс, пребывавший в некоторой фрустрации и экзистенциальном кризисе из-за потери потенциального противника в лице СССР после 1991 года, снова стал себя ощущать военно-политическим блоком, который способен исполнять изначально заложенные в него функции.
При этом прием новых членов всё равно будет тесно связан с требованиями, которые альянс предъявляет к потенциальным претендентам. Поэтому Швеция и Финляндия рано или поздно присоединятся к НАТО. 28 стран из 30 уже ратифицировали вступление Стокгольма и Хельсинки в альянс, и вряд ли Турция помешает этому. Хотя Анкара постарается еще воспользоваться моментом и выторговать для себя дополнительные «бонусы», прежде чем ратифицировать прием североевропейских стран в блок.
Впервые опубликовано в «Известиях».