Фахил Абдулкарим

Д.ю.н., политический эксперт, Политехнический Университет Дахука

Колонка автора: Политические процессы на Ближнем Востоке

Краткая версия

На парламентских выборах 11 ноября 2025 г. в Ираке ни одна партия не смогла добиться убедительной победы, что привело к формированию нестабильной политической ситуации. Поскольку ни один из альянсов не сумел завоевать даже 50 мандатов, переговорщикам в рамках Шиитского координационного совета, отвечающим за формирование правительства, вероятно, придется учитывать разнообразные требования относительно небольших партий, имеющих схожее представительство. В их число входят и движения, ранее обладавшие куда более значительным влиянием.

Особенно это касается курдских партий, которые играли ключевую роль в предыдущих выборах. Именно их поддержка действующей конституции Ирака два десятилетия назад позволила урегулировать разногласия с суннитскими силами. Стремясь усилить свое политическое влияние, две ведущие силы Иракского Курдистана — Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) — объединились в 2010 г. Четыре года спустя Нури аль-Малики был смещен с поста премьер-министра благодаря соглашению между Хайдаром аль-Абади и курдскими силами. Однако в нынешних условиях повторение подобных сценариев выглядит маловероятным. Более того, с момента падения режима Баас в 2003 г. курдские партии еще никогда не находились в настолько слабом положении по отношению к федеральному правительству в Багдаде.

Отношения между Багдадом и Эрбилем оставались напряженными во время премьерства М. ас-Судани из-за решений федерального суда по нефти и газу, экспорту энергоносителей, бюджетных споров и внутренних курдских противоречий. Эти трения могут усугубиться при новом правительстве, если оно изберет аналогичный курс.

Тем не менее у курдов в Ираке по-прежнему есть надежда. ДПК и ПСК будут играть ключевую роль в предстоящих переговорах благодаря относительному равновесию между основными партиями в парламенте. Однако их неспособность сформировать единый фронт, специфические требования к формированию правительства и конкуренция со стороны других этноконфессиональных групп ограничивают возможности курдов по сохранению традиционно сильных позиций в этом электоральном цикле.

Полная версия

На парламентских выборах 11 ноября 2025 г. в Ираке ни одна партия не смогла добиться убедительной победы, что привело к формированию нестабильной политической ситуации. Поскольку ни один из альянсов не сумел завоевать даже 50 мандатов, переговорщикам в рамках Шиитского координационного совета, отвечающим за формирование правительства, вероятно, придется учитывать разнообразные требования относительно небольших партий, имеющих схожее представительство. В их число входят и движения, ранее обладавшие куда более значительным влиянием.

Особенно это касается курдских партий, которые играли ключевую роль в предыдущих выборах. Именно их поддержка действующей конституции Ирака два десятилетия назад позволила урегулировать разногласия с суннитскими силами. Стремясь усилить свое политическое влияние, две ведущие силы Иракского Курдистана — Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) — объединились в 2010 г. Четыре года спустя Нури аль-Малики был смещен с поста премьер-министра благодаря соглашению между Хайдаром аль-Абади и курдскими силами. Однако в нынешних условиях повторение подобных сценариев выглядит маловероятным. Более того, с момента падения режима Баас в 2003 г. курдские партии еще никогда не находились в настолько слабом положении по отношению к федеральному правительству в Багдаде.

Результаты выборов для курдских партий

По итогам выборов шесть курдских партий в совокупности завоевали 58 мандатов в новом парламенте Ирака, что составляет 17,6% от общего числа мест (329). Наибольшего успеха добилась ДПК, получившая 27 мест. Несмотря на снижение результата по сравнению с выборами 2021 г., когда ей удалось набрать 31 мандат, что во многом объясняется потерями в «спорных районах», ДПК выполнила свою ключевую предвыборную задачу, набрав свыше одного млн голосов и став второй по этому показателю политической силой в стране. Больше голосов (свыше 1,3 миллиона) набрала только коалиция премьер-министра Мухаммада Шии ас-Судани.

Этот дисбаланс между количеством голосов и распределением мандатов стал предметом активного обсуждения в курдских социальных сетях, где отмечается, что шиитские партии получают больше мест при относительно меньшей поддержке избирателей. В ДПК и их сторонники открыто выражают недовольство, считая избирательную систему несправедливой — лидер партии Масуд Барзани и ранее характеризовал ее как неправильную и несправедливую. Вероятно, в будущем ДПК будет использовать свой высокий результат на голосовании как основание для претензий на ключевые посты в федеральном правительстве, позиционируя себя как крупнейшая единая партия, в отличие от действовавших в коалициях соперников.

В то же время ПСК получил дополнительное место в ключевой провинции Киркук, увеличил свое представительство до 18 мест. Однако этот успех относителен: ПСК удалось сократить разрыв с ДПК, но при этом она набрала лишь половину голосов от показателя своего главного соперника.

Что касается четырех оппозиционных партий Курдистана, то они в сумме получили 13 мест, что на одно меньше, чем в 2021 г. Ожидается, что их политическое влияние в Багдаде будет ограниченным, а их участие в формировании будущего правительства маловероятно.

Курдский политический ландшафт: сложности в процессе формирования правительства

Ограниченное представительство курдских партий в новом парламенте свидетельствует об их ослабленных переговорных позициях в процессе формирования правительства. В этих условиях им будет сложно выдвигать ультимативные требования или угрожать срывом сделки. Тем не менее ДПК, сохранившая статус ключевой курдской силы, сможет участвовать в коалиционных обсуждениях и продвигать свои интересы, используя аналогичную слабость других политических групп.

В этом контексте значимое символическое значение приобретает Форум по вопросам мира и безопасности на Ближнем Востоке (MEPS), проводимый в Американском университете Курдистана. Ряд экспертов отмечает тесные связи форума с премьер-министром Курдистана Масруром Барзани, сыном лидера ДПК. На текущий момент форум уже завершил работу, а визит в Дохук исполняющего обязанности премьер-министра Ирака Мухаммада ас-Судани для участия в нем подчеркивает актуальность курдского вопроса на федеральном уровне.

Вероятно, М. ас-Судани нуждается в поддержке курдских партий для сохранения поста премьер-министра на второй срок. Однако достижение договоренности может быть сопряжено с трудностями, поскольку одним из ключевых условий со стороны курдов станет урегулирование затяжного конфликта вокруг задержек бюджетных выплат со стороны Багдада. Как заявил Масуд Барзани на встрече с послом Великобритании 16 ноября, «исполнение конституции — основополагающий элемент для переговоров о создании нового иракского правительства».

Несмотря на это, ряд факторов указывает на то, что реальное влияние курдов на формирование новой администрации останется незначительным. Ни ДПК, ни ПСК не смогут повторить свои прошлые успехи из-за внутренних разногласий и противодействия со стороны других этноконфессиональных коалиций.

Вопросы курдского единства: соперничество между ДПК и ПСК за политическое влияние

Отношения между ДПК и ПСК продолжают ухудшаться, и вероятность их сотрудничества для укрепления влияния курдов в Багдаде крайне мала. Принцип равного распределения власти, известный как «50 на 50», служил основой взаимодействия обеих партий в 2000-х гг. Однако в последние годы баланс сил изменился в пользу ДПК, тогда как ПСК столкнулся с внутренними расколами.

19 ноября 2025 г. М. Барзани заявил, что формирование правительства должно отражать электоральный успех каждой политической силы, намекая на сложности с созданием регионального правительства после выборов в парламент Курдистана в прошлом году. Он подчеркнул, что ДПК проявила «значительную щедрость» в ходе внутрикурдских переговоров. Новое поколение курдских лидеров демонстрирует меньшую гибкость в достижении компромиссов по сравнению со своими предшественниками.

В настоящее время курдские политические силы вынуждены вести параллельные переговоры о формировании как регионального, так и федерального правительства. На протяжении года ДПК и ПСК не могут прийти к соглашению по созданию нового регионального правительства. Первая обвиняет второго в намеренном затягивании этого процесса до федеральных выборов, что создает взаимозависимость между соглашениями на региональном и общеиракском уровнях.

В соответствии со сложившейся после 2003 г. системой этноконфессионального распределения политической власти, ПСК традиционно занимала пост президента Ирака, тогда как ДПК сохраняла влияние через парламент и контроль над ключевыми позициями в правительстве Курдистана. Однако за последний год ПСК предпринял попытки пересмотреть существующий баланс, потребовав передачи контроля над силовыми структурами, включая МВД Курдистана, что было категорически отвергнуто ДПК. М. Барзани на форуме MEPS отметил, что ситуация с формированием правительства с ПСК изменилась после недавних парламентских выборов.

Сроки формирования федерального правительства могут быть сорваны из-за текущих разногласий. Подобная задержка уже происходила после выборов 2021 г., когда внутрикурдские противоречия помешали формированию правительства большинства и позволили Шиитскому координационному совету укрепить свои позиции. Повторение этого сценария может создать возможность для суннитского блока пересмотреть сложившуюся этноконфессиональную систему распределения власти. Хотя пост президента Ирака носит преимущественно символический характер, его эффективно использовали такие лидеры ПСК, как Бархам Салих и Джаляль Талабани, для продвижения интересов курдов. Бывший спикер парламента Мохаммед аль-Хальбуси, используя связи с государствами Персидского залива и другими арабскими странами, может последовать их примеру и попытаться закрепить эту должность за суннитами, что ослабит политические позиции курдов.

***

Отношения между Багдадом и Эрбилем оставались напряженными во время премьерства М. ас-Судани из-за решений федерального суда по нефти и газу, экспорту энергоносителей, бюджетных споров и внутренних курдских противоречий. Эти трения могут усугубиться при новом правительстве, если оно изберет аналогичный курс.

Тем не менее у курдов в Ираке по-прежнему есть надежда. ДПК и ПСК будут играть ключевую роль в предстоящих переговорах благодаря относительному равновесию между основными партиями в парламенте. Однако их неспособность сформировать единый фронт, специфические требования к формированию правительства и конкуренция со стороны других этноконфессиональных групп ограничивают возможности курдов по сохранению традиционно сильных позиций в этом электоральном цикле.