Американский фактор в «Игре престолов» Катара и Саудовской Аравии
Магистрант МГИМО МИД России, стажер РСМД
Колонка автора: Политические процессы на Ближнем ВостокеКраткая версия
Сегодня особенно актуальными представляются вопросы о том, каковы цели американского правительства в Заливе; как и почему менялась риторика Д. Трампа на протяжении кризиса по отношению к Катару и Саудовской Аравии.
Складывается впечатление, что Саудовская Аравия и Катар готовы потратить крупные суммы на то, чтобы заручиться большей поддержкой США, которые могут обеспечить безопасность этих стран в случае необходимости. Саудовская Аравия и ее союзники не готовы мириться с поведением эмира Катара, который пошел на нормализацию отношений с Ираном и Турцией.
Необдуманные заявления Д. Трампа осложнили и без того напряженные отношения между Дохой и Эр-Риядом. В основе их соперничества лежат не только разные взгляды на политику региона, но и незаметные на первый взгляд факторы несогласия друг с другом, включая борьбу на уровне семейных кланов. Для США характерно ведение диалога со странами арабского мира исходя из импульсивных прагматических соображений без взгляда в будущее и без учета культурных особенностей региона. Страны ССАГПЗ также стали жертвой такой американской политики. Сделав сначала ставку на сотрудничество с Эр-Риядом, американский лидер не задумывался о необходимости сотрудничества одновременно и с Катаром, который обладает как экономическими ресурсами, так и выгодным для США геополитическим положением в регионе. Вероятно, конфликт между членами ССАГПЗ будет сохраняться, что не станет подспорьем для урегулирования ими конфликта с Ираном и решения арабо-израильского конфликта.
Полная версия
Совет Сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), созданный Бахрейном, Кувейтом, Катаром, Оманом, ОАЭ и Саудовской Аравией в 1981 г. с целью экономической конвергенции и тактического военно-политического сотрудничества, сегодня проходит через кризис. Раскол между бывшими союзниками связан, в первую очередь, с закулисными играми Саудовской Аравии и Катара, борющимися за лидерство в Заливе. Это существенно меняет повестку региона и привлекает все больше посредников для урегулирования противоречий между государствами. Одной из стран, выступающих с «бескорыстной» дипломатической миссией, являются США, которые давно рассматривают Залив как зону своих «жизненных интересов». Администрация Д. Трампа совершает с начала кризиса в 2017 г. много противоречивых действий. Складывается впечатление, что американское правительство долгое время не могло определиться, на чьей стороне оно будет выступать, и каковы издержки альянса от сотрудничества с каждым из региональных лидеров.
Сегодня особенно актуальными представляются вопросы о том, каковы цели американского правительства в Заливе; как и почему менялась риторика Д. Трампа на протяжении кризиса по отношению к Катару и Саудовской Аравии?
Причины появления ССАГПЗ
Перед объединением государства — участники ССАГПЗ разделяли схожие представления о мироустройстве, религии и политическом правлении. Их также роднила неприязнь к лидеру шиитского мира — Ирану. Незадолго до того в Иране произошла Исламская революция под предводительством Р. Хомейни, результатом которой стал откат к исламскому фундаментализму. Опасность для режимов стран Залива стала еще более очевидной, когда в Саудовской Аравии в ноябре 1979 г. радикальные исламисты захватили заложников в мечети Аль-Харам, расположенной в Мекке. В 1980 г. прошли народные демонстрации на востоке страны, на границе с Ираном, где традиционно проживают шииты, а затем и в Бахрейне. В сентябре 1980 г. ирано-иракский конфликт, начавшийся как территориальный спор, обострился до такой степени, что угрожал безопасности остальных государств Персидского залива. Между тем правительство США, оставаясь официально нейтральным, отправило в Залив управляемый ракетный крейсер для поддержки Ирака, что было расценено странами Залива как вмешательство во внутреннюю политику региона. США признавали Персидский залив зоной своих интересов, о чем в январе 1980 г. заявил Дж. Картер, сказав, что «попытка любой внешней силы получить контроль над Персидским заливом будет расцениваться как нападение на жизненно важные интересы Соединенных Штатов».
Катарский кризис: что дальше?
Создание ССАГПЗ было продиктовано стремлением государств-участников к безопасности, схожими представлениями о политике региона. При этом в уставе организации нет пункта о безопасности — он ограничивается лишь вопросами сотрудничества в социально-культурной и экономической сферах. Стоит заметить, что проект устава, предложенный Оманом и включавший идею военного сотрудничества, не был поддержан другими членами ССАГПЗ. Маскат настаивал на полной военной интеграции с единым центром командования войсками и армией, но интересен другой аспект в его предложениях. Оман заявил о неспособности шести стран Залива защитить себя при нападении крупных государств, поэтому кооперация «с крупной дружественной державой», обладающей схожими представлениями о безопасности, необходима для защиты границ государств. Несмотря на изначальное стремление вести независимую от Запада политику, роль США как внешнего арбитра в регионе становится все более заметной, начиная с 1990-х гг., особенно с началом кампании по борьбе с терроризмом в 2001 г.
Суть конфликта
Наиболее явные противоречия между государствами ССАГПЗ стали проявляться в годы арабской весны, предоставив возможность членам Совета по-новому взглянуть на свое место в системе международных отношений. Амбициозный Катар, зажатый между двумя большими и не очень дружественными друг к другу странами (Саудовской Аравией и Ираном), продемонстрировал явное желание стать региональным лидером. У этого желания был целый ряд предпосылок: государство за небольшой период времени превратилось в экономический центр с высоко урбанизированной столицей; его столица стала штаб-квартирой самого известного новостного агентства в регионе — «Al Jazeera» — и различных экономических форумов; по уровню ВВП (ППС) страна занимает первое место в мире, согласно рейтингу Всемирного банка. Поддерживая революционную волну в арабских странах, не без помощи СМИ, работающих в интересах Дохи, Катар старался обрести больший политический вес в Персидском Заливе. Итогом противостояния стал разрыв дипломатических отношений Катара с тремя членами ССАГПЗ (Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном) и Египтом в 2017 г. Государства обвиняли Доху в распространении идеологии исламизма с целью подрыва легитимности власти в государствах-соседях. Катар фактически обвинили в проведении политики, чуждой ССАГПЗ, включая сотрудничество с Турцией и Ираном, а также поддержку ИГ. Имея мощные экономические возможности, обладая инструментами мягкой силы в виде Al Jazeera и связями с «Братьями-мусульманами», Катар оказывал всестороннюю поддержку исламистским группировкам на Ближнем Востоке. По мнению бывших союзников Катара по ССАГПЗ, в послужном списке Дохи есть все: от создания концепта «арабской весны» и помощи правительственным оппозиционерам в Сирии и Египте до покровительства террористам в Ливии. Не стоит забывать и об обвинении Дохи в сотрудничестве с давним врагом стран ССАГПЗ Ираном, с которым Катар нормализовал отношения в 2014 г. Формально дружба между странами закончилась, не успев начаться: многие иранские дипломаты вернулись в Тегеран в 2017 г., после того как Катар обвинил правительство Ирана в террористической деятельности. Взаимоотношения между двумя «изгоями» в Заливе стали налаживаться после начала экономической блокады Катара.
Борьба КСА и Катара за лидерство в регионе
Какие интересы преследует Америка в Заливе
Пожалуй, самой важной региональной организацией, обеспечивающей все необходимые условия для американского военного присутствия в регионе, является ССАГПЗ. Не секрет, что такая «платформа» необходима США для укрепления власти в регионе, чтобы не допустить установление контроля над Заливом и его ресурсами любым другим заинтересованным актором. Официально документ о стратегическом партнерстве в регионе между Вашингтоном и членами ССАГПЗ был подписан в 2015 г., поводом к началу сотрудничества послужили натянутые отношения США с Ираном. Сегодня США имеют военно-морские базы в Бахрейне, Саудовской Аравии, сухопутные войска, дислоцированные в Кувейте, доступ к ключевым авиабазам в Катаре, Омане и ОАЭ. Следовательно, любое событие, которое влияет на региональную позицию стран ССАГПЗ, немедленно становится проблемой Соединенных Штатов. «Теплые отношения» с местными монархиями могут создать необходимый противовес в конфликте с Ираном. США и Тегеран сегодня стоят на пороге военного противостояния после выхода Д. Трампа из соглашений по ядерной программе Ирана и ужесточения санкций против последнего, что является основной «головной болью» для Администрации президента. Поэтому кооперация с противниками Тегерана в лице членов ССАГПЗ и военное присутствие в регионе обеспечивает США относительную уверенность в своем будущем в Заливе и поставках нефти на Запад. Получение доходов от продажи военной техники и обучения армии стран ССАГПЗ укрепляет экономику США, но ставит государства Залива в зависимость от поставок вооружения (доля США в договорах о поставках военной техники в регион составляет на данный момент 53%, большая ее часть идет в Саудовскую Аравию). Поиск общего знаменателя в решении арабо-израильского конфликта по-прежнему стоит на повестке дня США, и именно Катар мог бы сыграть роль посредника между Израилем и ХАМАС. Имея дружеские отношения как с Израилем, так и со сторонниками «Братьев-мусульман», членами ХАМАС.
Политический просчет или выгода
Конфликт в Заливе все больше приобретает черты треугольника — Катар, США и Саудовская Аравия постоянно оглядываются друг на друга в принятии политических решений в ходе противостояния внутри ССАГПЗ. Основным событием, которое предшествовало разрыву дипломатических отношений между Катаром и его противниками, послужил излюбленный Д. Трампом способ влиять на восприятие политических событий населением страны — публикация твитов. Президент США в июне 2017 г. опубликовал серию коротких сообщений, в которых приветствовал борьбу Саудовской Аравии и ее союзников против «ужаса терроризма», вину за который возложил на Катар.
Такое заявление застало врасплох Министерство обороны США, которое поспешило нейтрализовать эффект от почти разорвавшейся «бомбы», созданный Д. Трампом, не взявшим в расчет вопрос о стратегической важности Катара для военного присутствия в Заливе. В тот же день представитель Пентагона выступил с благодарностью Дохе за возможность пользоваться военной базой на территории Королевства. Сообщалось также о попытке министра обороны Д. Мэттиса связаться по телефону с его катарским коллегой, но, по словам чиновника, ответа так и не последовало. Тем не менее министр подчеркивал «открытость к диалогу». Затем пресс-секретарь Госдепартамента Х. Науэрт отметила роль Катара в борьбе с терроризмом, но у него «оставалось еще много работы». Все эти заявления не отвечали, на главный вопрос — воздействовал ли напрямую американский президент на принятие членами ССАГПЗ решения о разрыве дипломатических отношений с Дохой или просто согласился с желанием суверенных государств Залива.
В любом случае это событие временно изменило соотношение сил в регионе и стало причиной озабоченности многих представителей власти США. Существует ряд мнений о том, почему Д. Трамп встал на сторону Эр-Рияда: от дружеских и экономически выгодных отношений с королевским домом (утверждается, что зять и старший советник президента Дж. Кушнер является хорошим другом наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана) до недальновидного поведения, когда не учитывалась роль Катара в военном сотрудничестве в Заливе. Особенное недовольство членов Конгресса вызвала попытка лидера США оправдать кронпринца в глазах общественности, когда наследника престола обвинили в организации убийства критиковавшего его журналиста Дж. Хашогги (преступление произошло в консульстве Саудовской Аравии в Турции 2 октября 2018 г.). В своем заявлении 14 октября 2018 г. президент США пообещал прибегнуть к «серьезному наказанию» Эр-Рияда, если будет доказана причастность монархии к жестокой расправе над общественным деятелем. Ровно через две недели после убийства в столицу Королевства прибыл госсекретарь США М. Помпео для обсуждения случившегося. Именно в этот день по «счастливой случайности» на счет американского правительства поступили 100 млн долл., которые в августе того же года были обещаны президенту США лидером Саудовской Аравии в качестве поддержки в борьбе против ИГ в Сирии. Попытки американского правительства снять с себя обвинения в получении «взятки» выглядели неубедительными, особенно после того, как почти не осталось сомнений в том, что кронпринц замешан в убийстве Дж. Хашогги. В ноябре 2018 г. президент США говорил о невозможности «узнать все обстоятельства» произошедшего, поэтому сотрудничество с Королевством нужно продолжать. Еще более резонансным стал отказ США от поддержки инициативы ООН провести полное расследование о возможном преступлении Мухаммеда бин Салмана, так как Саудовская Аравия является «крупным покупателем вооружения, что помогает стране наращивать экономику и создавать рабочие места для населения». Сегодня можно наблюдать активную поддержку блока стран во главе с Саудовской Аравией, который начал военные действия против Йемена в 2015 г. США поддержали Саудовскую Аравию в конфликте с продажей вооружения. В апреле 2019 г. Конгресс США одобрил резолюцию о прекращении помощи Эр-Рияду в Йемене, но Д. Трамп наложил вето на решение конгрессменов. Обещанного наказания за убийство журналиста в Стамбуле не последовало, а санкции против Саудовской Аравии в 2019 г. ограничились только запретом на пересечение границы США 16 подданным королевства, причастным к преступлению.
СВПД: Вперед в прошлое
Вскоре американский президент наладил отношения и с противником Эр-Рияда Дохой. В январе 2018 г. состоялась встреча глав государств, которая закончилась не только признанием Дохи «борцом с терроризмом», но и обещанием Катара взять часть расходов за содержание военной базы США на территории Королевства. Несмотря на всю критику в адрес Дохи за поддержку радикальных исламистов, экономические отношения между двумя государствами укрепляются. Катар демонстрирует желание заработать симпатию Д. Трампа. Уже в июле 2017 г. монархия объявила о решении купить американские военные самолеты 36 F-15QA общей стоимостью 12 млрд долл. и расширить территорию американской военной базы Аль-Удейд. В июле 2019 г. Д. Трамп снова отметил важность торговли с Дохой, называя эмира Катара «уважаемым человеком и прекрасным лидером», «который инвестирует большие средства в экономику США».
Открытые соревнования между Катаром и Саудовской Аравией за дружбу с США начались в 2017 г. Королевства тратили огромные средства не только на создание положительного имиджа в СМИ, но и на гуманитарную поддержку США для устранения последствий урагана Харви в Техасе. После того, как союзник Саудовской Аравии в лице ОАЭ пообещал предоставить экономическую помощь Вашингтону в размере 10 млн долл., Доха повысила ставки и перевела на счет правительства США 30 млн долл. Становится очевидным, что Вашингтон выигрывает от противоречий между странами ССАГПЗ, которым нужна поддержка США как военного и экономического лидера. Экономическая выгода от торговли с Дохой и Эр-Риядом, а не «моральные принципы» определяют политику американского президента в отношении к двум монархиям.
***
Складывается впечатление, что Саудовская Аравия и Катар готовы потратить крупные суммы на то, чтобы заручиться большей поддержкой США, которые могут обеспечить безопасность этих стран в случае необходимости. Расширение торговли военной техникой с королевствами вызывает одобрение Д. Трампа, убеждая Доху и Эр-Рияд в явной симпатии лидера США. Тем не менее растет напряжение между Вашингтоном и Тегераном, поэтому раскол внутри ССАГПЗ становится все менее выгодным США, ведь победить претендующий на лидерство в регионе Иран легче, выступая общим блоком с монархиями Залива. До сих пор желание президента США посадить всех членов ССАГПЗ за стол переговоров не увенчалось успехом. Саудовская Аравия и ее союзники не готовы мириться с поведением эмира Катара, который пошел на нормализацию отношений с Ираном и Турцией.
Необдуманные заявления Д. Трампа осложнили и без того напряженные отношения между Дохой и Эр-Риядом. В основе их соперничества лежат не только разные взгляды на политику региона, но и незаметные на первый взгляд факторы несогласия друг с другом, включая борьбу на уровне семейных кланов. Для США характерно ведение диалога со странами арабского мира исходя из импульсивных прагматических соображений без взгляда в будущее и без учета культурных особенностей региона. Страны ССАГПЗ также стали жертвой такой американской политики. Сделав сначала ставку на сотрудничество с Эр-Риядом, американский лидер не задумывался о необходимости сотрудничества одновременно и с Катаром, который обладает как экономическими ресурсами, так и выгодным для США геополитическим положением в регионе. Вероятно, конфликт между членами ССАГПЗ будет сохраняться, что не станет подспорьем для урегулирования ими конфликта с Ираном и решения арабо-израильского конфликта.