Алексей Чихачев

К.полит.н., доцент Кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ

Колонка автора: Франция Эммануэля Макрона

Краткая версия

Франция, обладая в регионе Индийского океана собственными территориями и воинскими контингентами, считает себя «прибрежной державой», суверенным актором, способным вносить свой вклад в обеспечение региональной безопасности и на равных выстраивать партнерские отношения с крупнейшими игроками. Французская дипломатия убеждена, что просторы Индийского океана в обозримом будущем станут одной из основных арен международной конкуренции, поэтому она уже сейчас проявляет здесь определенную активность.

Спектр задач, стоящих в этом регионе, крайне широк — от борьбы с пиратством до закрепления за собой юридических прав на тот или иной остров и относящиеся к нему запасы ресурсов. Соответственно, от французского руководства будет требоваться аккуратный, сбалансированный подход, учитывающий самые разные проявления индоокеанской специфики.


Полная версия

Индоокеанское направление внешней политики Франции все еще остается слабо изученным по сравнению с такими типичными центрами французской активности, как, например, Европа или Ближний Восток. Во многом это объясняется тем, что Париж даже сам для себя не всегда выделяет Индийский океан в качестве самоценного вектора, предпочитая говорить о нем в контексте более крупных тенденций или «разводя» его по сопредельным зонам: восточное побережье Африки — в африканское направление, Аравийский полуостров — на Ближний Восток, Индию и Австралию — в Азиатско-Тихоокеанский регион и т. д. Тем не менее это не означает, что французская дипломатия совсем не работает в зоне Индийского океана. Имеет смысл изучить, как Пятая Республика трактует свои позиции в регионе, на что может здесь опереться и с какими вызовами вынуждена иметь дело.

Ответы на эти вопросы следует искать в двух основополагающих документах внешней политики Франции — Белой книге 2013 г. (принята при Ф. Олланде) и Стратегическом обзоре по обороне и безопасности 2017 г. (принят при Э. Макроне; дополнил Белую книгу, но формально не заменил ее). Хотя оба они не содержат отдельных разделов об Индийском океане, по текстам можно проследить мнение французского руководства как о регионе в целом, так и о конкретных странах, присутствующих в нем.

Как Франция «понимает» себя в Индийском океане?

enacademic.com

Наиболее характерные особенности французского подхода к индоокеанскому региону сформулированы в Белой книге 2013 г.

Во-первых, Париж должен оставаться суверенным актором в этом районе мира [1]. Как постоянный член Совета безопасности ООН, Франция, по логике авторов Книги, несет особую ответственность в глобальном масштабе, поэтому ее присутствие объяснимо даже в столь удаленном от «метрополии» регионе. Ее взгляд на происходящие здесь события должен быть формально независимым и опираться прежде всего на собственные аргументы. Одновременно, как убеждено французское руководство, в Индийский океан и в соседний Азиатско-Тихоокеанский регион смещаются интересы США. Поэтому Франция может действовать не только в личном качестве, но и как ценная союзница Вашингтона, что не ослабит, а лишь укрепит ее возможности.

Во-вторых, положение Пятой Республики в индоокеанском регионе определено в статусе прибрежной державы (état riverain) [2]. Подобная формулировка не лишена смысла, поскольку в Индийском океане находятся два заморских департамента Франции — Реюньон и Майотта, — нуждающиеся в защите и поддержке (например, принадлежность Майотты оспаривают Коморские острова). Кроме того, не следует забывать, что под французской юрисдикцией находится еще одно особое образование — Южные и Антарктические территории, включающие острова Эпарсе, архипелаги Амстердам, Крозе, Кергелен и Землю Адели в Антарктиде. Юридический статус некоторых из них весьма зыбок (принадлежность Эпарсе оспаривают Мадагаскар, Коморы и Маврикий, на Землю Адели Франция претендует сама), поэтому термин «прибрежная держава» крайне удобен благодаря широте своих толкований.

В-третьих, значение региона Индийского океана было высоко оценено как центра, где сталкиваются интересы ведущих держав современного мира [3]. По логике авторов Книги, о таком положении дел свидетельствует постоянное присутствие здесь военно-морских сил США, европейских стран, КНР; для Европейского союза Индийский океан особенно важен как транспортный и логистический узел. Региональная обстановка становится все более напряженной, но Франция, как рассуждали при разработке документа, сможет сыграть стабилизирующую роль: она готова активно участвовать в борьбе с пиратством и преступными сетями, а также выстраивать стратегическое партнерство с основными региональными игроками, например, Индией или Австралией.

На что Франция может опереться?

Вполне ясный ответ на этот вопрос предлагает Стратегический обзор 2017 г.: главным аргументом Пятой Республики в Индийском океане считается военная мощь. В документе приводятся основные силы и средства Франции в регионе:

а) Военные базы в ОАЭ (650 чел.) и Джибути (1450 чел.) [4]. Кстати, соседом на восточноафриканском побережье недавно стала КНР, присутствие которой воспринимается как вызов и одновременно как возможность инициировать какие-либо договоренности в области безопасности (как раз на примере Индийского океана) [5].

б) «Силы суверенитета», дислоцированные на Реюньоне и Майотте (Командование южной зоны Индийского океана) [6]. Под ними понимаются небольшие воинские контингенты, редко участвующие в крупных боевых операциях, но обозначающие сам факт французского присутствия. В их состав входят: 1 парашютный полк пехоты марин, 1 подразделение Иностранного легиона, 2 транспортных самолета, 2 малых фрегата типа «Флореаль», несколько патрульных судов и легких транспортов (с 2017 г. в строю новое многоцелевое судно «Шамплен» типа «д’Антркасто»).

в) Силы, периодически подключающиеся к общеевропейской антипиратской операции «Аталанта». За последние несколько лет с французской стороны в ней участвовали новый корвет типа «Говинд» и фрегат «Курбе» типа «Лафайет».

Помимо военного потенциала ценным ресурсом французской дипломатии в Индийском океане следует считать налаженный диалог с региональными лидерами — главным образом, с уже упомянутыми Индией и Австралией [7]. Так, стимул отношениям с Индией придал контракт по продаже 36 истребителей «Рафаль» за 8 млрд евро (2016 г.) [8], а также строительство подлодок «Скорпен» для индийского флота, продолжающееся несмотря на утечки данных. Кроме того, в марте 2018 г. в ходе визита Э. Макрона в Нью-Дели были достигнуты договоренности с премьер-министром Н. Моди о взаимодействии военно-морских сил двух стран, потенциальной закупке французских авиадвигателей, строительстве АЭС «Джайтапур», сотрудничестве в космической области. Что касается Австралии, то к ней подход также был найден через военно-техническое сотрудничество. В самом конце 2016 г. был согласован многолетний контракт общей сложностью в 34 млрд евро по поставке 12 подлодок типа «Барракуда» [9]. Здесь нельзя не заметить в скобках, что такой метод укрепления двусторонних связей работает в индоокеанском регионе далеко не всегда: имеется контрпример Пакистана, отношения с которым были надолго осложнены известным «делом Карачи» (о серых схемах оплаты подлодок «Агоста»), уходящим корнями еще в начало 1990-х гг.

Каковы основные вызовы французским интересам?

Французский автор Ж. Дюфурк резюмировал, что интересы Франции в Индийском океане сформулированы в трех плоскостях [10]:

  • поддержание свободы судоходства;
  • соблюдение баланса сил держав, присутствующих в регионе;
  • развитие сотрудничества в интересах мирного развития.

По всем трем направлениям наблюдается, по существу, один и тот же вызов — поддержание региональной безопасности. Правда, ситуация осложняется тем, что к Индийскому океану французская внешняя политика не может подойти с некой универсальной системой координат, не учитывающей различия между его отдельными секторами. Например, в условной северной части, по оси баз в ОАЭ и Джибути, в большей степени ощущается влияние Ближнего Востока и угроз, идущих оттуда. Южнее — вдоль Африканского рога, в Мозамбикском проливе, вокруг Реюньона и Майотты — более актуальна борьба с пиратством и преступными группировками. На крайнем юге, ближе к побережью Антарктиды, на первый план выходят задачи научно-исследовательского и природоохранного плана. Поверх всего этого накладываются беспокойства по поводу общей конфликтности региона и усиления Китая. Иначе говоря, индоокеанский регион следует воспринимать в качестве разнородного образования, где крайне трудно определить какие-либо общие рамки безопасности [11]. В этой связи неудивительно, что внешняя политика Франции пока предпочитает решать стоящие здесь задачи точечно, только пробуя найти в регионе некие признаки целостности.

Помимо сложностей в определении региональной архитектуры безопасности, положение Франции в Индийском океане иллюстрируется еще как минимум двумя крупными вызовами. Во-первых, в этом районе мира развернется своя борьба за энергоресурсы. Вдоль берегов Восточной Африки, судя по всему, расположены немалые запасы нефти и газа, которые уже интересуют иностранные энергетические компании [12]. Поэтому, в частности, вопрос о статусе островов Эпарсе, пока входящих во французские Южные и Антарктические территории, приобретает особый контекст. Во-вторых, стоит вызов эффективного государственного управления в заморских департаментах. До вопросов природных условий, уровня жизни и экономического развития Реюньона и Майотты у центра доходят руки далеко не всегда, хотя в совокупности в двух субъектах проживает более 1 млн человек. Между тем всеобщая забастовка на Майотте, начавшаяся в феврале 2018 г. в знак протеста против повышенного уровня преступности и неконтролируемых миграций с Коморских островов, выявила очевидную слабость местных властей. Центральное правительство в лице министра по делам заморских территорий А. Жирарден было вынуждено вмешаться и начать переговоры с протестующими, а также задуматься о серьезных реформах в управлении островом.

***

Регион Индийского океана, в самом деле, не чужд для внешней политики Франции. Обладая в этом районе мира собственными территориями и воинскими контингентами, Пятая Республика считает себя «прибрежной державой», суверенным актором, способным вносить свой вклад в обеспечение региональной безопасности и на равных выстраивать партнерские отношения с крупнейшими игроками. Французская дипломатия убеждена, что просторы Индийского океана в обозримом будущем станут одной из основных арен международной конкуренции, поэтому она считает уместным уже сейчас проявлять здесь определенную активность. Спектр задач, стоящих в этом регионе, крайне широк — от борьбы с пиратством до закрепления за собой юридических прав на тот или иной остров и относящиеся к нему запасы ресурсов. Соответственно, от французского руководства будет требоваться аккуратный, сбалансированный подход, учитывающий самые разные проявления индоокеанской специфики.

1. Livre Blanc sur la Défense et la Sécurité Nationale, 2013. – P 30.

2. Ibid. P. 51.

3. Ibid. P. 57.

4. Revue stratégique de Défense et de Sécurité nationale, 2017. – P. 22.

5. Ibid. P. 43.

6. Ibid. P. 27, 65, 77.

7. Ibid. P. 44.

8. Rapport au Parlement sur les exportations d’armement de la France, 2017. – P. 10.

9. Ibid. P. 9.

10. La France et les enjeux stratégiques de l’océan Indien. Entretien avec l’amiral Jean Dufourcq // Hérodote. 2012. № 2 (145). P. 21-29.

11. Saint-Mézard I. Quelles architectures de sécurité pour l’océan Indien? // Hérodote. 2012. № 2 (145). P. 129-149.

21. Augé B. Pétrole et gaz en Afrique de l’Est: quels enjeux et quels périmètre? // Note de l’Ifri. Mars 2015. 25 p.