Виталий Совин

Независимый аналитик, эксперт в области санкционой политики

Краткая версия

В ходе состоявшегося 27 октября 2022 г. заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент России В. Путин предупредил о риске разрушения российско-южнокорейских отношений в связи с поставками Сеулом оружия и боеприпасов Украине. Одновременно российский лидер задался логичным вопросом: «как бы Республика Корея отнеслась к тому, если мы возобновили бы сотрудничество с Северной Кореей по этому направлению?».

В ответ президент Республики Корея Юн Сок Ёль указал на солидарность с международным сообществом в оказании «мирной, гуманитарной» поддержки Украине. «Мы не предоставили никакого летального оружия, но это в любом случае вопрос нашего суверенитета», — отметил он.

Учитывая весьма высокий уровень полемики, следует разобраться в ее первоистоках и возможных последствиях как для российско-южнокорейских отношений, так и ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом.

Решительная позиция России должна серьезно восприниматься в Сеуле, который расположен всего в 24-х км от демаркационной линии с КНДР. В том случае, если южнокорейская военная техника и вооружения будут задействованы ВСУ против российских военнослужащих, у Москвы появится повод оказывать существенную поддержку Пхеньяну. Она будет нацелена в том числе на защиту российских дальневосточных рубежей.

Полная версия

Чтобы красивое слово услышать, надо красивое слово сказать —

корейская пословица

В ходе состоявшегося 27 октября 2022 г. заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» президент России В. Путин предупредил о риске разрушения российско-южнокорейских отношений в связи с поставками Сеулом оружия и боеприпасов Украине. Одновременно российский лидер задался логичным вопросом: «как бы Республика Корея отнеслась к тому, если мы возобновили бы сотрудничество с Северной Кореей по этому направлению?».

В ответ президент Республики Корея Юн Сок Ёль указал на солидарность с международным сообществом в оказании «мирной, гуманитарной» поддержки Украине. «Мы не предоставили никакого летального оружия, но это в любом случае вопрос нашего суверенитета», — отметил он.

Учитывая весьма высокий уровень полемики, следует разобраться в ее первоистоках и возможных последствиях как для российско-южнокорейских отношений, так и ситуации на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом.

Опасная корейская игра

После начала российской специальной военной операции на Украине Сеул под жестким давлением Вашингтона принял ряд санкционных пакетов в отношении Москвы, в результате чего распоряжением Правительства Российской Федерации № 430-р от 5 марта 2022 г. Республика Корея была отнесена к недружественным государствам РФ.

В июле 2022 г. СМИ сообщили о предстоящем заключении контрактов на поставку крупных партий южнокорейских вооружений и боеприпасов в Канаду и Польшу, находящихся в авангарде НАТО по эскалации конфликта на Украине. Номенклатура и беспрецедентный объем поставляемой в эти государства южнокорейской военной продукции свидетельствует о том, что она может в скором будущем пополнить украинские арсеналы. В случае с Канадой это около 100 тыс. 155-мм артиллерийских снарядов. С Польшей Южная Корея договорились о поставках 980 танков К2 «Black Panther» (производитель — Hyundai Rotem) и их дальнейшем производстве (см. рис. 1), 648 единиц 155-мм самоходных артиллерийских установок К9A1 «Thunder» (Hanwha Defense) и 23 тыс. управляемых снарядов для них, а также 48 легких штурмовиков FA-50 (Korea Aerospace Industries). Точная сумма сделки не названа, но, по экспертным оценкам, она составит около 15 млрд долл., что является крупнейшим в южнокорейской истории экспортным контрактом вооружений. Для сравнения — за весь 2021 год, который для корейского военно-промышленного комплекса считается удачным, Республика Корея поставила за рубеж оружия лишь на 7 млрд долл.

Рис. 1: Передача 19 октября 2022 г. Республикой Корея Польше первых 10 танков K2 «Black Panther» (вместе с 24 самоходными артиллерийскими установками К9А1 «Thunder») и их доставка в Польшу 6 декабря 2022 г.

Источник: Министерство национальной обороны Республики Корея (слева) и Министерство национальной обороны Польши (справа)

Более того, 4 ноября 2022 г. в Варшаве Агентство вооружений Министерства национальной обороны Польши и южнокорейская компания «Hanwha Aerospace» подписали контракт на сумму 3,55 млрд долл. на поставку в период 2023–2027 гг. 218 модульных мультикалиберных реактивных систем залпового огня (РСЗО) К239 «Chunmoo», являющихся, по сути, клоном печально известного американского ракетного комплекса М142 HIMARS. Как отмечают специалисты, закупка Польшей южнокорейских РСЗО вызвана тем, что Варшава, судя по всему, не сумела приобрести в США «хаймарсы» в запрашиваемых количествах (более 500 единиц).

Объемы закупаемой Канадой и Польшей южнокорейской военной продукции дают все основания полагать, что определенная ее часть может быть направлена на Украину по мере истощения у этой страны военной техники советского и российского производства, передаваемой Киеву сторонниками затягивания военных действий.

Следующий шаг Сеула следует рассматривать как очередной вызов Москве. Так, 7 декабря 2022 г. Посольство Украины в Республике Корея сообщило об отправке в незалежную в «гуманитарных» целях партии из 100 пикапов марки «SsangYong Musso» (см. рис. 2).

Рис. 2: Отправка партии из 100 пикапов SsangYong Musso из южнокорейского порта Инчхон в Украину

Источник: Посольство Украины в Республике Корея

«Гуманитарный» аспект данной поставки весьма сомнителен ввиду известных фактов, свидетельствующих о применении Вооруженными силами Украины (ВСУ) «джихад-мобилей» с установкой направляющих для запуска ракет от РСЗО (см. рис. 3).

Рис. 3: Использование ВСУ пикапов в военных целях

Источник: YouТube

Замысел втягивания Сеула в конфликт на Украине прост: страны — члены НАТО пока опасаются ввязаться в прямую конфронтацию с Россией в связи с возможными поставками Киеву определенных видов вооружений западного образца, включая тяжелые танки и военную авиацию; и поэтому выбор пал на Республику Корея, не входящую в Североатлантический альянс, как на «резервный вариант». Договоренность об этом, по всей видимости, была достигнута во время мадридского саммита НАТО с участием президента Республики Корея Юн Сок Ёля в июне 2022 г. Отказавшись напрямую и бесплатно поставлять боевую технику и вооружения Киеву, Южная Корея в то же время может делать это опосредованно, через третьи руки, продавая оружие тем странам, которые сами наиболее активно направляют на Украину свои вооружения. Следует также отметить тот факт, что в преддверии заключения Сеулом указанных сделок в газете The New York Times появился фейковый вброс о якобы «закупке» Россией «миллионов» артиллерийских снарядов и ракет у Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) для применения на Украине. И это могло послужить для южнокорейской стороны оправданием для ее «ответного» шага.

Возможные ответные меры России

Очевидно, что в Сеуле исключают угрозу прямого российского военного возмездия за появление у ВСУ боевых самолетов, танков или боеприпасов южнокорейского производства. В то же время руководство Республики Корея должно отчетливо понимать, что у России есть все рычаги для оказания ощутимой помощи военно-политическому сопернику Сеула — Северной Корее, нуждающейся, в частности, в современной авиа- и бронетехнике. Так, еще в 2015 г. появлялись сообщения об интересе Пхеньяна приобрести российские многоцелевые истребители СУ-35. В 2016 г. стало известно, что КНДР переняла российский опыт и впервые провела национальные соревнования по «танковому биатлону» на устаревших прототипах советских танков Т-62.

Высок потенциал поставок в КНДР в «гуманитарных» целях большегрузных автомобилей в качестве лесовозов, которые могли бы быть модернизированы северокорейцами «без уведомления» российской стороны под шасси для пусковых установок баллистических ракет, включая межконтинентальные. Примечателен в этом смысле китайский опыт. Так, в 2012 г. Китай сообщил в «санкционный» Комитет Совета Безопасности ООН по КНДР о рассмотрении факта поставки в 2011 г. одной из китайских компаний шести лесовозов в Северную Корею. Они, как сообщалось, могли быть переделаны под шасси для пусковых установок для баллистических ракет «Хвасон-13» (см. рис. 4). По мнению китайской стороны, указанные транспортные средства существенно отличаются от мобильных пусковых установок или транспортеров для ракет и не могут использоваться для их перевозки или запуска. Соответственно, в Пекине не усмотрели нарушения санкций Совета Безопасности ООН или национального законодательства. Действительно, в соответствии с перечнем ООН запрещенных к поставке в КНДР товаров фигурируют автомобили класса «люкс», но не лесовозы.

Рис. 4: Северокорейская баллистическая ракета «Хвасон-13» на восьмиосной мобильной пусковой установке

Источник: Центральное телеграфное агентство Кореи

***

В целом, звучавшие ранее из Сеула заверения о прилагаемых усилиях для того, чтобы ситуация на Украине не оказала негативного влияния на решение проблемы денуклеаризации Корейского полуострова, не оправдались. В результате серьезного прессинга со стороны Вашингтона Республика Корея была вовлечена в общие усилия западников по нагнетанию беспрецедентного санкционного давления на Россию в контексте специальной военной операции на Украине. Одновременно с избранием в марте 2022 г. президентом правого консерватора Юн Сок Ёля в районе Корейского полуострова было возобновлено проведение масштабных американо-южнокорейских военных учений с привлечением авианосной группировки, стратегических бомбардировщиков, а также с отработкой ударов по северокорейским установкам баллистических ракет.

Денис Федутинов:
Импортные дроны Украины

Такая «игра мускулами» не могла остаться незамеченной в Пхеньяне, который впервые за последние пять лет пошел на применение ответных мер, в том числе дважды (в марте и ноябре 2022 г.) осуществив тестовые запуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР) «Хвасон-17», способных достичь любой цели на территории США. И если ранее подобные запуски карались ужесточением санкционного режима Совета Безопасности ООН в отношении КНДР, то в свете обострения по вине Вашингтона ситуации на Украине и вокруг Тайваня Россия и Китай в мае 2022 г. применили право вето против принятия западного проекта резолюции СБ ООН, осуждающей мартовский запуск МБР. В ноябре американцы и их сателлиты уже не стали выставлять на голосование свой проект документа с осуждением второго запуска.

Решительная позиция России должна серьезно восприниматься в Сеуле, который расположен всего в 24-х км от демаркационной линии с КНДР. В том случае, если южнокорейская военная техника и вооружения будут задействованы ВСУ против российских военнослужащих, у Москвы появится повод оказывать существенную поддержку Пхеньяну. Она будет нацелена в том числе на защиту российских дальневосточных рубежей.