Александр Дривас

К.полит.н., координатор проекта «Греция, Кипр, Египет и Израиль: возможности и ограничения средиземноморской коалиции», Институт международных отношений, Афины

Краткая версия

12 июля 2015 г. затянувшийся почти на полгода переговорный процесс завершился довольно странным результатом. Проследив динамику развития проблем (Греция — Евросоюз), можно заключить, что предложенную «третью программу по Греции» невозможно считать реалистичным планом действий. Всем сторонам, заинтересованным в выходе из этой ситуации, имеет смысл сосредоточиться на изменении подхода к решению проблемы. А простым гражданам лишь остается ждать, когда на Германию будет оказано давление.

Полная версия

12 июля 2015 г. затянувшийся почти на полгода переговорный процесс завершился довольно странным результатом. Почему «странным»? Во-первых, дело в тексте, который предстоит подписать парламентам стран ЕС. Этот документ – вовсе не финал драмы, разыгравшейся между Грецией и кредиторами. Напротив, для Греции, Германии и Европы в целом – это скорее некое новое начало. В качестве второй причины можно назвать сам процесс переговоров. ЕС позиционирует себя как одна большая семья, однако в данном случае факт угроз и шантажа был слишком очевиден. Впрочем, наша цель сейчас —поиск ответов на несколько иные вопросы. Какие реалии отражает этот документ? Можно ли уже сейчас предсказать его будущее? Есть ли в этой истории победитель или проигравший?

Ящик Пандоры открыт

Греческий экономический кризис длится уже шесть лет. Седьмому году не суждено принести перемен. С самого начала греческий сюжет развивался по абсолютно неудачному сценарию. Группы технических экспертов, сформированные для анализа «серых дней» 2009—2010 гг. в интересах МВФ, обнаружили, что колоссальные займы, предусмотренные Меморандумом I и Меморандумом II, имели целью защитить долговые инструменты Германии и Франции. Нет ни малейшего сомнения в том, что проект Еврозоны весьма слаб. Кроме того, лидеры стран еврозоны не сумели предусмотреть и предотвратить сложности, сопряженные с наличием в зоне евро членов, испытывающих серьезные структурные проблемы, — таких, как, например, Греция.

Итак, первый несомненный факт, говорящий сам за себя, — это полный провал проекта еврозоны и процесса унификации стран ЕС в целом. Эти проблемы отражаются в четком разделении, имеющем сегодня место в еврогруппе. Грецию поддерживают Франция, Кипр и Италия. Страны Балтии, Словения, Нидерланды и Словакия разделяют позицию Берлина. Таким образом, греческий вопрос заморозил процесс унификации стран ЕС. Все вышеперечисленное подводит нас к выводу о том, что евроскептицизм — это не некая теоретическая конструкция. Это настоящее и будущее европейской реальности. Можно ли было отделять финансово-экономические проблемы от социально-политических процессов? Так кто же во всем этом виноват? Коррумпированная Греция? Разумеется, нет.

Германия играет в открытую

REUTERS/Christian Hartmann
Юрий Квашнин:
Увертюра к трагедии

Вопреки позиции Брюсселя и Берлина, греческая проблема (как, впрочем, и все проблемы еврозоны, связанные с долгами) отнюдь не ограничивается технической и финансовой составляющими. Это чистая политика. Результаты греческого референдума продемонстрировали, что основной аспект конфликта между еврозоной и Грецией — политический. Главная цель Берлина — не допустить соглашения с Грецией, это очевидно. Берлин поставил перед собой задачу аннулировать результат греческих выборов, состоявшихся 25 января.

Даже при беглом анализе документа, представляющего третью программу, бросается в глаза важнейший момент: планы создания нового фонда, на который будет возложена функция продажи греческих активов. Формирование такого рода программы, которой Греция будет обязана следовать, имеет единственную цель – наказать Грецию за попытки изменить условия и средства их выполнения. Вторым аспектом берлинской стратегии стало получение дополнительных преимуществ от подобного «экономического наказания». Оно заключается в цепной реакции страха, внушаемого другим странам, — таким как Португалия, Италия, Испания, даже Франция: именно этот страх должен лечь в основу гегемонии Германии в ЕС. Однако эта стратегия может иметь негативные последствия для самой Германии.

Экономисты и инвесторы со всего мира уже испытывают значительное разочарование по поводу проекта еврозоны. Германия продемонстрировала, что не располагает потенциалом, необходимым для решения внутренних (в рамках Евросоюза) проблем. Зреют вопросы и к самой идее еврозоны. Президент Франции уже признал необходимость ее реставрации. Понятно, что Франция поддержала Грецию по той простой причине, что дальнейшее укрепление позиций Германии будет означать реализацию программ жесткой экономии. В конечном итоге Германии не удалось утвердиться в статусе ответственного лидера еврозоны. Если же вернуться к экономическому аспекту, возникает вопрос: кто будет инвестировать средства в валютный союз со столь сомнительным будущим? Германия добилась победы над Грецией, но эта победа обернется поражением самого Берлина.

Будущее Греции

REUTERS / Alkis Konstantinidis
Александр Дривас, Михаил Диаконтонис:
Переговорный тупик, новая Европа
и греческая драма

Непростая греческая проблема уже продемонстрировала всю меру безответственности европейских кредиторов. Кроме того, Греции пришлось столкнуться с серьезными внутриэкономическими сложностями. Однако греческое правительство — невзирая на давление со стороны Германии, стремящейся отправить его в отставку, — намерено ценой необходимых преобразований добиться изменений, отвечающих интересам Греции, — в рамках еврозоны или вне этой структуры.

Да будет известно правительству Германии, что обеспечение реальных предпосылок экономического роста невозможно без списания значительной части греческого долга. Как назвать такую процедуру: «стрижкой» (haircut) или каким-либо иным словом — решать кредиторам. Суть греческого вопроса целиком и полностью лежит в области политики. Структура греческого правительства — временная, и премьер-министр не пользуется поддержкой партии СИРИЗА. Партии, приходившие к власти ранее, имеют весьма низкие рейтинги популярности, и вероятность того, что Греция окажется в состоянии реализовать третью программу, крайне мала. Дело здесь даже не в политических партиях: сами предлагаемые меры носят исключительно пагубный характер, а некоторые из них могут просто парализовать экономическую деятельность Греции.

Проследив динамику развития этих проблем (Греция — Евросоюз), можно заключить, что программу, включающую такие меры, невозможно считать реалистичным планом действий. Всем сторонам, заинтересованным в выходе из этой ситуации, — как на национальном, так и на международном уровне (США, России, Великобритании, Франции, Италии, МВФ, ЕЦБ, ООН) — имеет смысл сосредоточиться на изменении подхода к решению проблемы. А простым гражданам лишь остается ждать, когда на Германию будет оказано давление, необходимое для того, чтобы так называемая «третья программа по Греции» стала более гибкой.