Выборы в Литве: ждать ли перемен на «восточном фронте»?
К. полит. н., координатор проектов Центра международной и региональной политики (СПб), преподаватель Евроакадемии (Таллин)
Краткая версия
По итогам выборов в Сейм политический маятник в Литве качнулся влево. Правоконсервативная коалиция потерпела поражение. Вероятно формирование левого правительства во главе с социал-демократами при участии Партии труда предпринимателя Виктора Успасских и партии «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса. Однако говорить об изменениях во внешней политике республики преждевременно. В отношениях с Россией сохраняется конфронтационная инерция, заложенная уходящими консерваторами. Этот курс поддерживается и президентом Далей Грибаускайте, роль которой в условиях фрагментации партийно-политической системы возрастает.
Полная версия
По итогам выборов в Сейм политический маятник в Литве качнулся влево. Правоконсервативная коалиция потерпела поражение. Вероятно формирование левого правительства во главе с социал-демократами при участии Партии труда предпринимателя Виктора Успасских и партии «Порядок и справедливость» экс-президента Роландаса Паксаса. Однако говорить об изменениях во внешней политике республики преждевременно. В отношениях с Россией сохраняется конфронтационная инерция, заложенная уходящими консерваторами. Этот курс поддерживается и президентом Далей Грибаускайте, роль которой в условиях фрагментации партийно-политической системы возрастает.
Маятник качнулся влево
14–28 октября 2012 г. в Литве в два тура прошли парламентские выборы – литовский Сейм формируется по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. Во втором туре происходит голосование по мажоритарным округам, в которых депутаты не были избраны в первом туре. Правящая в последние четыре года праволиберальная коалиция потерпела поражение, хотя и не такое разгромное, как показывали последние предвыборные опросы общественного мнения. Правоконсервативный националистический «Союз Отечества», ведущая сила этой коалиции, получил по партийным спискам около 15% голосов избирателей. При этом он хорошо выступил в одномандатных округах, что позволило ему занять итоговое второе место и около четверти мест в Сейме (см. табл. 1).
Два других призера – Партия труда во главе с харизматичным Виктором Успасских, предпринимателем российского происхождения, и Социал-демократическая партия, ветеран литовской политики, прямой потомок Компартии Литвы. Если по партийным спискам лидировали «трудовики», то после подсчета голосов во втором туре первенство перехватили социал-демократы.
Таблица 1.Результаты выборов в Сейм Литвы, октябрь 2012 г.*
| Партия | Партийные списки (%) | Количество мандатов | Мажоритарные округа | Всего |
|---|---|---|---|---|
| Социал-демократическая партия | 18 | 15 | 23 | 38 |
| Союз Отечества – Литовские консерваторы | 15 | 13 | 20 | 33 |
| Партия труда | 20 | 17 | 13 | 30 |
| Порядок и справедливость | 7 | 6 | 5 | 11 |
| Движение либералов | 9 | 7 | 3 | 10 |
| Избирательная акция поляков Литвы | 6 | 5 | 3 | 8 |
| Путь смелости | 8 | 7 | 0 | 7 |
| Другие партии, самовыдвиженцы | 4 | 4 | ||
| Отмена результатов | 1 | 1 | ||
| Всего | 141 |
Социал-демократы (А.Буткявичюс),
Партия труда (Виктор Успасских) и партия
"Порядок и справедливость" (Р. Паксас) ведут
переговоры о приглашении еще одной партии
в свою коалиции.
Результаты выборов не вызывают удивления. После утверждения парламентаризма в Литве сложилась маятниковая система: «системообразующие» партии правых («Союз Отечества») и левых (Социал-демократическая партия, ранее – Демократическая партия труда) сменяли друг друга у власти. С начала 2000-х годов партийная биполярность была несколько модифицирована. Влияние ключевых партий стало ослабевать, и они были вынуждены искать партнеров среди других политических сил – либералов, «трудовиков», паксистов. Популярность двух последних резко возросла на фоне усиления протестных настроений и сглаживания различий в программных установках и политике традиционных партий. Так, Роландасу Паксасу удалось набрать почти две трети голосов на президентских выборах 2003 г., а Партии труда – почти 30% голосов на парламентских выборах 2004 г. и сформировать крупнейшую фракцию в Сейме.
Усиление политических неофитов было воспринято консервативной частью литовской политической элиты как угроза. Для нейтрализации конкурентов были задействованы ведущие СМИ и правоохранительные органы. В 2004 г. президенту Р. Паксасу был вынесен импичмент, одной из главных причин которого де-факто стала пророссийская направленность популярного лидера. Руководителя «трудовиков» В. Успасских обвинили сначала в лоббировании интересов своего бизнеса, а затем и в незаконном финансировании своей партии. В 2005 г. он был отправлен в отставку с поста министра хозяйства (экономики) и некоторое время даже скрывался в России. СМИ клеймили обоих политиков как агентов российского влияния и популистов. Казалось, что на их политическом будущем поставлен жирный крест.
В последние годы Литва была заинтересована в поддержании определенного градуса конфликтности в отношениях с Россией.
Однако такой вывод оказался явно преждевременным. И Р. Паксас, и В. Успасских стали депутатами Европарламента, что позволило им не только сохранить политическую трибуну, но и обзавестись депутатской неприкосновенностью. Более того, экс-президент фактически добился политической реабилитации, дойдя до Европейского суда по правам человека. На нынешних парламентских выборах возглавляемые этими двумя политиками партии смогли мобилизовать голоса протестного электората, в первую очередь, жителей литовской глубинки, которые знают об экономических успехах своей страны разве что из газет.
Наследство консерваторов
Президент Литвы Даля Грибаускайте и
лидер консерваторов и премьер-министр
Литвы Андрюс Кубилюс
Стоит отметить, что период правления консерваторов пришелся на нелегкие для литовской экономики времена. В самый кризисный 2009 год экономический спад достиг почти 15%, и даже сейчас, на фоне официального подъема, зарегистрированная безработица составляет около 10%. Правительство предприняло меры жесткой бюджетной экономии: были урезаны заработные платы и социальные обязательства. Цены при этом продолжали расти, в первую очередь, на топливо и коммунальные услуги. Недавняя перепись показала катастрофическое снижение численности населения: за прошедшие десять лет Литва потеряла полмиллиона своих граждан, главным образом, в результате эмиграции. К осени 2012 г., по данным статистики, численность населения перевалила (в обратную сторону) критический рубеж в 3 миллиона человек.
В период правления консерваторов отношения с Россией планомерно ухудшались. Литва продолжала играть роль критика России в рамках ЕС и НАТО, проводила линию по обеспечению энергетической безопасности, имея в виду, прежде всего, энергетическую независимость от России. При этом активно критиковались российские проекты в этой сфере, в частности, строительство Балтийской АЭС в Калининградской области. Одновременно литовское правительство упорно продавливало идею собственной АЭС в Висагинасе, хотя на консультационном референдуме 14 октября 2012 г. две трети населения высказались против реализации этого проекта. Очевидно, что в последние годы Литва была заинтересована в поддержании определенного градуса конфликтности в отношениях с Россией, так как реализация вышеперечисленных проектов имеет в значительной степени политическое, а не экономическое обоснование.
Инерция конфронтации
Пикет против строительства
Висагинасской АЭС напротив посольства
Литвы в Риге, 10 октября 2012
С учетом близости программ и предвыборных договоренностей ожидалось формирование левоцентристской коалиции – социал-демократы вместе с Партией труда и партией «Порядок и справедливость». Впрочем, интригу внесла президент Д. Грибаускайте, заявившая о неприемлемости участия «трудовиков» в правительстве. Повод дали правоохранительные органы: как раз накануне второго тура выборов они предъявили партийному руководству обвинения в мошенничестве при финансировании партии. Однако даже если предположить, что мнение президента изменится или будет проигнорировано, и левое правительство появится, возможное потепление в отношениях с Россией будет сдерживаться целым рядом факторов.
Во-первых, на двусторонние отношения по-прежнему будет влиять негативная инерция, сформировавшаяся в годы правления коалиции консерваторов и либералов. В дополнение к уже упомянутым действиям было инициировано расследование в отношении компании «Газпром» на уровне Еврокомиссии. В Стокгольмский арбитраж подан иск о взыскании с российского газового монополиста более 1 млрд долл., которые, по мнению литовской стороны, были получены в результате злоупотребления доминирующим положением и манипулирования ценами. Кроме того, Литва форсировала реализацию третьего энергетического пакета ЕС, предусматривающую разделение компании «Лиетувос дуйос» («Литовский газ»), ведущим акционером которой выступает «Газпром». Вполне вероятно, что речь в итоге пойдет о национализации газотранспортной сети Литвы. Реанимированы попытки взыскать с России компенсацию за ущерб, нанесенный в годы «советской оккупации». Правовым основанием для предъявления претензий выступают результаты общенародного референдума 1992 г. и положения соответствующего закона от 2000 г. В 2012 г. была создана специальная комиссия по определению размера ущерба (фигурирует сумма более 20 млрд евро), хотя такая «работа» велась и раньше.
В политическом смысле России в прошедшие двадцать лет отводилась роль «значимого другого», на противопоставлении которому формировалась современная литовская идентичность.
Инерция связана также с деятельностью внешнеполитического аппарата и других служб, кадровый состав которых сформировался в период правления консерваторов и ориентирован на обеспечение максимально возможной автономии от бывшей метрополии, маргинализацию сил, выступающих за кооперативный подход в отношениях с Москвой.
Во-вторых, в среде политической элиты и экспертного сообщества Литвы сформировался комплекс устойчивых представлений, стереотипов и мифов о России и отношениях с ней. На основе интерпретации опыта литовско-российского взаимодействия в 1990-е годы принято считать, что конструктивно-прагматичная тактика (к ней, как правило, прибегали левые коалиции) была менее результативной, нежели жесткая риторика в адрес Москвы, направленная на консолидацию общественного мнения в Литве и интернационализацию проблемных аспектов двусторонних отношений. Необходимость интернационализации отношений с Россией (в частности, через структуры ЕС и НАТО) зачастую обосновывается объективным ассиметричным характером российско-литовского диалога. В Литве (к сожалению, не без оснований) считают, что Россия не рассматривает республику в качестве равноправного партнера, не отвечает взаимностью на сигналы к совместным действиям. Результаты одного из опросов общественного мнения показали, что взаимоуважение и равноправие – второй по значимости (после энергетической безопасности) аспект литовско-российских отношений: этот пункт выделили 46% опрошенных жителей Литвы.
Вряд ли можно ожидать кардинальных изменений внешней политики Литвы после парламентских выборов, в том числе и на российском направлении.
В политическом смысле России в прошедшие двадцать лет отводилась роль «значимого другого», на противопоставлении которому формировалась современная литовская идентичность. Россия представляется опасным, непредсказуемым и потенциально нестабильным партнером. К этому добавляется клише авторитарного и неевропейского государства, стремящегося использовать энергетический рычаг для политического давления. Тезис о том, что вырастет новое поколение, свободное от опыта прошлого, представляется как минимум спорным. В настоящее время предпринимаются попытки закрепить негативный образ России как необходимого элемента более широких представлений Литвы о безопасности и своем месте в европейской политике. Тем не менее можно говорить о сохранении определенного общественного спроса на нормализацию литовско-российских отношений. По данным одного из опросов, количество литовцев, благожелательно относящихся к России, чуть выше, чем доля тех, кто относится к России критически (53% против 42%). Процесс формирования образа России в Литве, хотя и имеет под собой определенные исторические основания, в основном является результатом деятельности литовской политической элиты.
В экономическом смысле Россия продолжает оставаться ведущим торгово-экономическим партнером Литвы. Значительную долю в товарообмене занимает продукция топливно-энергетического сектора – газ, нефть и электроэнергия. После закрытия Игналинской АЭС в 2009 г. поставки электроэнергии из России покрывают более половины потребления Литвы. Ведущие российские компании, в том числе «Газпром», «ЛУКойл», РАО «ЕЭС России», являются крупными инвесторами. Однако в литовском политическом истеблишменте, особенно в его консервативной части, доминирует представление об опасности экономического присутствия России в стратегических отраслях страны. Считается, что Россия использует его не только для получения прибыли, но и для активного влияния на внутриполитические процессы.
В-третьих, согласно Конституции, определяющую роль в реализации внешнеполитического курса Литвы играет президент. В начальный период своей каденции Д. Грибаускайте высказалась в пользу нормализации отношений с Россией, однако в дальнейшем эта линия развития не получила. Президент принадлежит к лагерю сторонников концепции энергетической независимости, а на парламентских выборах она активно поддерживала действовавшую консервативную правительственную коалицию. Немаловажно и то, что Д. Грибаускайте является наиболее популярным литовским политиком. В условиях фрагментации партийно-политического ландшафта в Литве роль президента будет возрастать. Неудивительно, что лидер социал-демократов А. Буткявичюс, наиболее вероятный претендент на пост премьер-министра в новом правительстве, уже заявил о сохранении нынешнего внешнеполитического курса. Он назвал и вероятную кандидатуру на пост главы МИД. По его словам, этот пост займет посол в Белоруссии, бывший представитель Литвы при НАТО Л. Линкявичюс. Крайне осторожно социал-демократы критикуют и энергетические проекты, инициированные консерваторами.
Таким образом, вряд ли можно ожидать кардинальных изменений внешней политики Литвы после парламентских выборов, в том числе и на российском направлении. При этом можно предположить, что коалиция социал-демократов как минимум не привнесет новых раздражителей в двустороннюю повестку и будет реализовывать более прагматичный и лишенный конфронтационной риторики курс в отношениях с Россией. Это открывает возможности для активизации двустороннего диалога, которому также способствуют пока еще существующие элементы взаимозависимости двух стран (в экономической и энергетической сферах, по вопросу Калининграда). От Москвы же требуется внимательный и уважительный подход к своему литовскому партнеру.