Александр Крылов

Д.и.н., профессор кафедры востоковедения, в. н. с. Института международных исследований МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД

Краткая версия

13 мая 2015 года Ватикан сделал официальное заявление о признании территорий, контролируемых Палестинской национальной администрацией, независимым государством. Таким образом, Святой Престол римско-католической церкви присоединился к 135 государствам, которые уже признали законное право на существование палестинского государства.

Полная версия

13 мая 2015 года Ватикан сделал официальное заявление о признании территорий, контролируемых Палестинской национальной администрацией, независимым государством. Таким образом, Святой Престол римско-католической церкви присоединился к 135 государствам, которые уже признали законное право на существование палестинского государства.

Ватикан всегда последовательно поддерживал право палестинского народа на создание собственного государства. Еще до принятия резолюции ООН № 181 об отмене британского мандата на управление Палестиной и создании на ее территории двух независимых государств – арабского и еврейского – Папа Пий XII послал в Иерусалим апостольскую миссию для развития отношений с палестинцами. Миссия не имела дипломатических полномочий, но выступала в качестве важного связующего звена между римско-католической церковью и христианским населением Палестины. Ватикан поддержал решение ООН о том, что Иерусалим должен стать городом со специальным международным режимом (corpus separatum), обязанности по обеспечению которого ООН возлагала на находящийся в ее ведении Совет по Опеке. Ватикан также настаивал на сохранении на Святых для верующих трех религий местах принципа status quo, подтвержденного на Берлинском конгрессе в 1878 г. всеми европейскими державами. Именно по этой причине действия израильского политического руководства по изменению статуса Иерусалима и решение Кнессета от 29 июля 1980 г. о провозглашении Святого Города вечной и неделимой столицей Государства Израиль вызвало резко негативную реакцию Священного Престола.

Ватикан всегда последовательно поддерживал право палестинского народа на создание собственного государства.

В 1964 г. Папа Павел VI посетил Вифлеем и в своем официальном заявлении во время визита вновь поддержал неотъемлемое право палестинцев на создание независимого государства. Папа также выделил из бюджета Ватикана 400 млн долл. на строительство университета в Вифлееме. К настоящему времени выпускниками Вифлеемского университета стали 14 тысяч палестинцев [1].

REUTERS/Mheisen Amareen
Папа Франциск у разделительной стены на
Западном берегу

Папа Иоанн Павел II сделал несколько жестких заявлений, в которых осуждал израильские власти «за создание невыносимых условий жизни, которые вынуждают многих палестинцев покидать свою землю» [2]. В 1987 г. глава римско-католической церкви встретился с Ясиром Арафатом и вновь подтвердил, что мирные переговоры должны завершиться обретением палестинцами своей государственности. 15 февраля 2000 года Святейший Престол и Организация освобождения Палестины заключили двустороннее базовое соглашение, в котором, в частности, говорилось следующее: «Обе стороны подтверждают приверженность мирному решению палестино-израильского конфликта, которое позволило бы реализовать неотъемлемые национальные права и законные чаяния палестинского народа. Такое решение должно быть достигнуто путем переговоров и соглашения, способного обеспечить мир и безопасность, справедливость и равенство для всех народов региона на основе международного права и соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций и ее Совета Безопасности». В 1987 г. Иоанн Павел II впервые за всю историю Латинского Патриархата назначил Патриархом римско-католической церкви Иерусалима палестинца Мишеля Саббаха. С этого времени Латинский Патриархат на Святой земле возглавляется палестинцами или иорданцами.

Святой Престол обладает колоссальной движимой и недвижимой собственностью на палестинских территориях и в Израиле.

Папа Бенедикт XVI в отношении палестинской проблемы придерживался позиций своих предшественников. Так, в октябре 2010 г. на Ассамблеи Синода Епископов он сделал следующее заявление: «Надо предпринять необходимые правовые шаги, чтобы положить конец оккупации различных арабских территорий; нельзя допустить, чтобы богословские и библейские концепции и даже слово Божие, использовались для оправдания несправедливости, что является неприемлемым и ошибочным» [3]. В ответ на это тогдашний заместитель министра иностранных дел Израиля Дани Аялон заявил, что «Синод оказался во власти антиизраильского большинства» [4]. Папа Бенедикт XVI 17 декабря 2012 г. на встрече с главой ПНА М. Аббасом выразил одобрение в связи с принятием ГА ООН резолюции, в которой Палестина признавалась государством-наблюдателем, не являющимся членом ООН. «Святой Престол, – подчеркнул в своей речи Папа Бенедикт XVI, – поддерживает право палестинского народа на создание суверенного палестинского государства на землях своих предков, государства, сосуществующего в мире со своими соседями и в рамках международно-признанных границ» [5].

REUTERS/Vincenzo Pinto/Pixstream
Татьяна Зонова:
Вечное сияние Святого Престола

Избранный в марте 2013 г. нынешний 266-й Папа Франциск заявил во время своего визита на Святую Землю, что он признает территории, находящиеся под контролем ПНА в качестве Государства Палестина. «Да, это официальное признание того, что это государство существует», – заявил журналистам глава пресс-службы Ватикана Федерико Ломбарди [6].

Напрашивается закономерный вопрос: почему Ватикан более склонен к поддержке палестинской, нежели израильской позиции? Ответ очевиден. Во-первых, продолжающаяся более сорока лет израильская политика и практика тотального нарушения всех прав палестинцев на оккупированных территориях стимулирует массовую эмиграцию палестинцев в другие страны. За годы оккупации палестинское население Западного берега сократилось за счет эмиграции почти на треть. Показатель эмиграции особенно высок среди христианского арабского населения: за годы оккупации доля христианского населения сократилась с 12% до 3% [7]. В Газе фактически не осталось христиан. Объективно Ватикан заинтересован, чтобы гражданские права, а также имущество христиан, были защищены. Но израильская политика расширения еврейских поселений на палестинских территориях и ущемления прав христианских конфессий в самом Израиле только вынуждает христиан к исходу со Святой Земли.

Ведущиеся более сорока лет переговоры между Ватиканом и Израилем не имели каких-либо результатов, и, следовательно, статус римско-католической церкви до сих пор остается неопределенным.

Во-вторых, Святой Престол обладает колоссальной движимой и недвижимой собственностью на палестинских территориях и в Израиле. Кусто́дия Святой Земли (лат. Custodia Terræ Sanctæ) располагает 74 санктуариями (приюты), 5 базиликами, 66 церквями, 45 часовнями и 38 приходами, значительная часть которых находится на палестинских территориях. Палестинские власти до сих пор надежно обеспечивали полную автономию и безопасность для имущества и паломников Кустодии на территории, контролируемой ПНА.

В Израиле после принятия в 1967 г. Закона об охране Святых Мест все участки и находящиеся на них постройки, исторически принадлежащие христианским и мусульманским конфессиям, попали под действие этого закона. С этого времени любая деятельность (строительство, ремонтные работы, археологические раскопки, коммерческая деятельность, обеспечение паломников, обеспечение безопасности и правопорядка, снабжение религиозных представительств, водой, электричеством, рабочей силой и т.п.) требует постоянного согласования с израильским министерством по делам религий, а также получение специального согласия министра юстиции Израиля. Ведущиеся более сорока лет переговоры между Ватиканом и Израилем не имели каких-либо результатов, и, следовательно, статус римско-католической церкви (как, собственно, и других христианских конфесссий) до сих пор остается неопределенным. Как показывает действительность, израильский Закон о Святых местах работает крайне однобоко, обеспечивая благоприятные условия для израильских религиозно-исторических памятников. В то же время представители других конфессий существенно ограничиваются в своих правах. Регулярно отмечаются также случаи осквернения христианских и мусульманских святынь.

Сейчас председатель ПНА М. Аббас находится с визитом в Ватикане, где он примет участие в процедуре канонизации Мари-Альфонсин Данил Гаттас из Иерусалима и Мариам Баварди из Вифлеема, которые приняли христианство в XIX в. и будут признаны за свою подвижническую деятельность в монастырях, приютах и госпиталях на Святой Земле первыми святыми христианками палестинского происхождения.

Как и следовало ожидать, решение Ватикана укрепить отношения с ПНА вызвало в Израиле негативную реакцию, критику и непонимание. По словам израильских властей, «такие действия Святого Престола станут лишь очередным камнем преткновения для достижения мира на Ближнем Востоке» [8].

Ссылки

1. The State of Palestine the permanent Mission to the Holy See. Ramalla, April 2014. – P. - 2.

2. Ibid.

3. Hariri hails Catholic bishops' call to end Israeli occupation, AFP, 25.10.2010.

4. Deputy FM: Anti-Israel bishops have hijacked the Vatican. «Haaretz», 24.10.2010.

5. The State of Palestine the permanent Mission... – P. - 7.

6. Vatican to recognise Palestinian state in treaty, BBC-News, 13.05.2015.

7. Ismail Lubbad. Demographic Profile of Palestinian Migration. Paper Prepared for the Migration and Refugee Movements in the Middle East and North Africa The Forced Migration & Refugee Studies Program. Cairo: The American University in Cairo. October 2007. - Р. 11.