Краткая версия

Интервью

Сегодня внимание мирового сообщества приковано к ситуации вокруг сирийского кризиса. Ведущие мировые державы обсуждают возможность и необходимость нанесения военного удара по Сирии в ожидании итогов экспертизы ООН по применению химического оружия. Мы попросили Максима Братерского, и.о. заведующего кафедрой мировой политики НИУ ВШЭ дать комментарий о позиции США по сирийскому вопросу и о возможности нанесения военного удара по Сирии.

Полная версия

Интервью

Сегодня внимание мирового сообщества приковано к ситуации вокруг сирийского кризиса. Ведущие мировые державы обсуждают возможность и необходимость нанесения военного удара по Сирии в ожидании итогов экспертизы ООН по применению химического оружия. Мы попросили Максима Братерского, и.о. заведующего кафедрой мировой политики НИУ ВШЭ дать комментарий о позиции США по сирийскому вопросу и о возможности нанесения военного удара по Сирии.

Некоторые эксперты полагают, что ситуация в Сирии может перерасти в большую войну на Ближнем Востоке. Как Вы оцениваете масштабы кризиса?

Кризис, конечно, заметный. Но с такими экспертными оценками я согласиться не могу по двум причинам. Во-первых, гражданская война в Сирии идет уже два года, и вмешательство США будет означать лишь эскалацию конфликта. Во-вторых, о большой войне речь все же не идет.

Все, что могло случиться на Ближнем Востоке, уже случилось: большая война в Ираке, большая война в Ливии. Сейчас военное столкновение в Сирии может вступить в новую фазу. Единственное, чего еще не случилось – это столкновения Ирана с Израилем, с одной стороны, и Саудовской Аравии – с другой. Если бы это произошло, это еще можно было бы охарактеризовать как большую войну, но в нынешнем контексте я ничего подобного не предвижу. Ни Иран, ни Саудовская Аравия, ни Израиль «в драку» лезть не собираются.

Если не удастся предотвратить военной кампании западных держав против Сирии, то, скорее всего, конфликт ограничится воздушным ударом, наземной операции не будет. Так что термин «большая война» здесь применять не стоит.

telegrafist.org. Инфографика
Ситуация в Сирии

С экономической точки зрения, в условиях финансового кризиса, могут ли США позволить себе развязывание новой крупномасштабной войны, подобной иракской или афганской?

Любое использование современных вооруженных сил и флота, безусловно, стоит больших денег. Однако если речь идет о разовом ударе, то экономика США это выдержит, поскольку это предусмотрено в американском военном бюджете, а все аспекты возможной военной кампании исследуются на учениях.

До неожиданного заявления Б. Обамы о том, что необходимо переходить к действиям по сирийскому вопросу, поскольку «красная линия в Сирии была пересечена», Белый дом вел себя очень сдержанно в сравнении с некоторыми европейскими странами, например, Францией. США вели себя довольно отстраненно и настаивали на политическом решении, не поставляли оружие оппозиции, не направляли военный контингент и вообще старались не вмешиваться в конфликт. Думаю, Б. Обама – достаточно здравомыслящий и разумный политик, его вмешательство в сирийский кризис будет ограниченным.

Как Вы считаете, удар по Сирии все-таки будет нанесен?

Гадать на кофейной гуще – дело неблагодарное. Но похоже, что да, удар будет нанесен. Я не ожидаю применения морской пехоты и танков, но могут быть нанесены точечные авиационные удары, например, по центрам хранения и разработки оружия массового поражения, по центрам управления. Потом американцы создадут что-то в роде «бесполетной зоны» и так далее. Боюсь, что удар будет. Тем более, что вопрос, было применено химическое оружие или нет, уже не стоит. Сейчас вопрос заключается в том, кто его использовал, и этого мы, может быть, никогда не узнаем. На мой взгляд, очень сомнительно, что это сделано по приказу Б. Асада: ему это в данной ситуации не выгодно. Возможно, это провокация для многих сил за рубежом не только в Европе и США, но, прежде всего, в регионе, например, для Катара, Саудовской Аравии.

Huffington Post. Инфографика.
Обострение гуманитарного кризиса в Сирии

Как может сказаться решение США относительно Сирии на российско-американских отношениях? Какова вероятность обострения и без того назревающего кризиса?

По-моему, российско-американские отношения уже испорчены достаточно сильно, они находятся в такой стадии, словно бы удар по Сирии уже был нанесен.

Думаю, что дальше отношениям между Россией и США развиваться некуда. Тут сошлось масса факторов: в стратегическом плане российско-американская повестка исчерпана, экономическая заинтересованность отсутствует, растут геополитические противоречия. Но все эти проблемы можно было бы преодолеть, если бы не безуспешная, на мой взгляд, политика Б. Обамы на посту президента США. Это особенно видно во внешней политике, так как кроме подписания соглашения по стратегическим наступательным вооружениям принципиально ничего нового сделано не было.

Мне кажется, что на сирийском фронте администрация Б. Обамы пытается компенсировать свои неудачи во взаимоотношениях с Конгрессом. Хотя идеологические причины и поводы для американского участия в сирийском кризисе, безусловно, тоже есть. Решения Б. Обамы, конечно, не принимаются на пустом месте, но удара по Сирии можно было бы избежать, если бы у администрации все было хорошо по другим направлениям.

Беседовала Дарья Хаспекова, программный координатор РСМД