Новый внешнеполитический
цикл России
Ожидания и оценки зарубежных экспертов
Новый внешне-
политический цикл России
Ожидания и оценки зарубежных экспертов
2018 – 2024
После переизбрания Владимира Путина в марте 2018 г. на пост Президента Россия вступает в новый цикл внешней и внутренней политики. В настоящий момент внешняя политика России переживает весьма непростой период: конфликт в Сирии, сохраняющаяся неопределенность статуса Донбасса, обвинения в ведении кибервойны и вмешательстве в американские выборы, а также инцидент с отравлением С. Скрипаля в Великобритании внесли разлад в отношения России со многими странами. Это привело к принятию новых жестких санкций против России, в то время как о снятии старых речи пока даже не идет. В то же время России в последнее время удалось добиться и неоспоримых внешнеполитических успехов, в частности, расширить сотрудничество с Китаем. Однако существует множество очень сложных вопросов, особенно в отношениях с Западом, которые требуют решения. Лидерам нового политического цикла, в том числе и президенту Владимиру Путину, предстоит принять важные стратегические решения, чтобы обеспечить безопасность и экономическое процветание своей страны.

В новом проекте РСМД представлен обзор мнений зарубежных экспертов с оценкой текущих событий и возможных стратегий в новом политическом цикле. Отдельный акцент эксперты делают на различных внешнеполитических проблемах предстоящего цикла.
Эксперты
Лукаш Кулеса
Директор исследовательских программ Сети европейских лидеров (ELN), Великобритания
Нора Мюллер
Исполнительный директор Фонда Кёрбера, Германия
Джозеф Фитсанакис
Профессор университета Coastal Carolina University, США
Кэмерон Мантер
Генеральный директор и президент Института Восток-Запад, США
Сара Лэйн
Научный сотрудник британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), Великобритания
Сауд аль-Сархан
Генеральный директор Центра короля Фейсала по науке и исламским исследованиям, Саудовская Аравия
О России между Востоком и Западом и изменениях в новом внешнеполитическом цикле

Лукаш Кулеса
ELN, Великобритания
Россия стремится стать одним из независимых центров власти в многополярном мире. Политика вестернизации была отвергнута, но вряд ли Россия и Китай могут стать стратегическими союзниками или совместно сформировать антизападный блок. Россия будет смотреть во всех стратегических направлениях — так, из-за участия России в Сирии на первых ролях неожиданно оказался Ближний Восток. Россия, скорее всего, будет придерживаться независимого пути, который, в целом, будет враждебен Западу, не ограничивая при этом связи с ним, сохранит открытость для Востока, но не сможет повлиять на стратегический выбор Китая, Японии или Индии.

Я надеялся на пересмотр политики России в отношении Запада, и что в новом политическом цикле после марта 2018 г. президент Путин откажется от эскалации конфронтации с Западом. Под этим я имею в виду разрешение кризиса на Донбассе и сокращение масштабов пропаганды/информационной войны против Запада. Это позволило бы России восстановить определенные связи со своими европейскими партнерами и их доверие, создать условия для внутреннего развития и реформ, а также для полноценного участия в китайской инициативе «Один пояс — один путь». Однако после инцидента с С. Скрипалем и сирийских авиаударов такие перемены представляются все менее вероятными, и Россия, скорее, пойдет на усиление конфронтации с Западом, активизирует поиск антизападных союзников, а также продолжит попытки ослабить Запад (например, поддержкой пророссийских сил на Западе). Весьма вероятно, что это приведет к новым политическим трениям и угрозе прямого военного столкновения.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе оптимальной политикой для России было бы оставаться независимым центром силы, делая упор не на принуждение, а на увеличение своей привлекательности (в том числе, экономической). Это потребует инициирования подлинной разрядки с другими европейскими странами и разрешения кризиса на Донбассе путем реинтеграции региона в Украину.

Джозеф Фитсанакис
Coastal Carolina University, США
У России нет иного выбора, кроме как ориентироваться в следующем году и на Восток, и на Запад. На протяжении нынешнего века Россия пытается вернуть себе прежний статус глобальной державы. Для этого ей необходимо выйти далеко за рамки своего непосредственного региона. Нет никакого сомнения в том, что влияние России ощущается в соседних с ней странах Центральной Азии, Кавказа и в Арктике — трех регионах с растущей геополитической значимостью. Но для региональной державы, которой и является Россия, это вполне естественно.

Чтобы подняться на новый уровень, Москве необходимо смотреть дальше и устанавливать значимые дипломатические, финансовые и политические связи с Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком, Латинской Америкой и Европейским союзом.

С ЕС это будет непросто из-за нынешнего политического климата. В целом, однако, я вижу, что Россия продолжает работать над достижением этой цели. Полагаю, что в будущем году Москва будет стремиться создать стратегические альянсы в Европе и не только в ней с отдельными странами, которые недавно пошли на сближение с Москвой. К ним относятся Пакистан, Алжир, Индонезия, Турция, Израиль, Австрия, Греция, Португалия и Ирландия, где Россия недавно объявила о значительном расширении своего дипломатического присутствия.

В будущем, Россия, скорее всего, попытается сгладить свои разногласия с ведущими европейскими державами и восстановить с регионом экономические и культурные связи. Многое будет зависеть от состояния российской экономики и политического руководства, которое появится в Европе в ближайшее десятилетие.

Нора Мюллер
Фонда Кёрбера, Германия
На западном направлении отношения России с Европой и США переживают глубокий кризис, достигнув низшей точки из-за дела С. Скрипаля и химической атаки в Думе. Из-за конфликтных отношений с Западом Москва повернулась к Востоку, в частности, Китаю, который, с российской точки зрения, является более перспективным партнером.

Углубление сотрудничества с КНР (и другими азиатскими державами) призвано компенсировать экономические и политические последствия конфликта с Западом. Более того, Москва и Пекин разделяют общую геополитическую заинтересованность в ограничении господства США на мировой арене.

Исходя из того, что конфронтация с Западом в ближайшее время сохранится, российский «поворот на Восток», скорее всего, останется постоянной величиной во внешнеполитическом уравнении в предстоящий период.

Сара Лэйн
RUSI, Великобритания
После событий на Украине в 2014 г. Россия начала прилагать целенаправленные усилия по укреплению связей с Китаем в рамках своей более широкой инициативы «поворота» в Азию. Эти усилия будут продолжены. Проект трубопровода «Сила Сибири» и китайские инвестиции в «Роснефть», в прошлом году составившие 9,1 млрд долл., показывают перспективность Китая как партнера в инвестиционных проектах на фоне усиления экономического и санкционного давления на Россию со стороны Запада. Однако, хотя конкретные финансовые данные не разглашаются, можно сомневаться в благоприятности предложенных России условий. Усиление напряженности в отношениях между Россией и Западом предоставляет преимущества Китаю, которые он стремится использовать для усиления своих политических и экономических позиций в отношениях с Россией. И все же, несмотря на сомнения циников, товарооборот между Россией и Китаем в 2017 г. увеличился, что свидетельствует о реальном росте экономического сотрудничества.

При этом Россия не заинтересована в полном отказе от сотрудничества с Западом и не хочет терять европейский газовый рынок. Только время покажет, насколько глубоким и продолжительным в отношениях России с Западом будет противостояние из-за дела С. Скрипаля. Даже после политического кризиса в отношениях, разразившегося в 2014 г., обе стороны, несмотря на серьезные разногласия по Восточной Украине, смогли в конечном итоге выделить сферы, в которых их интересы совпадают, в частности, урегулирование конфликта в Сирии и координацию своих действий в этой стране. И сейчас США пошли на дипломатическое взаимодействие с Россией, пытаясь найти мирное решение проблемы Донбасса.

Таким образом, Россия, безусловно, будет стремиться к укреплению связей с Азией и публично рекламировать и продвигать любые успехи своего взаимодействия с Востоком. Однако Россия понимает, что ее место на международной арене будет по-прежнему зависеть от взаимоотношений с Западом. В краткосрочной перспективе эти взаимоотношения, скорее всего, будут характеризоваться видимым и взаимным стратегическим противостоянием, а не расширением сотрудничества.

Сауд аль-Сархан
Центр короля Фейсала по науке и исламским исследованиям, Саудовская Аравия
Полагаю, что в ущерб своим интересам Россия по-прежнему устремит взор на Запад и Юг, игнорируя растущую напряженность и деятельность конкурентов, в частности Китая, на евразийском рынке. Россия вязнет в сирийском конфликте и продолжит координировать борьбу за влияние в регионе в альянсе с Турцией и Ираном против арабских государств и стран Запада, вовлеченных в ближневосточные процессы. А тем временем Китай будет расширять свою экспансию в Средней Азии на базе инициативы «Один пояс, один путь».

Россия нуждается в инновациях и переориентации на Восток, однако, к сожалению, мы, скорее всего, станем свидетелями символических попыток бывшей глобальной державы сохранить свой статус из-за нежелания признать перехода в региональный статус.
О роли ООН в решении глобальных проблем

Лукаш Кулеса
ELN, Великобритания
Распад международной системы безопасности, в основе которой была ООН, набирает обороты. Примеры сотрудничества между пятью постоянным членами Совета Безопасности ООН в управлении проблемами глобальной безопасности становятся все более редкими, а нормой стали блокирование решений Совета Безопасности и/или обход СБ ООН и действия в одностороннем порядке. В текущем кризисе виновата не одна отдельно взятая страна, но действия России внесли существенный вклад в нынешнюю ситуацию: она использовала свой статус Постоянного члена, чтобы защитить не только себя, но и сирийский режим от любого контроля.

ООН по-прежнему будет полезной в решении отдельных вопросов (включая более широкое международное сотрудничество или борьбу с кризисами, в которых не задействованы интересы великих держав) и служить платформой для дипломатического диалога.

Однако, если члены СБ ООН, в том числе Россия, не захотят использовать свой политический капитал для восстановления авторитета Совета Безопасности, мы вступим в опасную фазу усиления международного хаоса.

Отправной точкой восстановления престижа СБ ООН могло бы стать совместное разрешение одного из основных международных кризисов: например, Сирии, Восточной Украины, Южно-Китайского моря или израильско-палестинского конфликта.
О возобновлении сотрудничества России и США по международным режимам контроля над вооружениям

Лукаш Кулеса
ELN, Великобритания
Какое-то сотрудничество обязательно будет продолжаться: обе страны являются участницами СНВ-III и Договора по РСМД и проводят встречи, проверки и обмен информацией в рамках этих договоров. Обе страны также участвуют в многосторонних режимах, таких как ДНЯО и КХО.

Существует возможность возобновления двусторонних дискуссий по стратегической стабильности. Хотелось бы надеяться, что предметом обсуждения помимо ядерных проблем будут вопросы противоракетной обороны, высокоточных ударов неядерными средствами, космоса и кибератак. Такой регулярный диалог послужит стабилизации отношений между Россией и США, поможет продлить СНВ-III на период после 2021 г. и будет поддерживать Договор по РСМД.

Однако рассчитывать на прорыв в плане будущего сотрудничества или заключения новых договоров не приходится. Интересы обеих сторон по-прежнему будут разниться, обе страны развивают свои программы модернизации вооружений и обвиняют друг друга в нарушении существующих договоров.

Самое главное заключается в том, что обе стороны не проявляют готовности существенно ограничить свои программы вооружений (ядерных и передовых обычных), но каждая сторона ищет способы получить преимущество над другой. Если прибавить к этому отсутствие доверия между сторонами, то среды для возобновления сотрудничества, судя по всему, нет.

Джозеф Фитсанакис
Coastal Carolina University, США
Несомненно, отношения между Соединенными Штатами и Россией столкнулись в последнее время с проблемами. Однако эти проблемы не являются ни беспрецедентными, ни непреодолимыми. Несмотря на имеющиеся между Москвой и Вашингтоном разногласия по ряду вопросов, их объединяет большая заинтересованность в сохранении международной безопасности. Кроме того, обе страны должны часто работать вместе, чтобы не допустить роста количества государственных или негосударственных акторов, представляющих угрозу региональной или глобальной стабильности. В одной только Азии растущая напряженность в отношениях между Индией и Пакистаном, являющимися ядерными державами, равно как и между Северной и Южной Кореей представляет серьезную угрозу для глобальной стабильности. Все эти вопросы не могут быть успешно разрешены без прямого российско-американского сотрудничества, подобного тому, что имело место по Ирану во время администраций президентов Барака Обамы и Владимира Путина. Такая же позиция должна преобладать и в двусторонних режимах контроля над вооружениями, существующих между двумя странами. Конечно, развитие событий в положительном ключе может быть сорвано появлением непредсказуемых лидеров у любой из сторон.

Вот почему ключом к улучшению российско-американских отношений является политическая стабильность в Вашингтоне и Москве. Ближайшие месяцы покажут, насколько это достижимо.

Кэмерон Мантер
Института Восток-Запад, США
Будем ли мы возобновлять международное сотрудничество в области контроля над вооружениями? Это в интересах каждого.

Мы никогда не должны забывать, что даже в самые трудные времена прошлого русские и американцы прилагали все усилия, чтобы понять друг друга и укрепить соглашения, укрепляющие ядерную безопасность и снижающие вероятность ядерного конфликта.

В нашем Институте мы стремимся сохранить открытыми каналы коммуникации и укрепления доверия, что является неотъемлемой частью таких усилий.
О роли кибербезопасности в противостоянии Россия — Запад

Лукаш Кулеса
ELN, Великобритания
На Западе широко распространена убежденность в том, что Россия использует широкий набор киберинструментов (включая кибершпионаж, хакерские атаки, пропагандистские и информационные операции) для подрыва базовых интересов, в том числе целостности западных политических институтов и политических процессов. Россия отвергает эти обвинения, но обе стороны считают друг друга противниками в киберпространстве, и это, вероятно, не изменится.

Возможно, удастся определить и согласовать «правила игры» по конкретным аспектам деятельности в киберпространстве, например, введение запрета на влияние и нападение на объекты раннего ядерного предупреждения, ядерной инфраструктуры (как военные, так и гражданские), а также военного командования и управления.

Возможны усилия по разработке многосторонних и двусторонних механизмов для расследования кибератак. Именно на этом следует сосредоточить деятельность в краткосрочной перспективе.


Джозеф Фитсанакис
Coastal Carolina University, США
Поскольку Интернет продолжает охватывать все сферы деятельности людей, он становится все более привлекательным инструментом сбора информации о противниках и союзниках. Вот почему Россия и Запад продолжат укреплять киберсоставляющую своих систем безопасности и разведки и будут все чаще использовать ее в качестве источника ценных разведданных. Обе стороны заявляют, что используют кибервозможности исключительно в целях обороны, и обвиняют друг друга в проведении враждебных операций в Интернете. Однако на самом деле как наступательные, так и оборонительные кибервозможности наращивают все страны. Кроме того, мы видим, что использование кибертехнологий в наступательных целях продолжает набирать силу, что в ближайшие годы неизбежно приведет к дальнейшим конфликтам между Западом и Россией. По мнению ряда обозревателей, в конечном итоге будут приняты международные статуты, регулирующие использование киберсистем в наступательных целях, подобно действующим в настоящее время правилам ведения войны. Однако я не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Что касается использования социальных медиаплатформ в целях оказания психологического воздействия, то в этой сфере положение дел представляется еще более запутанным, поскольку ведущую роль в ней ведут частные компании, которые относительно неподотчетны правительствам и международным регулирующим органам. Соответственно, этот аспект кибербезопасности будет оставаться крайне хаотичным и непредсказуемым в ближайшие годы.
О роли России на Ближнем Востоке и операции в Сирии

Джозеф Фитсанакис
Coastal Carolina University, США
Россия на протяжении многих десятилетий играла существенную роль на Ближнем Востоке. Операция в Сирии представляет собой не что-то необычное, а, скорее, служит последним проявлением векового политического, дипломатического и военного присутствия Москвы в регионе. На мой взгляд, правительство президента Сирии Башара Асада выдержало бы гражданскую войну даже без поддержки России. Более того, участие России в Сирии было вызвано желанием не столько защитить Б. Асада, сколько не допустить повторения непредсказуемого политического перехода, который имеет место в Ливии. Я не считаю, что у Москвы есть интерес или необходимость сделать свое присутствие на Ближнем Востоке более заметным, учитывая, что ее позиции уже достаточно сильны в таких странах, как Сирия, Турция, Ливан, Иран и Египет.

Если смотреть вперед, то влияние России на Ближнем Востоке будет во многом зависеть от ее положения на международной арене в целом, как в политическом, так и в экономическом плане.

Ключевое значение будет иметь экономика России, которой необходимо сохранить конкурентоспособность и справиться с коррупцией как в государственном, так и в частном секторах.

Нора Мюллер
Фонда Кёрбера, Германия
В последние годы Россия увеличила свое региональное присутствие не только в Леванте, но и в Северной Африке и регионе Персидского залива. Стремясь повысить свой статус на мировой арене, Москва успешно извлекает выгоду из вакуума власти, устроенного США на Ближнем Востоке. Сирия — тому пример.

Это вызывает вопрос: заменит ли Pax Russica в регионе Pax Americana?

Одно дело — направить военные силы для сохранения у власти режима Асада, и совсем другое — проложить путь для политического урегулирования конфликта, способствовать восстановлению Сирии и работать над долгосрочной стабилизацией кризисного региона. В конечном счете, именно по этим показателям будет оцениваться успешность действий России на Ближнем Востоке.

Кэмерон Мантер
Института Восток-Запад, США
В настоящее время в регионе существует большая напряженность. Я надеюсь, что все — не только Россия и Соединенные Штаты, но, конечно, и страны Ближнего Востока — постараются заглянуть в будущее и проанализировать долгосрочные последствия нынешней политики. Так, мы должны не только восстановить разрушения, чтобы хоть как-то облегчить страдания, причиненные ИГИЛ, но и действовать, руководствуясь долгосрочным видением того, как сделать процветание и мир более вероятными. Это тоже потребует диалога.

Сауд аль-Сархан
Центр короля Фейсала по науке и исламским исследованиям, Саудовская Аравия
По моему мнению, операция в Сирии — лишь проявление нежелания Москвы признать утрату своего статуса глобальной державы. Подобно ситуации с Крымом, вмешательство России в Сирию служит не интересам национальной безопасности страны, а, скорее, является бандажом, призванным снять боль от ущемленного эго. Налицо игнорирование болезни мании величия и ностальгия по прошлому, которой продолжает страдать Российская Федерация как утративший влияние потомок Российской империи и Советского Союза.

О Ближнем Востоке и новой системе безопасности

Боюсь, что нас ждет подобие второй арабской холодной войны и возвращение к ситуации, существовавшей до распада Советского Союза, когда различные арабские государства боролись друг с другом, пользуясь поддержкой из-за рубежа. Идеальным в этой ситуации было бы проведение разграничительных линий между двумя формирующимися осями и нейтральным третьим блоком и ограничение вмешательства. Однако это зависит исключительно от недвусмысленной поддержки внешними силами своих региональных союзников.
О ЕАЭС и ЕС

Нора Мюллер
Фонда Кёрбера, Германия
ЕАЭС был смоделирован по образу и подобию ЕС с самого начала. Хотя структурно ЕАЭС является похожей формой региональной интеграции (направленной на единый рынок), торговые льготы и разногласия между государствами-членами затрудняют проведения Евразийским союзом общей политики.

В настоящее время между ЕАЭС и ЕС ведутся переговоры, в основном на техническом уровне, о согласовании стандартов. Однако украинский конфликт серьезно ограничил возможности более тесного сотрудничества. Хотя в среднесрочной перспективе сотрудничество возможно, интеграция двух союзов маловероятна. Среди главных препятствий — конфликт на Украине, отсутствие членства в ВТО Беларуси (в настоящее время ведутся переговоры о вступлении), а также недостаточная организационная прочность ЕАЭС.
Подготовили Мария Смекалова, Грейс Митчелл, Ирина Сорокина и Александр Тесля

© 2018
Российский совет по международным делам