Центральная Азия – Афганистан-2014: в зоне повышенной ответственности
Краткая версия
Интервью
В Афганистане состоялись президентские выборы. Несмотря на то, что выборы не выявили единого кандидата и предстоит 2 тур, в самом Афганистане, сопредельных с ним регионах и в мире в целом появилась надежда, что новый президент привнесет улучшения и обновление в развитие страны. Будущее Афганистана, серьезность афганских угроз для Центральной Азии, развитие отношений между странами региона и ИРА комментирует к.полит.н., директор ННОУ «Караван знаний» Фарход Толипов (Узбекистан).
Полная версия
В Афганистане состоялись президентские выборы. Несмотря на то, что выборы не выявили единого кандидата и предстоит второй тур, в самом Афганистане, сопредельных с ним регионах и в мире в целом появилась надежда, что новый президент привнесет улучшения и обновление в развитие страны. В то же время имеются опасения, что новый глава государства, как и его предшественник, не сможет стабилизировать ситуацию во всей стране, и обеспечение безопасности останется острейшей проблемой. К тому же в 2014 г. произойдет вывод основного контингента войск НАТО из Афганистана, что также несет в себе новые риски и возможности. За развитием ситуации в этой стране пристально следят в соседних государствах Центральной Азии и оценивают степень ее влияния на безопасность в регионе. Будущее Афганистана, серьезность афганских угроз для Центральной Азии, развитие отношений между странами региона и ИРА комментирует кандидат политических наук, директор негосударственного научно-образовательного учреждения «Караван знаний» Фарход Толипов (Узбекистан).
Оставить Афганистан на произвол судьбы означало бы поставить под удар даже те скромные результаты, которые НАТО удалось достичь в ходе многолетней и затратной военной операции.
Президент Афганистана Хамид Карзай ведет долгий спор с США по поводу подписания соглашения по безопасности, стремясь выторговать у американцев обязательства, которые те не желают брать на себя. Уместен ли подобный торг в нынешних весьма непростых для Афганистана условиях и почему он вообще имеет место?
В Афганистане сейчас идут президентские выборы, и Хамид Карзай скоро покинет пост президента страны. Наверняка он задумывается о своем будущем, и эта критическая риторика в адрес США по поводу подписания соглашения по безопасности преследует цель накопить определенный капитал в глазах соотечественников. Но это скорее субъективный фактор, объясняющий характер его персоны.
Несмотря на трудности на переговорах Х. Карзая с США, уверен, что иностранный воинский контингент останется в Афганистане, независимо от того, будет подписано соглашение по безопасности между двумя странами или нет. Ведь задолго до возникших осложнений было заявлено, что иностранные войска продолжат находиться в стране вплоть до 2024 г. Оставить Афганистан на произвол судьбы означало бы поставить под удар даже те скромные результаты, которые НАТО удалось достичь в ходе многолетней и затратной военной операции. Американцы отдают себе в этом отчет.
Соединенные Штаты часто подвергаются критике за то, что им не удалось кардинально улучшить ситуацию в Афганистане. Как Вы оцениваете тринадцать лет пребывания США и НАТО в этой стране?
Обвинения Соединенных Штатов в том, что военная операция в Афганистане оказалась неэффективной и не достигла поставленных целей, – это чересчур упрощенное понимание действительности.
Во-первых, американцы свергли талибов, правивших в стране с 1996 г. Данные различных опросов свидетельствуют, что популярность талибов среди населения ИРА сегодня составляет лишь около 3%.
Во-вторых, американцы ликвидировали Усаму бен Ладена.
В-третьих, благодаря присутствию Международных сил содействия безопасности (МССБ) в Афганистане началась беспрецедентная кампания по восстановлению страны, в частности, провинций. Здесь действовали так называемые Provincial Reconstruction Team – специальные силы по реконструкции и развитию афганских провинций. Кроме того, США и НАТО удалось создать широкую коалицию государств, участвовавших в операции в Афганистане. Это беспрецедентное по масштабу международное сотрудничество во имя единой цели – борьбы с терроризмом.
В-четвертых, к моменту завершения военной операции в Афганистане созданы некоторые институты государственности. Сформированы силы безопасности, полиция, армия, управленческие структуры.
Обвинения Соединенных Штатов в том, что военная операция в Афганистане оказалась неэффективной и не достигла поставленных целей, – это чересчур упрощенное понимание действительности.
Насколько угрозы, исходящие из Афганистана, серьезны для государств Центральной Азии? Как республики намерены противостоять этим угрозам после 2014 г.?
В силу географической близости многие угрозы затронут и регион Центральной Азии. Но уровень этих угроз будет ниже, чем в 2001 г. Благодаря присутствию иностранного военного контингента в Афганистане заметно улучшилось состояние безопасности и в центральноазиатском регионе. С помощью сил НАТО и США в Центральной Азии проводились учения, тренинги по укреплению границ для вооруженных формирований республик.
Главную угрозу безопасности Центральной Азии представляет наркотрафик из Афганистана. В настоящее время около 30% наркотиков транспортируется из ИРА через наш регион. Афганская экономика еще долгое время после вывода войск МССБ будет зависеть от наркодоходов, что увеличивает угрозы для центральноазиатских республик.
Угрозы терроризма и экстремизма в Центральной Азии сохранятся, но, повторюсь, их уровень будет гораздо ниже.
Напомню, что еще до событий 9/11, в период правления талибов в Афганистане, террористы совершали вылазки на территорию Центральной Азии. Тогда государства восприняли эту угрозу как общую и для противодействия ей создали единый Координационный штаб. Через этот штаб Узбекистан, Таджикистан и Киргизия координировали свои действия по ликвидации отдельных террористических группировок из Афганистана. Взаимодействие в рамках Координационного штаба стало позитивным примером межгосударственного сотрудничества и показало, что у него есть большой потенциал для развития. К сожалению, впоследствии такого сотрудничества в области региональной безопасности не наблюдалось. Возможно, это было связано с тем, что основное бремя по обеспечению безопасности в Афганистане легло на плечи НАТО, и потребность в совместных действиях центральноазиатских государств отпала.
Заметным событием в сфере межгосударственного сотрудничества стала инициатива президента Узбекистана Ислама Каримова о совместных действиях с Казахстаном по противостоянию афганским угрозам, с которой он выступил в ходе своего визита в Астану в сентябре 2012 г. Месяцем позже во время встречи И. Каримова с президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым в Ашхабаде был поднят тот же вопрос – о возможном совместном сотрудничестве в противостоянии угрозам из Афганистана после 2014 г. Все это свидетельствует о том, что центральноазиатские государства начинают нащупывать формулы межрегионального сотрудничества для укрепления безопасности, но пока на двусторонней основе.
В силу географической близости многие угрозы затронут и регион Центральной Азии. Но уровень этих угроз будет ниже, чем в 2001 г.
Как Узбекистан видит ситуацию в Афганистане после 2014 г.?
Узбекистан всегда был активен в вопросах обеспечения безопасности в Афганистане. Республика неоднократно выступала инициатором предложений по международному содействию в разрешении афганского кризиса. В конце 1990-х годов по инициативе Республики Узбекистан была создана группа посредников по афганскому урегулированию «6+2». Она включала шесть граничащих с Афганистаном государств, а также Россию и США как державы, способные наиболее сильно повлиять на ситуацию в ИРА. Этот формат переговоров просуществовал до 2001 г., когда ситуация в Афганистане и мире после терактов 9/11 кардинально изменилась. Но в 2008 г., когда военная операция НАТО в ИРА уже приняла затяжной характер, официальный Ташкент выступил с инициативой возобновить деятельность контактной группы по Афганистану, дополнив ее состав новым участником – НАТО. Однако эта инициатива не была реализована.
Сотрудник службы по контролю за
оборотом наркотиков Туркменистана
проводит проверку изъятого опиума и
героина, Маниш
Впоследствии Узбекистан провозгласил принцип двусторонности. Но этот принцип в отношениях с другими странами не всегда означает решение всех проблем. Я полагаю, что, отдав предпочтение двусторонним отношениям с государствами в сфере региональной и международной безопасности, Узбекистан лишил себя активов и возможностей влиять на ситуацию на многостороннем уровне.
О вовлеченности Узбекистана в дела ИРА свидетельствует, в частности, его активное участие в строительстве железной дороги до Мазари-Шарифа, школ, больниц, жилых домов. Кроме того, Узбекистан экспортирует электроэнергию в Афганистан. Вклад республики в дело восстановления ИРА очевиден.
Как будут развиваться отношения государств Центральной Азии, в частности Узбекистана, с НАТО (США), Россией и другими сторонами, вовлеченными в афганскую «головоломку» после 2014 г.?
Применительно к Узбекистану часто используют термин «маятниковая политика». Это связано с тем, что в разное время Ташкент по-разному выстраивает свою внешнюю политику.
Я полагаю, что, отдав предпочтение двусторонним отношениям с государствами в сфере региональной и международной безопасности, Узбекистан лишил себя активов и возможностей влиять на ситуацию на многостороннем уровне.
Еще один фактор, влияющий на взаимоотношения государств Центральной Азии с Россией и Западом, – устаревший миф о соперничестве великих держав в регионе, доминирующий во внешнеполитическом истеблишменте республик. Я не совсем согласен с таким подходом. Он ограничивает республики и ставит их в условия балансирования между великими державами. Регион Центральной Азии заведомо превращается в арену противостояния, а не сотрудничества. Отсюда возникает этот принцип «маятниковости».
Никто не сможет заменить влияние России на центральноазиатские государства, равно как и влияние США. Но из этого не следует, что Россия и США превращаются в антиподов в регионе. Скорее следует вести диалог о сотрудничестве великих держав в Центральной Азии.
Беседовала Галия Ибрагимова, консультант ПИР-Центра политических исследований.