США против Международного уголовного суда
К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД
Краткая версия
Президент США Дональд Трамп подписал исполнительный указ «О блокировании собственности отдельных лиц, связанных с Международным уголовным судом». Иными словами, появился правовой механизм введения санкций против сотрудников крупной международной организации и связанных с ней лиц. Санкции могут вводиться в том случае, если данные лица причастны к попыткам расследования, ареста, задержания или преследования американских граждан без согласования с США. То же касается американских союзников.
Указ Трампа, по всей видимости, связан с «афганским досье» МУС. В марте 2020 г. Апелляционная палата МУС одобрила ходатайство прокуратуры МУС на проведение расследования возможных преступлений в Афганистане. Его фигурантами могли стать не только талибы, но и военнослужащие США. Исполнительный указ президента — ясный и чёткий сигнал о том, что любые действия в отношении США и их союзников будут жёстко пресекаться. Национальные интересы крупных держав по-прежнему перевешивают возможности многосторонних институтов. Особенно в чувствительных военно-политических сферах.
Полная версия
Исполнительный указ президента Трампа вводит чрезвычайное положение в связи с «особой угрозой национальной безопасности и внешней политике США». Такая формулировка является стандартной и предусмотрена Законом о международных чрезвычайных полномочиях 1977 года (IEEPA). Закон наделяет президента полномочиями вводить санкции против зарубежных стран, а также их граждан и организаций. Санкции рассматриваются как инструмент решения политических проблем, составляющих суть чрезвычайной ситуации.
Международный уголовный суд: что впереди?
Чрезвычайные ситуации по закону IEEPA вводятся по конкретной теме или проблеме. То есть одновременно может сосуществовать множество чрезвычайных ситуаций. Решение по Международному уголовному суду (МУС) стало тридцать первым в числе существующих режимов. Но оно явно выделяется из их числа.
Его основным отличием является то, что ключевым источником «особой угрозы» объявлена крупная международная организация. Причём её деятельность во многом связана с одной из наиболее значимых проблем — уголовным преследованием военных преступников, а также всех тех, чьи преступления связаны с войнами, гражданскими и международными конфликтами. Ни одна из тридцати других чрезвычайных ситуаций подобной природы не имеет. В основном они охватывают либо отдельные страны (Иран, КНДР, Россия, Белоруссия, Сирия и другие), либо функциональные темы (права человека, терроризм, внешнее вмешательство во внутренние дела, информационная безопасность и другие).
Исполнительный указ Дональда Трампа даёт органам исполнительной власти США (Государственному департаменту во взаимодействии с Министерством финансов и генеральным прокурором) возможность вводить блокирующие и визовые санкции против лиц, работающих в МУС или связанных с ним. Санкции могут вводиться в том случае, если данные лица причастны к попыткам расследования, ареста, задержания или преследования американских граждан без согласования с США. То же касается американских союзников. Блокирующие санкции, как правило, означают внесение в SDN-лист Минфина. Фактически это означает запрет гражданам и организациям США на экономические трансакции с фигурантами списка.
С учётом расширительной трактовки американскими властями юрисдикции США, а также практики использования вторичных санкций против иностранцев данный запрет выходит далеко за пределы Америки и распространяется практически на все страны. Как это будет работать? Например, попав под санкции, сотрудник суда или любое лицо, которое содействовало его работе против граждан США, столкнётся с проблемами даже на бытовом уровне, в частности при открытии или использовании счёта в банке. Пока такие санкции не введены. Однако исполнительный указ президента создаёт правовой механизм их использования. А решение по ним можно принимать уже на рабочем уровне исполнительной власти.
Международный уголовный суд был учреждён 17 июля 1998 г. (Римский статут Международного уголовного суда). Идея о его создании возникла ещё в конце 1940-х гг., после окончания Второй мировой войны. Однако в период холодной войны развития она не получила. К вопросу вернулись лишь в 1989 г. Создание суда ускорили война в Югославии и геноцид в Руанде. Для привлечения к ответственности военных преступников Совет Безопасности ООН учредил два трибунала. Но их работа непосредственно была связана с упомянутыми конфликтами и не была универсальной. В 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН призвала провести под эгидой ООН Дипломатическую конференцию в Риме, результатом которой стало учреждение суда. Римский статут вступил в силу в 2002 г. В настоящее время документ подписали и ратифицировали 123 страны. Среди них — страны ЕС, почти все страны Центральной и Латинской Америки, Канада, Австралия, Япония, большая часть стран Африки.
Проблема в том, что от участия в организации по ряду причин уклонились некоторые крупные военно-политические державы или значимые региональные игроки. Среди них — КНР и Индия. Россия подписала документ в 2000 г., но не ратифицировала его. В 2016 г. президент России Владимир Путин подписал распоряжение «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда».
Американский Кинг-Конг и закон джунглей
США выступили одним из наиболее последовательных противников МУС. Как отмечал переговорщик США по МУС Дэвид Шеффер в своих комментариях Конгрессу США, военнослужащие США, участвующие в международных миротворческих миссиях и иных операциях, могут быть привлечены к ответственности со стороны МУС даже в том случае, если сами США не являются частью договора. А это ограничивает возможности применения вооружённых сил за рубежом. Президент США Билл Клинтон подписал Римский статут в 2000 г., но отметил, что не рекомендует новому президенту представлять документ для ратификации Сенатом, пока не будут исправлены его фундаментальные изъяны, а ключевые претензии США не будут учтены. Ключевой претензией США была возможность со стороны МУС осуществлять преследование американских солдат в обход американского права, то есть нарушать их конституционные права. Более того, в теории к ответственности могли бы быть привлечены даже высшие должностные лица США. Соответственно, ключевое требование Вашингтона состояло в том, чтобы МУС не мог привлекать к ответственности граждан США, а также граждан стран-союзников.
В 2002 г. в США вступил в силу закон PL 107-206 или «Акт о защите военнослужащих» (ASPA). Закон запрещает сотрудничество США с МУС, включая вопросы экстрадиции, финансирования, помощи в расследованиях и тому подобное. Статья 2008 закона наделяет президента США правом использовать любые доступные средства (теоретически к ним может относиться и военная сила) для освобождения лиц, задержанных или взятых под стражу Международным уголовным судом. Единственное средство, которое президенту запрещается использовать в этих целях, — это дача взяток.
Иными словами, исполнительный указ президента о чрезвычайном положении в связи с МУС юридически обеспечен не только IEEPA, но и специальным законом, относящимся к данной тематике (ASPA).
Указ Трампа, по всей видимости, связан с «афганским досье» МУС. В марте 2020 г. Апелляционная палата МУС одобрила ходатайство прокуратуры МУС на проведение расследования возможных преступлений в Афганистане. Его фигурантами могли стать не только талибы, но и военнослужащие США. Исполнительный указ президента — ясный и чёткий сигнал о том, что любые действия в отношении США и их союзников будут жёстко пресекаться. Национальные интересы крупных держав по-прежнему перевешивают возможности многосторонних институтов. Особенно в чувствительных военно-политических сферах.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».