Шрамы еще не зажили: Босния и Герцеговина через 20 лет после окончания войны
Магистр Международных отношений и дипломатии, аналитик в области политических рисков
Краткая версия
11 июля 2015 года мир вспоминал жертв геноцида в Сребренице, самого кровавого события Боснийской войны 1992–1995 годов, которое произошло ровно двадцать лет назад. Около 8 тысяч боснийских мужчин-мусульман, способных держать в руках оружие, были убиты боснийскими сербами в лесах возле Сребреницы в течение нескольких дней после захвата города. Это массовое убийство стало самым кровавым инцидентом на территории Европы со времен Второй мировой войны.
Полная версия
11 июля 2015 года мир вспоминал жертв геноцида в Сребренице, самого кровавого события Боснийской войны 1992–1995 годов, которое произошло ровно двадцать лет назад. Около 8 тысяч боснийских мужчин-мусульман (которых также называют «босняками»), способных держать в руках оружие, были убиты боснийскими сербами в лесах возле Сребреницы в течение нескольких дней после захвата города. Это массовое убийство стало самым кровавым инцидентом на территории Европы со времен Второй мировой войны.
Хотя современная Босния и Герцеговина вряд ли допустит новый этнический конфликт, степень недоверия и взаимной нетерпимости среди трех основных подгрупп (боснийские сербы, босняки и хорваты), которые являются тремя «общинами», остается высокой. Например, 11 июля 2015 года во время траурных мероприятий в Сребренице на премьер-министра Сербии Александара Вучича было совершено нападение. Из толпы в политика полетели камни, раздались крики «Аллах Акбар», явно указывающие на негодования по поводу поддержки Сербией боснийских сербов как в ходе войны в 1990-х годах, так и в настоящее время.
Таким образом, в связи с прошедшими по всему миру акциями в память о жертвах той резни непреходящая межэтническая напряженность в Боснии, отраженная в том числе в раздробленной политической системе страны, снова оказалась в центре внимания. Такое положение дел приводит к снижению качества экономической и социальной политики. Неэффективность существующих институтов препятствует развитию Боснии и проведению реформ, необходимых для вступления в Евросоюз. Поскольку национальный вопрос – это корень проблемы, а проведение конституционных реформ вряд ли возможно в обозримом будущем, только подлинное примирение между народами Боснии и ее институционализация может привести к политической стабильности, устойчивому экономическому росту и эффективной международной деятельности.
Дейтонское соглашение и конституционные проблемы Боснии и Герцеговины
Боснийская война закончилась прекращением огня, после того как силы НАТО осуществили удары с воздуха по позициям боснийских сербов через месяц после резни в Сребренице. После этого США, ЕС и Россия усадили за стол переговоров президента Сербии Слободана Милошевича, президента Хорватии Франьо Туджмана и президента Боснии Алию Изетбеговича, а также представителей боснийских сербов и хорватов. В результате было подписано Дейтонское мирное соглашение.
Поскольку национальный вопрос – это корень проблемы, а проведение конституционных реформ вряд ли возможно в обозримом будущем, только подлинное примирение между народами Боснии и ее институционализация может привести к политической стабильности, устойчивому экономическому росту и эффективной международной деятельности.
Во время траурных мероприятий в
Сребренице на премьер-министра Сербии
Александара Вучича было совершено
нападение
Посредникам необходимо было решить проблему этнического раскола, который и стал причиной конфликта. Вместо этого они узаконили его. Так, в настоящее время Босния состоит из двух образований с широкой автономией и явной этнической демаркацией. В Федерации Боснии и Герцеговины в основном проживают босняки и хорваты, а в Республике Сербской (РС) — в основном боснийские сербы. Существует также многонациональный город Брчко. Федерация Боснии и Герцеговины делится на кантоны, которые имеют значительную степень автономии в сферах безопасности и образования. Центральное правительство является слабым и в основном отвечает за внешнюю политику, денежно-кредитную политику, торговлю и таможню.
Решения на государственном уровне принимаются простым большинством, однако легко могут блокироваться любой из трех мажоритарных этнических групп, если такое решение не соответствует ее интересам. Система, созданная в рамках Дейтонского соглашения, привела к возникновению политической среды, в которой национализм выражен в политической системе на государственном уровне. Низкая степень эффективности системы государственного правления, ставшая результатом проблем с национальной идентификацией, проявилась в 2010 году, когда противоречия между боснякскими и хорватскими лидерами накалились до такой степени, что избрать легитимного президента и двух вице-президентов не представлялось возможным. В результате, назначение премьер-министра и кабинета было отложено вместе с принятием бюджета.
Международная кризисная группа проанализировала давление неразрешенного вопроса национальной идентичности в Боснии и Герцеговине, а также возникшую в результате патовую ситуацию в области государственного управления и представила выводы в одном из своих последних докладов:
Боснийцы задают те же вопросы, что и до войны 1992–1995 годов: будет ли это единая страна или две, или даже три страны, будет ли в ней один, два или три субъекта, и как эта страна будет управляться?
Европейская интеграция
Тем не менее, в конце концов, ЕС отказался от своих требований и вместо этого потребовал от Боснии задекларировать свое обязательство разрешить проблему, однако не установил ни конкретных сроков, ни санкций за неисполнение.
Переговоры по Соглашению о стабилизации и ассоциации между ЕС и Боснией и Герцеговиной начались в конце 2005 года. В 2008 году стороны подписали документ, однако он вступил в силу лишь 1 июня 2015 года. Главным препятствием на пути реализации соглашения снова стало этническое разделение боснийского общества. Боснии и Герцеговине не удалось провести в жизнь постановление Европейского суда по правам человека от 2009 года по делу Сейдич и Финци. В рамках этого дела двоим гражданам Боснии, Дерво Сейдичу и Якобу Финци, имеющим, соответственно, цыганское и еврейское происхождение, было запрещено участвовать в президентских выборах, поскольку они не идентифицировали себя ни с одной из «общин». Еврокомиссия приняла решение, что внесение поправок в конституцию страны в соответствии с постановлением Европейского суда по правам человека по делу Сейдич и Финци должно стать окончательным условием для вступления в силу Соглашения о стабилизации и ассоциации.
Таким образом, можно было бы предположить, что перспектива вступления в ЕС может стимулировать реформы в Боснии и Герцеговине для устранения глубоко укоренившейся межнациональной розни, поскольку стране необходимо будет соответствовать требованиям ЕС. Однако есть два фактора, которые свидетельствует о том, что такое мнение ошибочно. Во-первых, ЕС проводит несистематическую политику в отношении своих европейских соседей. В деле Сейдич и Финци ЕС изначально настаивал на исключении существующего «дискриминационного» положения из конституции Боснии и Герцеговины. Тем не менее, в конце концов, ЕС отказался от своих требований и вместо этого потребовал от Боснии задекларировать свое обязательство разрешить проблему, однако не установил ни конкретных сроков, ни санкций за неисполнение. Аналогичным образом, в конце 2013 года ЕС подготовился к подписанию Соглашения об ассоциации с Украиной, несмотря на то, что его условие об освобождении Юлии Тимошенко из заключения не было выполнено. Становится очевидным, что ЕС, прежде всего, руководствуется политическими соображениями и зачастую не обращает внимания на отказ выполнять свои условия. В результате ЕС кажется слабым и излишне уступчивым, и у лидеров стран-кандидатов создается впечатление, что своих целей можно достичь, не выполняя взятых на себя обязательств . Именно это и произошло в случае с Боснией и Герцеговиной.
Во-вторых, у руководства Боснии недостаточно политической воли для разработки и проведения реформ, необходимых для того, чтобы страна в конечном итоге получила членство в ЕС. Босния и Герцеговина считается одним из самых коррумпированных государств Европы с высоким уровнем бедности и безработицы. По официальным данным, уровень безработицы в 2014 году составил 43,6%. Однако значительная часть работников занята в теневой экономике. По оценке Всемирного банка, фактическая безработица составила 27,5% в 2014 году, из чего можно сделать вывод о числе занятых в скрытой экономике. Многие осведомленные лица в дипломатических миссиях и международных финансовых институтах убеждены, что правительственные чиновники извлекают выгоду из сложной неформальной системы покровительства и коррупции в ущерб боснийской экономике. Если ЕС потребует реформ для открытия доступа иностранному капиталу на боснийский рынок, коррупционные сети будут ослаблены, и правящая элита потеряет власть над экономикой.
Таким образом, перспектива членства Боснии в ЕС в ближайшем будущем не только маловероятна, но и не приветствуется политическими лидерами. Поэтому, несмотря на то что ЕС работает с Боснией и Герцеговиной в течение десяти лет и предлагает ей серьезные стимулы, он оказался не в состоянии внести свой вклад в необходимые конституционные реформы посредством переговоров по Соглашению о стабилизации и ассоциации. Становится очевидным, что этническо-политическая система в стране, скорее всего, останется без изменений в обозримом будущем, поэтому ЕС и международное сообщество должны, в первую очередь, попытаться разрешить вопрос напряженности в Боснии по линии национальной идентификации.
Попытки примирения
Насер Орич, бывший боснякский офицер,
ответственный за гибель тысяч боснийских
сербов, был приговорен лишь к двум годам
лишения свободы и освобожден вскоре после
суда
В преддверии двадцатой годовщины резни в Сребренице Великобритания предложила проект резолюции, являющийся, по ее словам, «попыткой установить справедливость для всех и достичь примирения». Однако Россия наложила на документ вето при голосовании в Совете Безопасности ООН на основании того, что документ может способствовать дальнейшему расколу и противоречит нацеленности Совета на поддержание мира и безопасности. Такой шаг был основан не только на собственной многолетней позиции России, настаивающей на том, что роль всех сторон конфликта в Боснии — и не только боснийских сербов — должна оцениваться на равных основаниях, но и на резне лидеров Сербии и РС. Фактически в резолюции говорилось лишь о геноциде в Сребренице, а вина за нее была возложена на боснийских сербов. Кроме того, в первом варианте документа содержалось 35 упоминаний слова «геноцид» и всего три упоминания слова «примирение».
Российское руководство, в первую очередь, ссылалось на возможное отрицательное воздействие документа на межнациональные и межконфессиональные отношения в Боснии и Герцеговине и по всей Западной Балтии. Как уже упоминалось ранее, регион по-прежнему разделен по этническому признаку. Раны войны, окончившейся двадцать лет назад, еще не зажили. Разговоры о виновности и попытки непропорционально возложить ответственность на какую-либо сторону может поставить под угрозу хрупкую стабильность, которая установилась на Балканах. Например, 5 августа Хорватия празднует День победы и Национальный день благодарения. В этот день в 1995 году хорватская армия в результате операции «Буря» взяла город Книн, положив конец самопровозглашенной Республике Сербская Краина. Более тысячи гражданских этнических сербов были убиты в ходе штурма, а еще 200 тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Этот инцидент показывает, что у медали всегда есть и обратная сторона.
У руководства Боснии недостаточно политической воли для разработки и проведения реформ, необходимых для того, чтобы страна в конечном итоге получила членство в ЕС.
Несмотря на то, что никто не должен отрицать тот факт, что в Сребренице были совершены военные преступления, следует признать, что около 3,5 тысяч гражданских лиц из числа боснийских сербов стали жертвами аналогичных преступных действий. Чтобы подготовить почву для примирения, необходимо установить справедливость, а все, кто несет ответственность за военные преступления, должны предстать перед судом. На сегодняшний день как Международный трибунал по бывшей Югославии (в 2004 году), так и Международный суд (в 2007 году) постановили, что резня в Сребренице была актом геноцида. В то же время, Насер Орич, бывший боснякский офицер, ответственный за гибель тысяч боснийских сербов, был приговорен лишь к двум годам лишения свободы и освобожден вскоре после суда. Убийства, за которые он несет ответственность, так и не получили публичного осуждения.
Перспектива членства Боснии в ЕС в ближайшем будущем не только маловероятна, но и не приветствуется политическими лидерами.
Справедливость для одних и отсутствие таковой для других могут усилить этническую напряженность и взаимную неприязнь. Тем не менее еще есть возможность восстановить справедливость для обеих сторон и привести народ Боснии и Герцеговины к примирению. В июне Орич вновь был арестован на основании ордера, выданного Сербией, что позволило боснийским сербам рассчитывать на справедливый судебный процесс. Ратко Младич и Радован Караджич — боснийские сербы и основные фигуранты дела о массовых убийствах босняков в Сребренице — также находятся под судом в Гааге.
Очевидно, достичь примирения исключительно путем наказания лиц, виновных в боснийской войне 1990-х годов, невозможно. Кроме того, отношение населения к судебному процессу может быть враждебным, ведь в своем кругу подсудимые считаются героями. Однако лишь справедливое решение суда, которого, несмотря на международные усилия, пока достичь не удалось, может проложить путь к мирному сосуществованию боснийских граждан и политической целостности страны в долгосрочной перспективе.