Николай Школяр

Д.э.н., профессор, в.н.с. Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН

Краткая версия

Из числа латиноамериканских стран Никарагуа представляется самым последовательным сторонником современной политики России. Еще в 2015 г. С. Лавров отмечал: «Никарагуа — наш близкий друг и союзник… У нас совпадают позиции по ключевым вопросам современных международных отношений». Никарагуанские представители неизменно голосуют за проекты резолюций, представляемые Россией в ООН. Даже в нынешней международной обстановке, в условиях беспрецедентного давления западных государств на Россию никарагуанское руководство безоговорочно на нашей стороне. Сандинистское правительство полностью поддержало Россию по вопросам, связанным с вхождением в ее состав Крыма и Севастополя. В официальном послании никарагуанского правительства на имя президента России В. Путина, опубликованном 30 июля 2025 г., Никарагуа объявила о полном признании территорий Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей в качестве неотъемлемой части России. Однако результаты двустороннего торгово-экономического сотрудничества остаются довольно скромными.

Новые конкретные шаги по дальнейшему развитию двусторонних отношений намечены по итогам шестого заседании Межправительственной Российско-Никарагуанской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в декабре 2024 г. в Москве. На этом заседании было подтверждено обоюдное намерение увеличивать объемы двустороннего товарооборота и отмечены ключевые проекты сотрудничества в фармацевтической, химической, промышленной, атомной и сельскохозяйственной сферах.

Несмотря на незначительные масштаба рынка Никарагуа, в условиях стратегического характера межгосударственных отношений он предоставляет возможности увеличения и диверсификации российского экспорта и расширения импорта из этой страны. Рост товарооборота России с Никарагуа зависит не столько от государственной политики, сколько от активности бизнеса с обеих сторон. Российские и никарагуанские компании пока приспосабливаются к новым реалиям, ищут взаимовыгодные проекты. Российские инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство и сферу информационных услуг Никарагуа могли бы стимулировать рост взаимной торговли.

Полная версия

Из числа латиноамериканских стран Никарагуа представляется самым последовательным сторонником современной политики России. Еще в 2015 г. С. Лавров отмечал: «Никарагуа — наш близкий друг и союзник… У нас совпадают позиции по ключевым вопросам современных международных отношений». Никарагуанские представители неизменно голосуют за проекты резолюций, представляемые Россией в ООН. Даже в нынешней международной обстановке, в условиях беспрецедентного давления западных государств на Россию никарагуанское руководство безоговорочно на нашей стороне. Сандинистское правительство полностью поддержало Россию по вопросам, связанным с вхождением в ее состав Крыма и Севастополя. В официальном послании никарагуанского правительства на имя президента России В. Путина, опубликованном 30 июля 2025 г., Никарагуа объявила о полном признании территорий Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей в качестве неотъемлемой части России.

Председатель Государственной Думы Российской Федерации В. Володин в декабре 2024 г. посетил столицу страны Манагуа по случаю 80-летия установления дипломатических отношений. Он подчеркнул: «Несмотря на расстояние, мы близки по духу. Между нашими странами существует давняя и проверенная временем дружба. Наше многолетнее сотрудничество строится на принципах равноправия и взаимного уважения».

«Российско-никарагуанское сотрудничество носит стратегический характер и охватывает все представляющие взаимный интерес направления» — заявлено в официальном заявлении МИД России. Характер этого взаимодействия обусловлен историческими предпосылками. В период 1979–1990 гг. Советский Союз оказывал всестороннюю помощь Сандинистской революции в надежде на то, что эта страна могла бы «стать ядром коалиции государств, ограничивающих влияние США в Центральной Америке». Однако под влиянием перестройки интересы Москвы в регионе кардинально изменились. В 1990 г. в условиях общенационального кризиса Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) потерпел поражение на президентских выборах.

С возвращением лидера сандинистов Д. Ортеги в 2006 г. на пост президента Никарагуа, взаимодействие России с этой страной в политической и гуманитарной сферах достигло высокого уровня. Однако результаты двустороннего торгово-экономического сотрудничества остаются довольно скромными. В чем же причины, сдерживающие рост товарооборота? И какие сферы российского экспорта на никарагуанский рынок и импорта из этой страны можно отнести к перспективным?

Состояние двусторонних торгово-экономических связей

Никарагуа не относится к крупным игрокам на международном товарном рынке. Она занимает скромное 111 место в мировой торговле, но в последние годы ее доля возрастает. С 2020 по 2024 гг. экспорт Никарагуа увеличился с 5,087 млрд до 7,522 млрд долларов. Исторически основными покупателями никарагуанских товаров выступают США, на долю которых в 2024 г. пришлось 48% от всего экспорта. Мексика заняла второе место с 13%, а Канада — третье с 7%. Россия играет небольшую роль в экспорте Никарагуа, составляя всего 0,05%. В 2018 г. этот показатель достиг максимума — около 15 млн долл. Однако в 2024 г. по совокупности причин, осложняющих внешнеторговые операции для российских компаний, он существенно сократился — до четырех млн долл.

Совокупный импорт Никарагуа в тот же период увеличился с 6,545 млрд до 11,467 млрд долл. Главными поставщиками товаров на никарагуанский рынок остаются США (24% импорта в 2024 г.) и Китай (14%). Россия также занимает скромное место в импорте Никарагуа с долей в 0,8%. В 2021 г. импорт Никарагуа российской продукции достиг максимума — 131 млн долл. В 2024 г. под влиянием внешних факторов он снизился до 97 млн долл.

Товарооборот России с Никарагуа, как и с остальными странами Латинской Америкой, сильно зависит от мировой экономической ситуации и поведения отдельных агентов. При незначительном объеме товарооборота России с Никарагуа ухудшение условий торговли, включая логистику, расчеты и риск вторичных санкций, привело к еще большему сокращению российского экспорта в эту страну и импорта из нее.

Предоставление гуманитарной помощи Никарагуа выступает одной из форм экономического взаимодействия России с этой страной, так как она включает в себя безвозмездную передачу материальных ресурсов (продовольствия, медикаментов, оборудования и др.), что относится к перемещению товаров и услуг. Экономическая составляющая также проявляется в логистике доставки помощи из России в Никарагуа. Помощь предоставляется на основе межправительственных соглашений и программ. Ее распределение между конечными получателями осуществляется правительством и оказывает положительное влияние на местную экономику.

Спецпредставитель президента Никарагуа по вопросам развития отношений с Российской Федерацией Лауреано Ортега заявил: «Наш товарообмен с Россией усиливается во многом благодаря межправительственным соглашениям. Например, благодаря им в Никарагуа были поставлены автобусы, вакцины против COVID-19». По гуманитарной линии Россия безвозмездно передавала никарагуанскому правительству городские автобусы КАВЗ среднего класса, автомобили «Лада», поставляла медикаменты. В счет взноса Российской Федерации в фонд Международной организации гражданской обороны МЧС России передало Никарагуа современные пожарные машины, мобильные госпитали, специальное снаряжение и экипировку.

В 2023 г. Россия отправила в Никарагуа 172 тонны муки и 304 тонны растительного масла на сумму два млн долл. Эта помощь предоставляется в рамках совместного плана России и Всемирной продовольственной программы ООН. Согласно этому плану, Россия также финансирует закупку продовольствия у никарагуанских фермеров, поддерживая около девяти тыс. местных предприятий малого и среднего бизнеса.

Эффективность оказания российской гуманитарной помощи Никарагуа зависит от различных факторов, включая координацию между участвующими сторонами, а также конкретные потребности и условия предоставления. Она призвана не только содействовать развитию и поддержанию на должном уровне политического партнерства, но и способствовать продвижению российской продукции на рынки Никарагуа и других центральноамериканских стран.

Факторы, сдерживающие рост товарооборота

Российские предприниматели пока не торопятся осваивать рынок Никарагуа, учитывая его отдаленность и незначительные масштабы. При численности населения семь млн человек уровень потребления в стране остается низким. В 2024 г. Никарагуа занимала 127-е место в мире по номинальному ВВП, а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял всего 7662 долл., что составляет 28% от среднемирового показателя.

Экономика страны ориентирована на развитие сельского хозяйства (производство сахарного тростника, цитрусовых, кофе, бананов, табака), пищевой и легкой промышленности. Хотя экономика страны в последние годы демонстрирует среднегодовой прирост в 3%, долгосрочные перспективы ограничены из-за слабости внутренних факторов развития. Минеральные ресурсы Никарагуа включают известные месторождения золота, серебра, цинка, меди, железной руды, свинца и гипса, магнетита и ильменита. Однако многие из этих ресурсов, кроме золота, не разрабатываются в промышленных масштабах из-за слабого исследования месторождений и недостатка финансирования.

Рынок Никарагуа поделен между США, Китаем и соседними государствами Центральной Америки. Они предлагают аналогичные товары и услуги на более привлекательных условиях, что усложняет конкуренцию для российских компаний. Неопределенность в правовом поле, незнание местного законодательства и налоговой системы отпугивают российский бизнес. Недостаточная инфраструктура, особенно в логистике и транспорте, создает дополнительные препятствия. Прямого авиасообщения между Москвой и Манагуа нет, что затрудняет развитие торговых связей. Кроме того, никарагуанские компании опасаются вторичных санкций США.

Перспективы российского бизнеса в Никарагуа

Россия может расширить экспорт в Никарагуа, предлагая товары, традиционно пользующиеся спросом. Структура импорта Никарагуа и тенденции международной торговли открывают российским экспортерам следующие ниши: нефть и нефтепродукты, транспортные средства, оборудование для пищевой промышленности и сферы услуг, медицинские препараты, металлы и зерно.

Для преодоления конкуренции с другими странами в борьбе за рынок Никарагуа можно использовать широкий набор общеизвестных методов — от анализа местного рынка и потребностей, установления партнерских отношений с местными компаниями, продвижения и маркетинга до локализации бизнеса, предложения конкурентоспособных цен и гибких финансовых условий.

Ключевой товар для Никарагуа — минеральное топливо (код ТН ВЭД 27). В 2024 г. Никарагуа закупила этой продукции на 1 469 млн долл., из которых 80% поступило из США, а 14% — из Эквадора. С 2021 по 2024 гг. поставки минерального топлива в Латинскую Америку из России выросли с 2,3 до 6,5 млрд долл., но Никарагуа пока не закупает нефть и нефтепродукты у России. Отечественные поставщики могли бы предложить продукцию государственной компании PetroNic.

Вторая по значимости позиция никарагуанского импорта, которая может представлять интерес для России — транспортные средства (код ТН ВЭД 87). Импорт Никарагуа этой категории товаров стабильно растет. В 2020 г. он составил 219 млн долларов, а в 2024 г. — 915 млн долл., то есть увеличился в четыре раза. В 2024 г. основными поставщиками транспортных средств в Никарагуа были Китай, Аргентина, Япония. Российские компании —поставщики запасных частей заработали лишь один млн долл. В то же время автомобили «Москвич», УАЗ, коммерческие ГАЗ и городские автобусы, которые поставлялись в эту страну в ограниченном количестве в рамках гуманитарной помощи, могут успешно конкурировать с аналогичными транспортными средствами, импортируемыми Никарагуа из более чем 20 стран.

Третья по стоимости категория никарагуанского импорта — электрические машины и оборудование, их части, а также звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (ТН ВЭД 85 и 84). В 2024 г. импорт составил 811 млн долл., из них 30% пришлось на Мексику и 27% — на Китай. В структуре импорта страны это равняется приблизительно 13%, что значительно ниже среднерегионального уровня — 30%. Следовательно, импорт оборудования и высокотехнологичных товаров не играет ключевой роли в развитии экономики Никарагуа. Среди основных поставщиков — Мексика, Китай, США, Гондурас, Германия и Япония. Российские компании, производящие машины и оборудование для пищевой промышленности, торговли и сферы услуг, могут найти здесь своих покупателей.

Никарагуа также импортирует значительное количество лекарственных средств (ТН ВЭД 30), сумма которых в 2024 г. составила 571 млн долл. Главным образом фармацевтические товары поставляются из Гватемалы и Индии. Объем никарагуанского импорта из России этой продукции достиг 35 млн долл. Ожидается, что подписание Соглашения между Минздравом России и Национальным управлением по санитарному регулированию Никарагуа о признании регистрации российских лекарственных средств и изделий в 2025 г. существенно повлияет на сроки оформления сертификации и в результате на рост наших поставок фармацевтической продукции на этот рынок. Кроме прочего, Москва также может предложить на продажу зерно в Никарагуа. В 2024 г. эта страна импортировала зерновых на 328 млн долл., из которых 71% было закуплено в США и 12% — в Бразилии.

В перечне закупаемых за рубежом товаров Никарагуа стабильно присутствуют черные металлы, включая сталь и железо, которые используются в строительстве и производстве (ТН ВЭД 72). Импорт этой продукции вырос с 166 млн долл. в 2020 году до 335 млн долл. в 2024 г. В 2021 г. этот показатель относительно России достиг 22 млн долл., но в 2024 г. упал до одного млн долл. Участие отчественных компаний в инфраструктурных проектах в Никарагуа могло бы стимулировать рост поставок этой продукции из России.

Российские компании могли бы обратить внимание на возможности импорта из Никарагуа некоторых товаров, производимых в стране: предметов одежды и принадлежностей к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания (код ТН ВЭД 61) и драгоценных металлов (код ТН ВЭД 71). В 2024 г. на эти две категории пришлось 1,5 млрд и 1,4 млрд долл. соответственно, что составляет 39% от общего объема экспорта страны.

Никарагуа заинтересована в наращивании поставок своих традиционных товаров в Россию. Никарагуанский представитель Л. Ортега отметил, что его страна хотела бы увеличить экспорт кофе, морепродуктов и табака в Россию, а взамен она могла бы хабом для поставок российских продуктов в другие страны Центральной и Латинской Америки. Активность никарагуанских властей в диверсификации рынков сбыта своей продукции связана также с введением Вашингтоном импортных пошлин в размере 18%, что выше, чем для остальных стран Центральной Америки.

***

Новые конкретные шаги по дальнейшему развитию двусторонних отношений намечены по итогам шестого заседании Межправительственной Российско-Никарагуанской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которое состоялось в декабре 2024 г. в Москве. На этом заседании было подтверждено обоюдное намерение увеличивать объемы двустороннего товарооборота и отмечены ключевые проекты сотрудничества в фармацевтической, химической, промышленной, атомной и сельскохозяйственной сферах.

Несмотря на незначительные масштабы рынка Никарагуа, в условиях стратегического характера межгосударственных отношений он предоставляет возможности увеличения и диверсификации российского экспорта и расширения импорта из этой страны. Рост товарооборота России с Никарагуа зависит не столько от государственной политики, сколько от активности бизнеса с обеих сторон. Российские и никарагуанские компании пока приспосабливаются к новым реалиям, ищут взаимовыгодные проекты. Российские инвестиции в инфраструктуру, сельское хозяйство и сферу информационных услуг Никарагуа могли бы стимулировать рост взаимной торговли.