Регион: Европа
Сергей Веселовский

к.полит.н., доц. кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Краткая версия

Утро 22 марта 2016 г. началось с трагических новостей из столицы Бельгии: в зале вылета аэропорта и на станции метро «Маэльбек» в квартале институтов Европейского союза прогремели мощные взрывы, в результате которых 31 человек погиб и более 250 пострадали. Как и многие другие атаки исламистов, взрывы осуществили террористы-смертники, братья Хамид и Браим Эль Бакрауи. Ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство». Таким образом, Брюссель стал еще одной европейской столицей, где исламистам в последние годы удалось совершить крупный террористический акт.

Полная версия

Утро 22 марта 2016 г. началось с трагических новостей из столицы Бельгии: в зале вылета аэропорта и на станции метро «Маэльбек» в квартале институтов Европейского союза прогремели мощные взрывы, в результате которых 31 человек погиб и более 250 пострадали. Как и многие другие атаки исламистов, взрывы осуществили террористы-смертники, братья Хамид и Браим Эль Бакрауи. Ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство». Таким образом, Брюссель стал еще одной европейской столицей, где исламистам в последние годы удалось совершить крупный террористический акт.

Почему это произошло и кто виноват — вопросы, на которые бельгийское общество наверняка будет в ближайшее время требовать убедительные ответы. Особенно учитывая тот факт, что с момента последнего крупного теракта в Париже не прошло и полугода. Была ли возможность предотвратить готовящийся теракт?

Выступая перед французским парламентом по следам парижских терактов, Франсуа Олланд открыто заявил, что они были спланированы в Сирии, а готовились в Бельгии. Следы организаторов этого преступления действительно вели в Брюссель. Была проведена масштабная спецоперация по поиску и задержанию единственно выжившего участника парижских терактов — Салема Абдеслама. И хотя по горячим следам его задержать не удалось, он был арестован 18 марта 2016 г., что стало большим успехом бельгийских спецслужб правоохранительных органов. Есть ли связь между его арестом и терактами в Брюсселе, еще предстоит установить следствию.



В последние годы именно Бельгия стала основным источником распространения исламизма в Европе.

Примечательно, что в последние годы именно Бельгия стала основным источником распространения исламизма в Европе. Это объясняется тем, что общие проблемы молодых мусульман в Европе — социально-экономическая неустроенность, дискриминация и проблемы самоидентификации — мультиплицируются углубляющимся разделением самого бельгийского общества на фламандцев и валонцев. Более того, некоторые бельгийские политики, мыслящие в первую очередь категориями своего региона или языкового сообщества, даже ставят вопрос об отделении Фландрии от «нищей» Валонии. Очевидно, что этот раскол в обществе не может не подрывать деятельность таких федеральных институтов, как правоохранительная и судебная системы, а также разведывательных служб. Ханс Бонет, мэр города Вильворде, расположенного в пригороде Брюсселя и считающегося одним из центров распространения европейского джихадизма, назвал бельгийские мероприятия по обеспечению безопасности «прекрасным примером организованного хаоса».

В результате именно в Бельгии возникли благоприятные условия для возникновения и распространения исламизма. Однако если ранее ненависть к демократии и западным ценностям в основном экспортировалась, то теперь она станет и важной внутриполитической проблемой, решить которую разделенной стране будет очень непросто.

Тем не менее списывать случившееся в Брюсселе исключительно на внутрибельгийские проблемы было бы упрощением. Теракты в Париже и Брюсселе — закономерный результат политики, причем как внутренней, так и внешней, стран-членов Европейского союза, которую, очевидно, необходимо будет пересматривать.

REUTERS/Denis Balibouse
Евгения Обичкина:
Темная ночь в городе света

Во-первых, продолжающиеся террористические атаки демонстрируют слабость системы безопасности стран-членов ЕС на уровне правоохранительных органов и спецслужб. Несмотря на то, что после терактов в Мадриде в марте 2004 г. были приняты новые общеевропейские инициативы в правоохранительной сфере, включая создание Агентства Европейского союза по безопасности внешних границ («Фронтекс»), этого на сегодняшний день уже явно недостаточно, и очередная реформа давно назрела. В частности, предстоит решить проблему эффективного обмена критически важной информацией по линии ведомств внутренней безопасности. Расследование терактов в Париже показало, что будущие террористы так или иначе фигурируют в архивах органов внутренних дел. Однако перемещаясь между странами ЕС, они фактически выпадают из поля зрения полиции. Возможно, также стоит задуматься и о введении некой общеевропейской правоохранительной юрисдикции.

Если ранее ненависть к демократии и западным ценностям в основном экспортировалась, то теперь она станет и важной внутриполитической проблемой, решить которую разделенной стране будет очень непросто.

Во-вторых, становится все более очевидной необходимость ясного и четкого формулирования, закрепления и отстаивания странами Европейского союза своих базовых исторических ценностей. Европейские свободы и права, толерантность играют на руку исламистам, которые ими умело пользуются, испытывая чувство глубокого презрения и даже ненависти к стране, которая их приняла. Уже многократно на разных уровнях звучали предупреждения, что политика мультикультурализма не работает. Многие мигранты совершенно не хотят ассимилироваться, предпочитают жить в своеобразных этнических анклавах, где бережно хранят свои ценности и передают их своим детям, которые могут быть европейцами по паспорту, но точно не по духу.

REUTERS/Pascal Rossignol
Сергей Веселовский:
Франция на распутье

Более того, попытки руководства европейских стран угодить мигрантам, начиная от запрета на классические немецкие свиные сосиски и заканчивая нежеланием выделять особую роль христианства в становлении европейской цивилизации, воспринимаются исламистами, в первую очередь как проявление слабости. Этими неумелыми действиями уничтожаются многовековые основы европейской идентичности и формируется аморфное, безликое общество, согласное на любые уступки ради сохранения экономического благополучия. Хочется верить, что в Европе найдется политическая сила, которая сможет изменить ситуацию и ввести, в том числе, давно назревшие законы о принудительной депортации нежелательных мигрантов и автоматического лишения гражданства тех, кто замечен в террористической деятельности.

Европейские свободы и права, толерантность играют на руку исламистам, которые ими умело пользуются, испытывая чувство глубокого презрения и даже ненависти к стране, которая их приняла.

В-третьих, требует пересмотра и изменений внешняя политика стран-членов ЕС. Провалы в Ираке, Ливии и Сирии, где общая ситуация после вмешательства стран западной коалиции только ухудшилась, неспособность эффективно решить вопрос с наплывом нелегальных мигрантов, среди которых могли оказаться и боевики «Исламского государства», заигрывание с Р. Эрдоганом в надежде остановить дальнейший неконтролируемый приток беженцев с Ближнего Востока — лишь неполный список сомнительных внешнеполитических решений, которые никак не способствовали усилению Европы, а, наоборот, показали ее слабость и непоследовательность, что наверняка способствовало росту антиевропейских настроений в том числе в мусульманском мире. Очевидно, что в дальнейшем внешнюю политику ЕС надо будет формулировать и реализовывать исходя исключительно из европейских интересов, без привязки к иной повестке и с четкой оценкой последствий своих действий.

Необходимо четко и ясно понимать, что сегодня исламисты бросили серьезный и антисистемный вызов странам Европейского союза. Его невозможно решить только правоохранительными методами. Пройти эту проверку на прочность, выйти из противостояния победителем сможет только единая Европа с незыблемыми ценностями и принципами, уважаемыми во всем мире.