Андрей Казанцев

Д.полит.н., главный научный сотрудник ИМИ МГИМО МИД России, эксперт РСМД

Краткая версия

Туркменистан — это страна, о которой мало что известно в силу ее информационной закрытости миру. По итогам президентских выборов в Туркменистане, состоявшихся в марте 2022 г., с колоссальным отрывом, как и ожидалось всеми наблюдателями, победил Сердар Бердымухамедов — сын предыдущего главы государства и ныне председателя верхней палаты парламента страны Гурбангулы Бердымухамедова.

Отец Сердара, Гурбангулы Бердымухамедов, находился у власти с 2006 г. После 15 лет пребывания на должности президента Бердымухамедов-старший объявил о внеочередном голосовании, объясняя свое решение тем, что хочет «дать дорогу молодым». Политические обозреватели и СМИ поспешили заявить, что Бердымухамедов готовится к передаче власти. Особо подчеркивалось, что его сын — Сердар Бердымухамедов — достиг 40 лет, то есть минимального возраста, при котором по действующей конституции можно стать президентом Туркменистана.

Сердар Бердымухамедов официально стал третьим по счету президентом Туркменистана. Инженер-технолог по профессии, он также окончил Дипломатическую академию МИД России, стал кандидатом, а затем и доктором технических наук. Бердымухамедов-старший создал благоприятные условия для того, чтобы его сын ознакомился со всеми уровнями и измерениями государственной службы. В послужном списке С. Бердымухамедова — важнейшие дипломатические назначения и ключевые министерские должности.

На посту президента Бердымухамедов-младший первым делом отправил правительство в отставку, что согласуется с Конституцией Туркмении. Начался процесс формирования нового правительства и выработки новой политики. Предполагается, что за этим последуют реформы, пусть и весьма ограниченные.

В Туркменистане разворачивается глубокий социально-экономический кризис, ставший следствием слабой эффективности госаппарата и не вполне удачного газового контракта с Китаем. Реформы нужны не только для выхода из сложной внутренней ситуации, но и для успешного преодоления внешнеполитических вызовов. Образцом для экономических реформ может стать использование опыта соседнего Узбекистана или Казахстана, которые продвинулись на пути модернизации намного дальше Туркменистана. Для России приоритетом сейчас может стать развитие экономических отношений с Туркменистаном, что в текущих внешнеполитических условиях может оказаться достаточно выгодным.

Полная версия

Туркменистан — это страна, о которой мало что известно в силу ее информационной закрытости миру. Если по внешней политике Туркменистана еще можно найти более-менее достоверную информацию, то по экономике, социуму и внутренней политике достоверной информации, соответствующей стандартам современных социальных наук, нет в принципе. В рамках данной статьи представлена попытка рассмотреть прошедшие президентские выборы в контексте возможного прогноза деятельности нового президента.

Приход Сердара Бердымухамедова на должность президента

Отец Сердара, Гурбангулы Бердымухамедов, находился у власти с 2006 г. На предыдущих президентских выборах 2017 г. он победил с результатом в 97%. Согласно Конституции Туркмении, следующие выборы должны были пройти в 2024 г., однако в феврале 2022 г., после 15 лет пребывания на должности президента, Бердымухамедов объявил о внеочередном голосовании. Отдельно он отметил, что не планирует выдвигать свою кандидатуру, а намерен остаться во главе Халк Маслахаты — верхней палаты туркменского парламента: «Я поддерживаю мысль, что дорогу к государственному управлению на новом этапе развития нашей страны надо дать молодым руководителям, воспитанным в духовной среде и в соответствии с высокими требованиями современности», — сказал в связи с этим президент. — «Свой огромный жизненный и политический опыт я, как председатель Халк Маслахаты, намерен далее направить в эту область».

Политические обозреватели и СМИ поспешили заявить, что Бердымухамедов готовится к передаче власти. Особо подчеркивалось, что его сын — Сердар Бердымухамедов — достиг 40 лет, то есть минимального возраста, при котором по действующей конституции можно стать президентом Туркменистана. Среди причин решения президента высказывались версии о его здоровье, которые невозможно подтвердить или опровергнуть на основе имеющейся информации.

Спустя два дня после заявления Бердымухамедова-старшего, 14 февраля 2022 г., на съезде правящей Демократической партии Туркменистана кандидатура Сердара Бердымухамедова была действительно выдвинута.

Спустя еще два дня Аграрная партия Туркменистана выдвинула кандидатуру заместителя хакима Марыйского велаята Агаджана Бекмырадова. 18 февраля 2022 г. появилась информация, что за пост президента Туркменистана поборются еще как минимум шесть кандидатов, если они смогут набрать необходимое количество подписей. 19 февраля появилось еще два кандидата — Бердымаммет Гурманов (врач из Балканского велаята) и директор школы Перхат Бегенджов (Лебапский велаят). 22 февраля 2022 г. были зарегистрированы еще несколько кандидатов. Среди них самым «заметным» был Хыдыр Нуннаев — проректор по научной работе Туркменского государственной института физкультуры и спорта. На этом регистрация кандидатов была окончена, и 23 февраля началась предвыборная гонка.

По итогам выборов с колоссальным отрывом, как и ожидалось всеми наблюдателями, победил Сердар Бердымухамедов. При этом следует отметить, что процент проголосовавших за него (72,97%) был более реалистичным, чем цифра, с которой выиграл предыдущие президентские выборы его отец.

Кто такой Сердар Бердымухамедов: его подготовка к президентству и что от него ждать?

19 марта 2022 г. Сердар Бердымухамедов официально стал третьим по счету президентом Туркменистана.

Сердар Бердымухамедов родился 22 сентября 1981 г. в Ашхабаде. В 2001 г. он окончил Туркменский сельскохозяйственный университет, получив специальность «инженер-технолог». Примерно в это же время его отец Гурбангулы Бердымухамедов начал свою политическую карьеру. Бердымухамедов-старший создал благоприятные условия для того, чтобы его сын ознакомился со всеми уровнями и измерениями государственной службы.

Прежде всего, это касается международно-дипломатического опыта. В 2008–2011 гг. Сердар Бердымухамедов занимал пост советника-посланника в Посольстве Туркмении в Российской Федерации. В это же время он окончил Дипломатическую академию МИД России по специальности «международные отношения». В 2011–2013 гг. Сердар Бердымухамедов работал советником в постоянном представительстве Туркмении при ООН в Женеве, где был слушателем Женевского центра политики безопасности по специальности «европейская и международная безопасность». Вернувшись из Швейцарии, Сердар Бердымухамедов получил должность начальника отдела по европейским странам МИД Туркменистана и, таким образом, начал курировать взаимоотношения Туркменистана со всей Европой. В 2016–2017 гг. Сердар Бердымухамедов занимал должность начальника Департамента по международной информации МИД Туркменистана. В 2018 г. он становится заместителем министра иностранных дел Туркмении.

Следует отметить, что официально полученный 12 декабря 1995 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН еще при Сапармураде Туркменбаши (тогда ключевую роль в этом сыграл министр иностранных дел и вице-премьер Борис Шихмурадов) статус позитивного нейтралитета является основной характеристикой внешнеполитической идентичности страны, и Сердар Бердымухамедов хорошо освоил эту традицию. С 1995 г. Туркменистан не вступает ни в какие блоки и интеграционные проекты (даже в СНГ Туркменистан стал ассоциированным членом, а не полноценным участником). Это позволяет стране проводить многовекторную и прагматичную внешнюю политику, основанную на торговле углеводородами со всеми заинтересованными государствами. В своей инаугурационной речи Сердар Бердымухамедов заявил, что во внешней политике будет привержен «принципам нейтралитета и добрососедства».

Важнейшее измерение экономики Туркменистана — нефтегазовое: газовая отрасль составляет «львиную» долю ВВП страны. С этим аспектом новый президент также был ознакомлен — в 2013 г. он получил пост заместителя директора Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов.

Следует отметить, что в Туркменистане президент обычно рассматривается и как лидер в некоей научной и художественной сфере. Так, Сапармурат Туркменбаши активно проявил себя в истории, религии и литературе, а Гурбангулы Бердымухамедов публиковал работы по множеству тем, но, прежде всего, в сфере медицины и здорового образа жизни. Та тема, по которой президент пишет работы, становится в условиях политической культуры Туркменистана ключевой с точки зрения формирования идеологии страны. Возможно, что Сердар Бердымухамедов будет публиковать работы по технико-экономическим вопросам, новым технологиям, и т.п. В 2014 г. он стал кандидатом, а в 2015 г. — доктором технических наук.

С 2016 г. началась карьера будущего президента в сфере внутренней политики. В ноябре он был избран депутатом Меджлиса Туркменистана, а в следующем году — стал председателем Комитета по законодательству.

В 2019 г. Сердара Бердымухамедова назначают на должность хакима Ахалского велаята — ключевого региона страны, расположенного вокруг столицы (там проживает доминирующее в политической жизни страны племя теке). В 2020 г. Сердар Бердымухамедов получает пост министра промышленности Туркменистана. Он занимает пост ровно год, после чего его назначают вице-премьером Туркменистана, что в условиях совмещения должностей президента и премьер-министра означает фактически роль «второго лица» в государстве. Именно с этой позиции президентом стал в свое время, после смерти Туркменбаши, сам Бердымухамедов-старший. Параллельно с этим Сердар Бердымухамедов получает назначение в Государственный совет безопасности Туркмении.

Что ждать от третьего президента Туркменистана?

На посту президента Туркменистана Сердар Бердымухамедов первым делом отправил правительство в отставку, что согласуется с Конституцией Туркмении. Начался процесс формирования нового правительства и выработки новой политики. Эксперты в настоящее время расходятся в оценках, какой характер будет носить его правление. Одни говорят о том, что Бердымухамедов-младший будет поддерживать систему, созданную его отцом. Другие, с чем склонен согласиться и автор статьи, предполагают возможность реформ, хотя и весьма ограниченных.

Первая причина, почему можно рассчитывать на определенные реформы при Сердаре Бердымухамедове, заключается в традиции. Скорее всего, отец Сердара рекомендует ему проводить такую же политику, какую он проводил сам сразу же после прихода к власти.

В этом контексте стоит вспомнить, что сразу же после прихода к власти Бердымухамедова-старшего происходил ряд реформ, хотя и весьма умеренных. Во многом это было связано с его личностью — в отличие от большинства глав государства на постсоветском пространстве, которые были выходцами из бизнеса, силовых структур или советской номенклатуры, Бердымухамедов-старший принадлежал к интеллигенции, как, например, и нынешний президент соседнего Узбекистана Ш. Мирзиёев. До начала политической карьеры он был очень успешным врачом-стоматологом.

Бердымухамедов в свое время отменил наиболее одиозные решения Ниязова в культурно-бытовой сфере — например, запрет оперы и балета как «противоречащих национальным традициям туркмен». В социально-экономической области второй президент искренне предпринял все возможные усилия для компенсации ситуации с полным разрушением системы образования и здравоохранения при Ниязове.

Разумеется, вряд ли Бердымухамедов-старший рекомендует своему сыну политическую часть проведенных им в свое время реформ. Культ Сапармурата Туркменбаши, объявившего себя «пророком равным Мухаммеду», был в свое время тихо отменен. Бердымухамедов также заменил всех ставленников Туркменбаши, самый активный период «чистки» пришелся на вторую половину 2007 — начало 2008 гг. Своих постов лишились ключевые силовики, министр энергетики, министр автомобильной промышленности и строительства, генеральный прокурор и руководство Верховного Суда, а также ряд других ключевых фигур. Значительная часть политических заключенных, отправленных в тюрьму при Ниязове, была выпущена на свободу — с помощью внесудебных комиссий. Скорее всего, политически можно ожидать сейчас только определенное кадровое обновление в сторону «омоложения», да и то, возможно, весьма постепенное.

Во-вторых, говоря о возможности реформ, нужно учитывать, что в Туркменистане разворачивается глубокий социально-экономический кризис, ставший следствием слабой эффективности госаппарата и не вполне удачного газового контракта с Китаем.

Достаточно противоречивая информация приходит и о том, как в стране протекает борьба с эпидемией COVID-19. Согласно официальным источникам, система здравоохранения Туркменистана готова к пандемии, в частности, Г. Бердымухамедов заявлял, что для учреждений здравоохранения приобретается все необходимое. Важно понимать, что при Ниязове Бердымухамедов какое-то время занимал пост министра здравоохранения, поэтому эффективная медицина — один из краеугольных камней легитимности его правления. При этом оппозиционные источники рисуют другую картину: отсутствие необходимого количества койко-мест, квалифицированных врачей, необходимого для тестирования оборудования и защиты для медперсонала. Более того, по сообщениям из оппозиционных источников, в марте — апреле 2020 г. в Туркменистане проходили массовые мероприятия (политические праздники, которые не отменялись по идеологическим соображениям).

Кризис в соседнем Казахстане — еще одном сырьевом постсоветском государстве — важное обстоятельство, которое сказывается на оценке рисков руководством Туркменистана. Во время беспорядков в январе 2022 г. туркменские силовики были приведены в состояние повышенной боевой готовности, и именно тогда было принято решение о созыве верхней палаты парламента, где президент и заявил о внеочередных выборах.

Реформы нужны не только для выхода из сложной внутренней ситуации, но и для успешного преодоления внешнеполитических вызовов. Усиливающаяся гражданская война в Афганистане может грозить переносом боевых действий через туркмено-афганскую границу. Также среди внешних рисков можно указать последствия массовой миграции в Турцию. Среди туркменских мигрантов в этой стране многие имеют опыт боевых действий в соседней Сирии, и возвращение этих людей может создать определенные риски для властей.

Учитывая сложившиеся в Туркменистане реалии, важным фактором сохранения стабильности существующего режима будет сам Бердымухамедов-старший, который, видимо, будет следовать сингапурско-китайской модели постепенной передачи власти своему наследнику, реализованной в свое время Ли Куан Ю, а также Дэн Сяопином. В целом, постепенная передача высшей власти от отца к сыну — вещь на постсоветском пространстве уже не новая, она была реализована Гейдаром и Ильхамом Алиевыми в Азербайджане, а сейчас аналогичный процесс разворачивается и в Таджикистане.

Говоря о реформах в Туркменистане, важно понимать, что они будут носить весьма ограниченный характер, касающийся, в основном, экономической сферы, в частности дополнительных возможностей для иностранных инвестиций и модернизации экономики страны. Однако представляется, что глубоких политических реформ не стоит ожидать. Сейчас у туркменских властей приоритетом является сохранение стабильности в сложной международной ситуации. Образцом для экономических реформ может стать использование опыта соседнего Узбекистана или Казахстана, которые продвинулись на пути модернизации намного дальше Туркменистана.

Для России приоритетом сейчас может стать развитие экономических отношений с Туркменистаном. В нынешних внешнеэкономических условиях это может оказаться достаточно выгодным. В частности, потенциально хорошим спросом в России могут пользоваться туркменские овощи, фрукты, трикотаж из натурального хлопка. В этом плане может быть востребован опыт быстрого наращивания объемов российско-узбекской торговли сразу же после начала экономических реформ президента Мирзиёева.