Обязательная демократия?
Д.полит.н., руководитель Центра внутриполитических исследований Института США и Канады РАН
Краткая версия
Сравнительно большой резонанс в американской печати вызвало недавнее выступление президента США Б.Обамы в г. Кливленде (шт. Огайо), в котором он высказался за введение в Америке системы обязательного голосования, по крайней мере, на федеральном уровне. Смысл этого предложения предельно прост – все зарегистрированные в штатах избиратели обязаны прийти для волеизъявления на избирательные участки в день голосования на президентских и парламентских выборах и в обязательном порядке иметь возможность проголосовать за кандидатов на президентскую должность или в Конгресс США.
Полная версия
Сравнительно большой резонанс в американской печати вызвало недавнее выступление президента США Б.Обамы в г. Кливленде (шт. Огайо), в котором он высказался за введение в Америке системы обязательного голосования, по крайней мере, на федеральном уровне. Смысл этого предложения предельно прост – все зарегистрированные в штатах избиратели обязаны прийти для волеизъявления на избирательные участки в день голосования на президентских и парламентских выборах и в обязательном порядке иметь возможность проголосовать за кандидатов на президентскую должность или в Конгресс США. Следует с самого начала оговориться, что это предложение в ближайшем будущем — по признанию самого Б. Обамы — имеет мало шансов на реализацию, поскольку требует принятия конституционной поправки. Процесс принятия такой поправки может растянуться на долгие годы и даже десятилетия. Впрочем, Б. Обама тут же добавил, что он уже дал указание Министерству юстиции принять меры для расширения участия граждан и снятия всех ограничений на выборах на местном и штатном уровнях.
Однако при всей кажущейся простоте и незамысловатости этой инициативы по совершенствованию институтов американской демократии её практическая реализация будет иметь для американской политики поистине революционное значение. И сам Б. Обама достаточно откровенно обрисовал надежды и расчёты, которые нынешнее руководство Демократической партии связывает с введением в Америке системы обязательного голосования. Дословно президент США заявил следующее: «Система обязательного голосования существует в Австралии и ряде других стран. В случае, если все будут обязаны голосовать, произойдёт коренная трансформация. Такая система будет самым лучшим противодействием всевластию денег в выборном процессе. Если все избиратели будут принимать участие в выборах, то политическая карта Америки изменится до неузнаваемости, поскольку люди, которые не принимают участия в выборах, принадлежат к молодёжным группам, иммигрантам и этническим меньшинствам, имеют более низкие доходы. Они, как правило, отчаянно борются за то, чтобы стать частью среднего класса. Они упорно трудятся, и это является главной причиной, почему они не приходят на избирательные участки. А нам очень хотелось бы, чтобы они приходили на выборы».
Показательно, что, начав своё выступление в Кливленде с панегирика в адрес американской демократии, Б. Обама незаметно стал апеллировать к демократическому опыту других стран. Однако помимо Австралии система обязательного голосования существует ещё в десяти странах мира, в том числе в Бразилии, Аргентине, Уругвае и Сингапуре, не говоря уже о Северной Корее. Непосредственным толчком к предложению Б. Обамы по совершенствованию институтов американской демократии, безусловно, стал исход парламентских выборов 2014 г. в США, в ходе которых демократы потерпели сокрушительное поражение. Американские аналитики при этом не преминули отметить, что одним из главных факторов поражения демократов стала рекордно низкая явка избирателей — самая низкая после 1942 г. В частности, в ноябре 2014 г. на избирательные участки пришло всего 36,4% от числа зарегистрированных избирателей в то время, как в военный 1942 г. — 33,9%. Динамика неуклонного падения активности американских избирателей на парламентских выборах на протяжении последних 40 лет отчётливо видна на графике.
Примерно в 20 американских штатах на выборах 2014 г. явка избирателей оказалась ниже общенационального уровня, в том числе в таких крупных штатах, как Огайо (36,2%), Пенсильвания (36,1%), Калифорния (31,8%), Нью-Джерси (30,4%), Нью-Йорк (28,8%), Техас (28,5%) и Индиана (28%). Помимо этого, парламентские выборы 2014 г. показали, что на избирательные участки в большем количестве пришли белые избиратели, более состоятельные, образованные и пожилые.
Сравнительные характеристики групп американских избирателей на парламентских выборах 2014 г., в %
| Явка на выборах 2014 г. | Доля в составе населения США | |
|---|---|---|
| Расовоэтническая группа: | ||
| − белые | 75 | 62,6 |
| − испаноязычные | 8 | 17,1 |
| Годовой доход | ||
| − свыше 50 тыс. долл. | 64 | 52 |
|
Образование: |
||
| − с высшим образованием | 51 | 28,5 |
| − с неполным средним образованием | 2 | 14,3 |
| Возраст: | ||
| − свыше 65 лет | 22 | 14,1 |
| − младше 30 лет | 13 | 16.8 |
Надежды Б. Обамы на то, что от введения системы обязательного голосования на федеральном уровне выиграет, прежде всего, Демократическая партия США, подтверждаются и австралийским опытом: введение системы обязательного голосования в этой стране с 1924 г. повысило явку избирателей с 65% до 95%, в результате чего левоцентристская Лейбористская партия стала получать примерно на 7-10% больше по сравнению со своими соперниками — правыми консерваторами [1] . Естественно, что представители правоконсервативных сил США тут же отвергли инициативу Б. Обамы. Так, обозреватель канала «Фокс Ньюз» А. Наполитано назвал эту часть выступления Б. Обамы в Кливленде «тоталитарным импульсом» со стороны президента и признаком сползания США в сторону «фашистских» государств. Возможно, это и побудило пресс-секретаря Белого Дома И. Эрнста заявить о том, что президент «не выступил ни с какой конкретной политической или законодательной инициативой». Видимо, «эталонная» демократия сегодня нуждается в корректировке.
1. Fowler A. Electoral and Policy Consequences of Voter Turnout: Evidence from Compulsory Voting in Australia. – «Quarterly Journal of Political Science», 2013, N 8, p. 161