Новые вызовы и новые горизонты
Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД
Краткая версия
Исторический опыт последних десятилетий свидетельствует: ни один успешный национальный проект модернизации в Европе, в Азии или в Латинской Америке не обошелся без энергичного подключения внешних ресурсов через расширение торгово-экономических связей, привлечение инвестиций и новых технологий, заимствование лучших управленческих практик и встраивание в глобальные технологические цепочки. Не нужно строить иллюзий: сильную, экономически и технологически состоявшуюся Россию никто в мире не ждет. Свое место в мире будущего нам придется завоевывать в острой конкурентной борьбе. Причем далеко не всегда эта борьба будет честной и справедливой - в этом мы уже многократно имели возможность убедиться на протяжении последних десятилетий. Но отказаться от этой борьбы, отгородиться от глобального мира забором протекционизма и изоляционизма значило бы заранее признать свое поражение.
Энергичная борьба за свое законное место за столом переговоров о будущем миропорядке не сводится к расталкиванию локтями наших оппонентов и не означает готовности перекричать их в ожесточенных пропагандистских баталиях. Напротив, эта борьба должна вестись искусно, с использованием всего дипломатического инструментария, с учетом мельчайших нюансов и особенностей складывающейся ситуации. Речь идет о проведении курса, который условно можно обозначить как «умную» внешнюю политику.
Внешняя политика России будет эффективной, если она будет по-настоящему многовекторной.
Полная версия
Прошедшие выборы президента России убедительно продемонстрировали высокий уровень консолидации общества вокруг политического руководства страны. Подавляющее большинство избирателей выразили доверие и поддержку проводимому под руководством президента Владимира Путина курсу как во внутренней, так и во внешней политике. За последние непростые годы России удалось добиться двух важнейших, тесно связанных друг с другом внешнеполитических целей — надежно обеспечить свою безопасность во все более неспокойном мире и отстоять национальный суверенитет и независимость в принятии важнейших международных решений.
Без обеспечения национальной безопасности и суверенитета под вопросом могли бы оказаться и все важнейшие цели нашего внутреннего развития. Следующие шесть лет, как представляется, должны стать временем активного развития основных направлений российской внешней политики с учетом как новых возможностей, так и новых стоящих перед Россией вызовов. Во время избирательной кампании президент Путин неоднократно говорил о необходимости решительного прорыва в социальном, экономическом и технологическом развитии страны. Без такого прорыва России грозит отставание от наиболее развитых стран мира, а в перспективе и вообще вытеснение на обочину складывающейся на наших глазах новой системы мирового хозяйства. Разумеется, этот прорыв должен опираться в первую очередь на наши собственные ресурсы, на тот огромный внутренний потенциал, которым располагает наша страна и который используется пока далеко не в полной мере.
«Внешняя политика России: взгляд в 2018 год»
Однако не следует преуменьшать значение внешних ресурсов. Исторический опыт последних десятилетий свидетельствует: ни один успешный национальный проект модернизации в Европе, в Азии или в Латинской Америке не обошелся без энергичного подключения внешних ресурсов через расширение торгово-экономических связей, привлечение инвестиций и новых технологий, заимствование лучших управленческих практик и встраивание в глобальные технологические цепочки. Не нужно строить иллюзий: сильную, экономически и технологически состоявшуюся Россию никто в мире не ждет. Свое место в мире будущего нам придется завоевывать в острой конкурентной борьбе. Причем далеко не всегда эта борьба будет честной и справедливой - в этом мы уже многократно имели возможность убедиться на протяжении последних десятилетий. Но отказаться от этой борьбы, отгородиться от глобального мира забором протекционизма и изоляционизма значило бы заранее признать свое поражение.
Именно к этому Россию и подталкивают ее многочисленные оппоненты и противники. Нас хотят запереть в геополитическом гетто, максимально изолировать от остального мира, используя для этого самые разнообразные средства. Экономические в виде многочисленных санкций и других ограничительных мер в торговле, финансах, в передаче современных технологий. Политические — пытаясь загнать Россию в угол в международных организациях от Генеральной Ассамблеи ООН до Совета Европы. Военно-стратегические — подрывая фундамент международного режима контроля над вооружениями, разрушая инфраструктуру двусторонних и многосторонних переговоров, подталкивая Москву к стратегическому изоляционизму и гонке вооружений.
Время для усиления давления на нашу страну выбрано совсем не случайно, но с прицелом на десятилетия вперед. Ведь именно сегодня закладываются основы грядущего миропорядка, испытываются новые модели мировой политики и экономики, вырабатываются и согласовываются правила игры на обозримое будущее вплоть до второй половины XXI века. Чем меньше окажется сильных участников этого процесса, тем больше шансов навязать остальным свою точку зрения и свои ценности. А потому право на свое место за столом переговоров России придется отстаивать всеми доступными ей средствами. И в этом, по всей видимости, и должно состоять главное содержание внешнеполитической стратегии страны на протяжении следующего политического цикла.
Четкий сигнал из Москвы
Энергичная борьба за свое законное место за столом переговоров о будущем миропорядке не сводится к расталкиванию локтями наших оппонентов и не означает готовности перекричать их в ожесточенных пропагандистских баталиях. Напротив, эта борьба должна вестись искусно, с использованием всего дипломатического инструментария, с учетом мельчайших нюансов и особенностей складывающейся ситуации. Речь идет о проведении курса, который условно можно обозначить как «умную» внешнюю политику.
«Умная» политика не значит слабая, конъюнктурная или приспособленческая. «Умная» внешняя политика — это такая политика, которая, исходя из глубокого понимания стратегических задач развития страны и реального положения дел в мире, в максимальной степени использует все имеющиеся возможности для обеспечения достижения поставленных целей с минимальным использованием ресурсов. Это политика, требующая высокого уровня гибкости, изобретательности и оперативности в использовании широкого набора внешнеполитических инструментов.
Внешняя политика России будет эффективной, если она будет по-настоящему многовекторной. Мы очень много добились в последние годы на восточном направлении, особенно в развитии российско-китайских отношений. И тем не менее можно констатировать, что мы пока только начинаем по-настоящему осваиваться в Азии, где сегодня еще далеко не все готовы воспринимать нашу страну как неотъемлемую часть континента.
Одновременно России придется приложить максимум усилий для восстановления отношений с Европейским союзом, который, несмотря на серьезные испытания, продемонстрировал намного больше устойчивости, чем многие от него ожидали. Мы часто критикуем руководство ЕС за избирательный подход в отношениях с Россией, вытекающий из т.н. «пяти принципов», озвученных Верховным представителем Евросоюза по иностранным делам Федерика Могерини. А у нас-то самих есть свой список принципов политики России в отношении Евросоюза? Есть свое реалистическое видение будущей европейской архитектуры безопасности? Не стоит забывать о том, что именно Европейский союз остается основным торговым партнером России, и вряд ли на протяжении ближайших шести лет эта ситуация принципиально изменится.
При всей сложности и даже кажущейся невозможности конструктивного диалога с Соединенными Штатами от попыток возобновления такого диалога нам никуда не уйти. По той простой причине, что без российско-американского взаимодействия целый ряд острых проблем в современной мировой политике решить в принципе невозможно - от успешной борьбы с международным терроризмом до противодействия распространению ядерного оружия, от ближневосточного урегулирования до обеспечения мира на Корейском полуострове. Конечно, сегодня Соединенные Штаты выглядят не просто несговорчивым, но и непредсказуемым партнером, но говорить, а там, где возможно, договариваться с Вашингтоном нам так или иначе все равно придется.
Россия и Европейский cоюз: четыре сценария на будущее
Задачи, стоящие перед российской внешней политикой на старте нового политического цикла, не менее трудные, чем те задачи, которые нам приходилось решать на протяжении последних лет. В чем-то они даже труднее и непривычнее для России. А решать их придется в международно-политической обстановке, которая в последние годы, к сожалению, стала намного сложнее и опаснее.
Но не будем забывать, что в сравнении с большинством других великих держав, особенно в сравнении с нашими оппонентами и противниками на Западе, у России есть целый ряд неоспоримых преимуществ. Западные общества расколоты и поляризованы, наше общество консолидировано и едино. Внешняя политика западных стран непоследовательна и переменчива, наша политика характеризуется стабильностью и преемственностью. Западные лидеры, как правило, не могут позволить себе роскоши долгосрочного внешнеполитического планирования, а мы можем.
А главное, наши принципы, устремления и цели понятны и близки значительному большинству участников мировой политики. А значит, мы можем рассчитывать на формирование глобальной коалиции сил, заинтересованных в создании более демократического, более справедливого и более стабильного мирового порядка.
Источник: Российская газета.