Наталья Стапран

К.и.н., директор Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Министерства экономического развития Российской Федерации, член РСМД

Краткая версия

Подписанная 18 ноября 2015 г. декларация лидеров АТЭС ярко продемонстрировала смещение основного внимания участников форума в сторону проблем внутреннего экономического развития и качественного роста, положив конец пятилетке геополитических и экономических тяжеловесов. С 2010 по 2014 гг. в АТЭС по очереди председательствовали Япония, США, Россия, Индонезия и Китай – крупные глобальные игроки, чьи амбиции простирались далеко за пределы региона. Эти страны – участницы «Группы двадцати», что позволяло им увязывать работу АТЭС с вопросами глобальной экономической повестки.

Полная версия

Подписанная 18 ноября 2015 г. декларация лидеров АТЭС ярко продемонстрировала смещение основного внимания участников форума в сторону проблем внутреннего экономического развития и качественного роста, положив конец пятилетке геополитических и экономических тяжеловесов. С 2010 по 2014 гг. в АТЭС по очереди председательствовали Япония, США, Россия, Индонезия и Китай – крупные глобальные игроки, чьи амбиции простирались далеко за пределы региона. Эти страны – участницы «Группы двадцати», что позволяло им увязывать работу АТЭС с вопросами глобальной экономической повестки.

В 2015 г. председательство перешло к Филиппинам, одной из развивающихся экономик региона, для которой на первом месте стоит необходимость решения насущных внутренних проблем, среди которых борьба с бедностью и неравенством, нехватка продовольствия, низкий уровень образования, неразвитость внутренней инфраструктуры, которая страдает не только из-за нехватки инвестиций, но и регулярно принимает на себя удары природной стихии. Таким образом, «инклюзивность» и «устойчивость» стали ключевыми понятиями АТЭС-2015, а большая часть дискуссий и основные мероприятия проводились по вопросам структурных реформ и развития микро-, малого и среднего бизнеса, развития человеческого капитала и продовольственной безопасности, борьбы с чрезвычайными ситуациями и природными катастрофами.

«Инклюзивность» и «устойчивость» стали ключевыми понятиями АТЭС-2015.

Впервые о проблемах развития и качества экономического роста в АТЭС заговорили японцы еще в 2010 г. Именно они в рамках Стратегии роста АТЭС предложили рассмотреть несколько качественных характеристик экономического роста – сбалансированность, инклюзивность, устойчивость, инновационность, безопасность. В 2015 г. экономики попытались отчитаться о своих достижениях за пять лет, но задача оказалась весьма непростой, так как японская инициатива не предполагала никаких качественных индикаторов, по которым можно было бы провести сравнение. В 2015 г. такие индикаторы были предложены (Key Accountabily Areas) и были прописаны в отдельном приложении к декларации лидеров.

Для России тематика стимулирования экономического роста и устойчивого развития гораздо актуальнее и интереснее, чем интеграционная повестка АТЭС, в рамках которой Россия пока мало что может предложить и чем похвастаться. Созданный в 2015 г. Евразийский экономический союз партнеры по АТЭС никак не готовы рассматривать в контексте Азиатско-Тихоокеанского региона, и даже заключенное в мае 2015 г. соглашение о Зоне свободной торговли с Вьетнамом и проект сопряжения ЕАЭС и китайской инициативой экономического пояса Шелкового пути не позволили ЕАЭС быть упомянутым в декларации лидеров среди интеграционных достижений членов АТЭС 2015 года. В то же время, возможно, подобное демонстративное игнорирование ЕАЭС – это очередное проявление нарастающей политизированности современной интеграционной повестки. С уверенностью можно утверждать одно – поворот в сторону социально-экономических и гуманитарных вопросов в рамках АТЭС может стать весьма выигрышным для России, если своевременно и качественно включиться в работу. Именно в этой области России есть чем поделиться и даже помочь развивающемуся миру. При этом российские ответы на вопросы развития зачастую гораздо более гуманные, эффективные и учитывающие реальные потребности развивающихся стран, чем весьма меркантильные рецепты западных участников АТЭС.

Для России тематика стимулирования экономического роста и устойчивого развития гораздо актуальнее и интереснее, чем интеграционная повестка АТЭС, в рамках которой Россия пока мало что может предложить и чем похвастаться.

Особые возможности у России есть в области решения проблем продовольственной безопасности в регионе АТЭС. В отличие от развитых экономик АТЭС, которые рассматривают продовольственную безопасность прежде всего в контексте обеспечения устойчивой работы рынков продовольствия, установления единых стандартов и правил регулирования для продвижения интересов собственного бизнеса, Россия готова реагировать на насущные потребности развивающихся экономик, рассматривающих продовольственную безопасность с точки зрения развития инвестиций, технологий и инноваций в сельском хозяйстве, совершенствования транспортно-логистических цепочек, обеспечения населения качественной продукцией, снижения постурожайных потерь. В этой связи можно отдельно отметить создание в 2015 г. в России Центра АТЭС по сельскохозяйственной биотехнологии.

Поворот в сторону социально-экономических и гуманитарных вопросов в рамках АТЭС может стать весьма выигрышным для России, если своевременно и качественно включиться в работу.

Прочный позитивный авторитет закрепился за Россией в АТЭС в вопросах чрезвычайного гуманитарного реагирования. Существующие национальные центры управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) в перспективе планируется объединить в единую международную региональную сеть, чтобы обеспечить оперативный обмен информацией и эффективную координацию действий при крупномасштабных катастрофах в регионе. Эта инициатива получила широкое одобрение среди экономик АТЭС.

Особенно востребована в 2015 г. была традиционная активность России в области развития человеческих ресурсов, речь шла о соответствии профессиональных компетенций потребностям экономики, гибкости системы профессиональной подготовки и переквалификации, возможности создания единой для всех стран АТЭС системы профессиональных квалификаций, которая способна значительно стимулировать качественную трудовую мобильность в регионе. Филиппинцев особенно интересовал опыт России в области технического образования и науки, чему была посвящена отдельная встреча высокого уровня.

Таким образом, в 2015 г. социально-экономическая проблематика, оттеснила на второй план вопросы региональной интеграции. Даже в декларации лидеров этот раздел впервые за все время существования АТЭС оказался в самом конце. Помимо вышеперечисленных внутриэкономических приоритетов хозяев встречи подобное демонстративное пренебрежение ключевой для АТЭС тематикой можно объяснить тем, что в 2015 г. она приобрела недопустимую для АТЭС сильную политическую окраску. Это прежде всего связано с противостоянием двух крупнейших экономических игроков США и Китая и, соответственно, двух интеграционных «мега блоков» Транстихоокеанского партнерства (ТТП) и Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП). Транстихоокеанское партнёрство, о создании которого было объявлено незадолго до саммита АТЭС и которое, по сути, зародилось и сформировалось на полях АТЭС, имело все шансы стать хэдлайнером лидерской недели в АТЭС, но в результате всё ограничилось лишь короткой встречей 12 лидеров стран ТТП вне основной программы саммита и безэмоциональным упоминанием соглашения в декларации как одного из возможных вариантов на пути к созданию Азиатско-Тихоокеанской Зоны Свободной Торговли наравне с необходимостью скорейшего завершения переговоров по созданию ВРЭП, участниками которого являются сами Филиппины.

Обсуждение торгово-либерализационной проблематики на саммите явно продемонстрировало устойчивую тенденцию постепенного замещения глобальных подходов к регулированию мировой торговли региональными интеграционными инициативами.

Почему филиппинцы не позволили США с размахом отметить свой триумф в Маниле? Можно предположить как минимум две причины. Прежде всего филиппинским лидерам было неинтересно устраивать чужой праздник без собственного участия, (Филиппины не участвуют в ТТП), но этот вопрос вполне мог быть решен, учитывая многолетние союзнические отношения Филиппин с США. Гораздо важнее то, что особое внимание к американскому проекту могло вызвать сильное недовольство со стороны Китая, с которым у Филиппин и так весьма сложные взаимоотношения, особенно серьезно обострившиеся в последнее время в связи с эскалацией ситуации в Южно-Китайском море. До последнего момента не было полной уверенности, приедет ли вообще лидер КНР в Манилу, и, возможно, одним из условий его появления могло быть обещание хозяев не акцентировать особое внимание на успешном интеграционном проекте США. Во избежание конфликта с Китаем особое внимание было уделено обсуждению перспектив создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (FTAAP), одной из главных инициатив китайского председательства в АТЭС в 2014 г., во исполнение которой в 2015 г. стартовало многостороннее стратегическое исследование возможности формирования АТЗСТ. В отличие от вполне конкретных проектов ТТП и ВРЭП для России АТЗСТ очень удобна тем, что пока не предполагает особых обязательств. На данном этапе идет сбор и обмен информацией, которую Россия с готовностью предоставила, учитывая уже имеющийся опыт интеграционной активности на площадке ЕАЭС.

Демонстративное пренебрежение ключевой для АТЭС тематикой можно объяснить тем, что в 2015 г. она приобрела недопустимую для АТЭС сильную политическую окраску.

Помимо прочего, обсуждение торгово-либерализационной проблематики на саммите явно продемонстрировало устойчивую тенденцию постепенного замещения глобальных подходов к регулированию мировой торговли региональными интеграционными инициативами. Очевидно, на фоне вялотекущего кризиса переговорного процесса в рамках Всемирной торговой организации обнародование текста беспрецедентного по своему охвату Соглашения о ТТП подорвало веру многих участников АТЭС в жизнеспособность ВТО как многосторонней торговой системы. Этот кризис доверия ВТО очень серьезно ощущался на этапе обсуждения текста Отдельного заявления в поддержку многосторонней торговой системы, традиционного для всех саммитов АТЭС документа, ежегодно подтверждавшего прочную связку АТЭС-ВТО в торгово-либерализационных вопросах. В 2015 г. позиция России, которая последовательно отстаивала ключевую роль ВТО, порой сильно контрастировала с нейтрально-безразличным отношением к этой тематике других участников. Надо признать, что пока у России нет другого выхода кроме как продолжать отстаивать принципы мультилатерализма в мировой торговле, так как из всех участников АТЭС только Россия, Тайвань, Гонконг и Папуа-Новая Гвинея не участвуют ни в одной региональной интеграционной группировки в АТР.



Особое внимание к американскому проекту могло вызвать сильное недовольство со стороны Китая, с которым у Филиппин и так весьма сложные взаимоотношения.

Интересным образом филиппинцам удалось объединить внутреннюю социально-экономическую и торогово-либерализационную повестку, сделано это было через обсуждение тематики услуг. Начавшись зимой 2015 г. с обсуждения важности развития сектора услуг на национальном уровне, к концу года дискуссия распространилась и на область международной либерализации торговли услугами – одной из самых непростых и противоречивых тем в рамках работы ВТО. В итоге был сформулирован уникальный по содержанию и охвату документ – Рамочный план по сотрудничеству в области услуг (APEC Services Cooperation Framework), который стал приложением к декларации лидеров. И если первая часть дискуссии, касающаяся развития сектора услуг на национальном уровне, несомненно, была интересна и важна именно филиппинцам, то торгово-либерализационный компонент появился под внешним влиянием США, Китая, Японии и других активных участников рынка услуг АТР. Доля России на рынке услуг АТР тоже весьма заметна и составляет 5% от общего объема торговли услугами – это шестое место после США (31%), Китая (15%), Японии (8%), Сингапура (7%), Республики Корея (6%), на долю которых приходится до 75% экспорта услуг в АТР, что говорит о значительном разрыве между лидерами рынка и остальными экономиками региона.

Социально-экономическая проблематика, оттеснила на второй план вопросы региональной интеграции.

Наибольший удельный вес в обороте услуг в России занимают поездки, прочие деловые услуги, транспорт, роялти и лицензионные платежи, компьютерные и информационные услуги, строительство. В последнее время Россия постепенно утверждается и на рынке образовательных услуг Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно этой цели посвящена многолетняя российская работа на площадке АТЭС по развитию образовательной мобильности в регионе, инициированная еще в 2012 г., и получившая свое продолжение в формате ежегодных конференций и специального проекта «Стипендия АТЭС». Важность либерализации торговли образовательными услугами для всех экономик АТЭС подтверждает тот факт, что в 2015 г. была досрочно достигнута цель в один миллион иностранных студентов в регионе АТЭС, изначальное выполнение которой планировалось не раньше 2020 г.

Пока у России нет другого выхода кроме как продолжать отстаивать принципы мультилатерализма в мировой торговле, так как из всех участников АТЭС только Россия, Тайвань, Гонконг и Папуа-Новая Гвинея не участвуют ни в одной региональной интеграционной группировки в АТР.

Подводя общий итог работы АТЭС в 2015 г., нужно отметить, что постепенно АТЭС все больше внимание уделяет аналитической работе, подкрепляя громкие слова конкретными цифрами и показателями. Некоторые эксперты говорят, что АТЭС постепенно превращается в своего рода Азиатскую ОЭСР, становясь не просто инкубатором интеграционных процессов, но и катализатором систематизации норм внутреннего регулирования и центром продвижения политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие людей во всем регионе.

Учитывая, что Филиппины положили начало эпохе развивающихся экономик в председательстве АТЭС, в ближайшие годы председателями будут Перу, Вьетнам, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Малайзия, Новая Зеландия и Таиланд, можно предполагать, что в повестке форума ориентир на внутреннее развитие и реформы будет сохранен и усилен, чем обязательно должна воспользоваться Россия для продвижения своих интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.