Краткая версия

Члены Cпециальной рабочей группы проекта «Строительство Большой Европы», участниками которой являются бывшие министры иностранных дел и обороны России, Великобритании, Польши, Испании, Германии, Турции и Франции, призывают срочно созвать Совет Россия—НАТО для обсуждения перспектив заключения меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией касательно правил поведения, обеспечивающих безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве.

Полная версия

Заявление Специальной рабочей группы проекта «Строительство Большой Европы» (*)

Контекст

За последние полтора года отношения между Россией и Западом существенно ухудшились. Взаимное доверие было основательно подорвано в силу различающихся, а теперь уже и совершенно несовместимых взглядов на украинский кризис и его причины. Это привело к обострению давних опасений и разногласий по другим вопросам, таким как противоракетная оборона, расширение НАТО, режимы развертывания обычных вооруженных сил в Европе и нестратегических ядерных вооружений. Экономические отношения между Россией и другими странами Европы начинают рушиться из-за введения санкций. Многие эксперты, как в России, так и на Западе, уже открыто рассуждают о возможности новой холодной войны.

Одной из особенностей текущей ситуации стал рост числа инцидентов с участием вооруженных сил России и НАТО, а также между российскими войсками и вооруженными силами Швеции и Финляндии. Их сущность и причины остаются спорными, однако сам факт активизации вооруженных сил и их территориального сближения вряд ли оспорим.

С марта 2014 года Европейское сообщество лидеров зафиксировало 66 подобных инцидентов. Большинство из них (порядка 50) считаются «практически штатными ситуациями». Однако были и более серьезные происшествия. Три таких инцидента были охарактеризованы как крайне рискованные. Разумеется, общее число инцидентов гораздо выше. За 2014 год от НАТО поступили сообщения о 400 случаях перехвата российских воздушных судов, что в четыре раза больше, чем в 2013 году. Россия публично заявила о том, что в 2014 году зарегистрировала более 3000 полетов тактических самолетов НАТО у своих границ, т. е. вдвое больше, чем в 2013 году. Швеция и Финляндия сообщили о нескольких российских воздушных судах, перехваченных в непосредственной близости от их воздушного пространства, и обе страны за истекший год провели как минимум по одной операции, направленной на поиск загадочных «подводных объектов» в своих территориальных водах.

Выросли число и масштабы российских военных учений, в том числе внезапных, проводимых без уведомления. Часть из них прошла в Западном военном округе, близко к территории НАТО. В ходе текущего кризиса российские официальные лица и эксперты уже подтверждали активизацию российских военно-воздушных сил, в том числе применение самолетов-разведчиков и дальней стратегической авиации. Кроме того, Россия развернула дополнительные морские, воздушные, противовоздушные и противокорабельные ракетные части в Крыму.

НАТО отреагировала на ухудшение ситуации в Центральной и Восточной Европе усилением военного присутствия вдоль своей восточной границы. Был расширен масштаб патрульной миссии НАТО в районе Балтийского моря, увеличен контингент войск в регионе в порядке ротации; наращивается командно-штабная инфраструктура в регионе; обсуждается перспектива предварительного размещения вооружений. По официальным данным НАТО, в 2014 году были проведены 162 учения в рамках Программы боевой подготовки и учений, что в два раза превысило изначально запланированное число. Наряду с 40 дополнительными учениями, инициированными отдельными государствами, эти мероприятия являются частью общей программы НАТО, направленной на демонстрацию союзникам решимости альянса удерживать ситуацию под контролем.

Подобные тенденции со стороны как России, так и НАТО получили дальнейшее развитие в 2015 году.

Вызовы

Члены нашей рабочей группы не проводили совместную оценку мотивов такого развертывания сил и средств, но даже если бы это было сделано, мы вряд ли смогли бы выработать единую трактовку происходящего.

Тем не менее мы достигли согласия по двум достаточно важным вопросам. Во-первых, и Россия, и НАТО, судя по всему, рассматривают развертывание дополнительных сил и средств, а также активизацию учений как необходимые шаги для обеспечения своей безопасности. Каждая из сторон убеждена в том, что ее действия оправданы ухудшением обстановки. Во-вторых, запущен цикл действий и противодействий, который будет трудно остановить.

Есть мнение, что это нарастание напряженности еще контролируемо, и профессионализм военнослужащих страхует от любых нежелательных последствий. Возможно, это так. Однако нужно понимать, что речь идет об отношениях между ядерной державой, с одной стороны, и ядерным альянсом — с другой. И отношения эти развиваются в обстановке возросшего недоверия и значительной напряженности. История изобилует примерами международных кризисов и противоречий, которые по инерции выливались в конфликты, даже если ни одна из сторон этого не желала. Это не значит, что мы находимся в том же положении, в котором оказалась Европа в 1914 году. Но нужно быть слишком оптимистичным политиком, чтобы не извлечь максимум уроков из общей истории нашего континента и не сделать все возможное для того, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.

Представляется, что текущая ситуация несет угрозу опасного просчета или случайности, которые способны привести к дальнейшему усугублению кризиса или даже к открытому военному противостоянию между Россией и Западом.

В июле 2014 года многие члены нашей рабочей группы уже отмечали опасность дальнейшего усугубления ситуации, призывая все стороны к повышению уровня взаимодействия между военными ведомствами сторон, проявлению политической и военной сдержанности как в собственных действиях, так и по мере возможности оказывая сдерживающее влияние на своих союзников и партнеров.

Североатлантический альянс публично заявил о том, что каналы взаимодействия между Верховным главнокомандующим Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, главой Военного комитета НАТО и Начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации открыты и доступны ежедневно и круглосуточно. В НАТО подробно обсуждается вопрос предотвращения опасных инцидентов; поднимался он и в ходе недавних встреч Генерального секретаря НАТО с постоянным представителем России при НАТО и Министром иностранных дел РФ. Эти усилия важны, однако останавливаться на достигнутом нельзя.

Наши предложения

Нам представляется необходимым срочный созыв Совета Россия—НАТО для обсуждения перспектив заключения меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией касательно правил поведения, обеспечивающих безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве. Подобное соглашение было подписано США и Китаем в конце 2014 года для «поддержания соблюдения существующих международных законов и норм, повышения оперативной безопасности на море и в воздухе, укрепления взаимного доверия, а также разработки новой модели отношений между военными ведомствами обеих сторон». Переговоры по многостороннему соглашению между Россией и НАТО могут вестись параллельно с переговорами по аналогичным соглашениям между Россией и странами — членами НАТО или их партнерами.

Американо-китайским соглашением установлены принципы и процедуры взаимодействия, которые должны соблюдаться при контактах военно-морских и военно-воздушных судов, в том числе обязательство каждой из сторон своевременно предупреждать другую сторону об опасности в случае проведения учений или стрельб вблизи возможного расположения военно-морских или военно-воздушных судов другой стороны. Соглашением также установлен ряд правил, направленных на установление атмосферы взаимного доверия, — в частности, обязательство своевременно сообщать о планируемых маневрах военно-морских и военно-воздушных судов при проведении операций. Приводится и перечень действий, которых следует избегать, среди которых, в частности, имитация нападения путем наведения орудий, ракет, торпедных аппаратов и других вооружений на встречные военно-морские или военно-воздушные суда. В соглашении указаны радиочастоты, используемые для коммуникации, а также приводится словарь сигналов, которые следует применять в случае затруднений при вербальном общении между командным составом или капитанами судов. Отдельным положением каждой стороне предписано проводить ежегодные встречи под председательством представителей высшего командного состава для анализа всех событий, связанных с имплементацией соглашения в прошедшем году.

В рамках двусторонних отношений между США и СССР (и Россией как его преемницей) были заключены как минимум два подобных соглашения. Это Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (1972 год) и Соглашение о предотвращении опасной военной деятельности (1989 год).

На фоне растущей военной активности в Евроатлантическом регионе и увеличения числа военных инцидентов такое соглашение между НАТО и Россией крайне необходимо. Оно требуется для предотвращения инцидентов и возможных просчетов, которые могут привести к нарастанию напряженности, а в худшем случае – к конфронтации. Кроме того, уже на ранних этапах переговоров было бы полезно привлечь к обсуждению проекта соглашения Швецию и Финляндию, поскольку эти страны тоже подвергаются опасности, связанной с ростом военной активности в районе Балтийского моря.

Подписавшие данное заявление убеждены в том, что достижению этой цели должно быть уделено приоритетное внимание. Эта мера может казаться бюрократической и технической, однако от нее может зависеть будущее безопасности в Евроатлантическом регионе.


Подписали:

Члены Рабочей группы

  • Игорь Иванов, бывший министр иностранных дел России, президент Российского совета по международным делам, член-корреспондент РАН (сопредседатель Рабочей группы)
  • Десмонд Браун, бывший министр обороны Великобритания (сопредседатель Рабочей группы)
  • Адам Даниэль Ротфельд, бывший министр иностранных дел Польши (сопредседатель Рабочей группы)
  • Вячеслав Трубников, генерал армии в отставке, Чрезвычайный и Полномочный Посол России, вице-президент РСМД
  • Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), член РСМД
  • Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, член РСМД
  • Малколм Рифкинд, бывший министр иностранных дел и обороны Великобритании
  • Фолькер Рюэ, бывший министр обороны ФРГ
  • Тарья Кронберг, депутат Европейского парламента, бывший директор филиала Копенгагенского института исследований мира в Финляндии
  • Ана Паласио, бывший министр иностранных дел Испании
  • Оздем Санберк, директор Организации международных стратегических исследований, бывший постоянный заместитель министра иностранных дел и бывший главный советник премьер-министра Турции по внешней политике (сопредседатель Рабочей группы)
  • Поль Килес, бывший министр обороны Франции
  • Энтони Брентон, бывший посол Великобритании в России
  • Хикмет Четин, бывший министр иностранных дел Турции, бывший заместитель премьер-министра Турции

Великобритания

  • Чарльз Кларк – Бывший министр внутренних дел Великобритании;
  • Мензис Кэмпбелл – Бывший лидер Партии либеральных демократов (ПЛД);
  • Ник Харви – Бывший министр по делам вооруженных сил Великобритании;
  • Джон Керр – Бывший посол Великобритании в США и ЕС;
  • Джон Макколл – Вице-губернатор Джерси, бывший заместитель Верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе;
  • Том Маккейн – Бывший начальник управления по стратегическим вопросам и проблемам безопасности Министерства обороны Великобритании;
  • Дэвид Рэмсботэм – Генерал армии в отставке, бывший генерал-адъютант;
  • Дэвид Ричардс – Бывший глава вооруженных сил Великобритании;
  • Дэвид Трисман – Бывший заместитель министра иностранных дел Великобритании;
  • Уильям Уоллэс – Спикер от Партии либеральных демократов в Палате лордов;
  • Алан Уэст – Бывший первый морской лорд — начальник морского штаба (главнокомандующий) Королевских ВМС Великобритании;

Франция

  • Ален Кольдефи - Бывший главный военный инспектор вооруженных сил Франции;
  • Бернар Норлен - Бывший командующий ПВО Франции, бывший командующий боевой авиацией ВВС Франции;
  • Ален Ришар – Бывший министр обороны Франции;
  • Мишель Рокар – Бывший премьер-министр Франции;

Германия

  • Вольфганг Ишингер - Председатель Мюнхенской конференции по безопасности;
  • Ангела Кейн – Бывший высокий представитель ООН по вопросам разоружения;
  • Катя Койль – Депутат Бундестага Германии и член Комитета по вопросам обороны;
  • Уолтер Колбоу – Бывший заместитель министра обороны Германии;
  • Клаус Науманн – Бывший начальник Генерального штаба ВС Германии, бывший председатель Военного комитета НАТО;
  • Клаус Виттман – Генерал ВС Германии в отставке, старший научный сотрудник Аспенского Института;
  • Ута Цапф – Бывший председатель подкомитета по разоружению, контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия Бундестага Германии;

Россия

  • Александр Бессмертных – Министр иностранных дел СССР (1991 г.);
  • Анатолий Дьяков – Директор Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ;
  • Борис Панкин – Министр иностранных дел СССР (1991 г.);
  • Сергей Рогов – Директор Института США и Канады РАН;

Италия

  • Джанкарло Арагона – Бывший генеральный секретарь ОБСЕ;
  • Паоло Котта-Рамузино - Генеральный секретарь Пагуошского движения;
  • Карло Трецца – Бывший посол Италии в Республике Корея, специальный посланник Италии по вопросам разоружения и нераспространения, председатель Режима контроля за ракетными технологиями (покидает пост);
  • Карло Шаерф – Бывший профессор физики Римского университета «Tor Vergata»;
  • Стефано Сильвестри – Бывший заместитель министра обороны Италии, президент Института международных отношений;

Турция

  • Мустафа Айдын – Председатель Совета по международным отношениям Турции;
  • Вагит Эрдем – Бывший глава турецкой делегации в Парламентской ассамблее НАТО;
  • Фарук Логоглу – Бывший посол Турции в США;

Швеция

  • Ханс Бликс – Бывший министр иностранных дел Швеции, бывший генеральный директор МАГАТЭ;
  • Рольф Экеус – Бывший посол Швеции в США, бывший посол Швеции на Конференции по разоружению и бывший председатель Специальной комиссии ООН по Ираку;
  • Хенрик Саландер – Бывший посол Швеции на Конференции по разоружению, бывший генеральный секретарь Комиссии ООН по оружию массового уничтожения;

Финляндия

  • Яакко Илониеми – Бывший посол Финляндии в США, бывший посол Финляндии на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе;
  • Юхани Каскеала – Бывший командующий вооруженными силами Финляндии;
  • Раймо Вяюрюнен - Бывший руководитель Академии наук Финляндии;
  • Яакко Бломберг - Бывший посол Финляндии в Канаде и Эстонии;

Польша

  • Славомир Дембский - Директор Центра польско-российского диалога и согласия;
  • Януш Онышкевич – Бывший министр обороны Польши, председатель исполнительного совета Евроатлантической ассоциации;

Нидерланды

  • Лоренс Бринкхорст – Бывший министр экономики Нидерландов;
  • Яап де Хооп Схеффер – Бывший генеральный секретарь НАТО, бывший министр иностранных дел Нидерландов;

Норвегия

  • Гру Брундтланд – Бывший премьер-министр Норвегии, бывший генеральный директор Всемирной организации здравоохранения;

Португалия

  • Рикардо Батишта Лейте – Депутат Парламента Португалии;

Дания

  • Уффе Эллеманн-Йенсен Бывший министр иностранных дел Дании;

Грузия

  • Тедо Джапаридзе– депутат и председатель Комитета по внешним связям Парламента Грузии;

Чешская Республика

  • Ян Каван – Бывший заместитель премьер-министра и бывший министр иностранных дел Чешской Республики, бывший председатель Генеральной Ассамблеи ООН;

Испания

  • Нарсис Серра – Бывший министр обороны и бывший заместитель премьер-министра Испании;
  • Хавьер Солана – Бывший Генеральный секретарь НАТО, бывший Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности, бывший министр иностранных дел Испании;

Венгрия

  • Янош Мартоньи – Бывший министр иностранных дел Венгрии ;

Албания

  • Фатмир Медиу – Бывший министр обороны Албании;

Болгария

  • Соломон Пасси – Бывший председатель Совета Безопасности ООН, бывший министр иностранных дел Болгарии;
  • Тодор Тагарев – Бывший министр обороны Болгарии;

Румыния

  • Иоан Паску – Вице-председатель Европейского парламента, заместитель председателя комитета по иностранным делам Европейского парламента;

Австрия

  • Вольфганг Петрич – Бывший специальный посланник ЕС в Косово, бывший высокий представитель ООН в Боснии и Герцеговине;

Хорватия

  • Иво Шлаус – Бывший депутат, бывший член Комитета по международным делам Парламента Хорватии;

Сербия

  • Горан Свиланович  - Генеральный секретарь Регионального совета по сотрудничеству;

Ирландия

  • Оуэн Мерфи  - Депутат Парламента Ирландии

 


 

* Документ публикуется от имени подписавших его лиц, а не от имени Рабочей группы в целом.