Павел Кошкин

К. филол. н., старший научный сотрудник Института США и Канады им. Г.А. Арбатова

Краткая версия

Тема массовых депортаций вызывает  значительный общественный резонанс в США из-за противоречивой тактики иммиграционной и таможенной полиции (Immigration and Customs Enforcement, ICE) в отношении нелегальных мигрантов. Для политических оппонентов Д. Трампа аббревиатура структуры ICE, обозначающая структуру, подчиняющуюся Министерству внутренней безопасности, стала символом ущемления прав и произвола.

Критика вызвана масштабными задержаниями мигрантов, внезапными рейдами по местам их проживания, а также слежкой за подозреваемыми в общественных пространствах. Усугубляют ситуацию ошибочные аресты граждан США, равно как и силовое подавление общественных демонстраций против иммиграционной политики Белого дома, вплоть до убийства активистов. За последнее время случаи с летальным исходом участились, особенно в г. Миннеаполис (штат Миннесота), где продолжаются гражданские протесты, а концентрация агентов ICE достаточно высока.

Разумеется, подобная практика, активно освещаемая в медиа, негативно сказывается на репутации не только президентской администрации, но и целого государства. В перспективе возрастают риски радикализации общества, что может предопределить электоральную борьбу демократов и республиканцев. Обе партии используют сюжет вокруг деятельности ICE в качестве инструмента взаимной дискредитации.

Нынешний глава Белого дома ходит по тонкому льду. На фоне подготовки к промежуточным выборам в Конгрессе, которые состоятся в ноябре 2026 г., и президентской кампании 2028 г. не исключен тактический разворот — смягчение риторики и дистанцирование от наиболее резонансных инцидентов, чтобы сохранить поддержку электората и не стать обузой для собственной партии. Вероятно, администрация вновь прибегнет к изощренным формулировкам, сочетающим выборочные извинения с перекладыванием ответственности на оппонентов в рамках предвыборной информационной войны. Однако на данном этапе демократы обладают преимуществом на фоне усталости населения от депортационных рейдов и подавления мирных демонстраций. Оппозиция вряд ли упустит возможность подорвать и без того шаткие рейтинги республиканцев, которые вполне могут проиграть выборы именно из-за неспособности нейтрализовать критику и, прежде всего, широкого резонанса вокруг убийств американских активистов агентами ICE.

Помимо внутриполитических последствий, Вашингтон сталкивается и с серьезными репутационными потерями на международной арене. Особенно показательно с учетом того, что со времен Б. Обамы США позиционировали себя образцовым государством в плане соблюдения прав человека и регулярно критиковали «авторитарные» страны за подавление протестов и жестокое обращение с активистами. Теперь геополитические конкуренты — Россия, Китай, ряд стран Ближнего Востока — получили возможность предъявить Вашингтону аналогичные претензии. В сухом остатке остается значительная эрозия международного имиджа США.

Таким образом, политика администрации Белого дома не только углубляет раскол среди населения и дестабилизирует внутриполитическую ситуацию в стране в целом, но и подрывает достижения американской «мягкой силы». Довольно симптоматичным и символическим представляется отъезд многих голливудских звезд из США в другие страны, преимущественно европейские. То же самое можно заключить и о внезапных призывах экс-главы FIFA Зеппа Блаттера и швейцарского юриста Марка Пиета бойкотировать Чемпионат мира по футболу в 2026 г. из-за иммиграционной политики Д. Трампа и насильственного подавления протестов.     

Полная версия

Тема массовых депортаций вызывает значительный общественный резонанс в США из-за противоречивой тактики иммиграционной и таможенной полиции (Immigration and Customs Enforcement, ICE) в отношении нелегальных мигрантов. Для политических оппонентов Д. Трампа аббревиатура ICE, обозначающая структуру, подчиняющуюся Министерству внутренней безопасности, стала символом ущемления прав и произвола.

Критика вызвана масштабными задержаниями мигрантов, внезапными рейдами по местам их проживания, а также слежкой за подозреваемыми в общественных пространствах. Усугубляют ситуацию ошибочные аресты граждан США, равно как и силовое подавление общественных демонстраций против иммиграционной политики Белого дома, вплоть до убийства активистов. За последнее время случаи с летальным исходом участились, особенно в г. Миннеаполис (штат Миннесота), где продолжаются гражданские протесты, а концентрация агентов ICE достаточно высока ( ответственность на либеральную оппозицию за подстрекательство к насилию и неповиновению представителям власти. Президент не исключил применения армии или Национальной гвардии для нейтрализации протестов, ссылаясь на закон о противодействии мятежу (Insurrection Act), который использовался президентами около 30 раз в истории, в том числе демократами. Одновременно администрация запустила рычаги давления: Министерство юстиции начало расследование в отношении губернатора Т. Уолца и мэра Миннеаполиса Дж. Фрея.

Одновременно Д. Трамп демонстрирует солидарность с подвергающейся критике иммиграционной полицией, утверждая, что жертвы спровоцировали трагедию своим агрессивным поведением. Хотя в его риторике иногда прослеживаются попытки выразить сожаление перед родственниками погибших — скорее, из репутационных и электоральных соображений. Например, узнав, что родители Рене Гуд якобы были его сторонниками, он признал ошибки со стороны агентов ICE. Однако после убийства Алекса Претти вернулся к оборонительной позиции, заявив, что у жертвы в руках был заряженный пистолет. Журналисты либеральной газеты New York Times, опираясь на видеозаписи, опровергли эту информацию, утверждая, что погибший держал в руках смартфон, а не оружие.

В результате президент США вынужден был пойти на попятную. 26 января он созвонился с Т. Уолцем и договорился о сокращении количества правоохранителей, занимающихся депортациями. Позже эти обещания были частично реализованы. Однако агенты ICE, застрелившие мирных американцев, пока не понесли ответственности вопреки требованиям негодующей общественности. Не был уволен и руководитель Пограничного патруля США Грегори Бовино, хотя журнал The Atlantic распространял подобные слухи. Также министр внутренних дел Кристи Ноэм сохранила за собой должность, хотя демократы давно призывают к ее отставке.

Протестные настроения

На этом фоне в США нарастают мятежные настроения, преимущественно в крупных либеральных городах. Десятки тысяч человек выходят на улицы, чтобы выразить свою гражданскую позицию. В этом плане убийство Р. Гуд и А. Претти можно сравнить с аналогичным инцидентом в 2020 г. в том же Миннеаполисе, когда белый полицейский Дерек Шовин по неосторожности задушил коленом афроамериканца Джорджа Флойда во время задержания. Начались общенациональные демонстрации, сопровождающиеся насилием и столкновениями с правоохранительными органами. Сегодня ситуация развивается по схожему сценарию, хотя пока и в меньших масштабах. Однако дальнейшая эскалация и радикализация протестов — лишь вопрос времени.

В этих условиях ряд экспертов, особенно в академической среде, предостерегает о рисках столкновения федеральных и региональных военных сил, вплоть до новой «гражданской войны». В частности, профессор Клэр Финекльштейн из Университета Пенсильвании назвала недавние инциденты в Миннесоты потенциальными триггерами, которые теоретически способны приблизить страну к точке невозврата. Примечательно, что схожий социальный эксперимент она проводила в своем университете еще накануне президентских выборов 2024 г.

Международный резонанс

События в США вызывают серьезную обеспокоенность и у международных правозащитных организаций. Среди них — базирующиеся в Германии правозащитные организации. В своих докладах эти структуры единодушно осуждают «авторитарные», по их оценке, методы американских властей в реализации иммиграционной политики и в тактике подавления гражданских протестов.

Особое внимание привлекает заявление Верховного комиссара ООН по правам человека Волкера Тюрка. 23 января 2026 г. он раскритиковал Белый дом за «коллективную дегуманизацию» мигрантов и уже ставшее рутиной жестокое обращение с ними. Он констатировал растущую статистику по смертям среди беженцев в изоляторах ICE и потребовал проведения «независимого и прозрачного расследования» этих случаев. В. Тюрк также призвал американские власти соблюдать международные стандарты в области прав человека, включая запрет на дискриминацию по признаку происхождения, произвольные задержания и принудительное разлучение семей. Отдельно комиссар указал на проблему незаконных депортаций, в результате которых из страны выдворялись лица, имевшие законные основания для пребывания.

Осуждают Д. Трампа и латиноамериканские лидеры. Например, президент Мексики Клаудиа Шейнбаум неоднократно упрекала главу Белого дома за стигматизацию и демонизацию беженцев, дискриминационное отношение к ним. Мексиканский лидер напомнила коллеге, что США — нация мигрантов и мексиканцы играют важную роль в экономике Соединенные Штатов.

Каковы последствия?

Согласно опросам Associated Press и центра NORC, число сторонников иммиграционной политики администрации Д. Трампа среди американцев снизилось примерно с 50% до 38%. Рейтинг одобрения самого президента остается нестабильным, колеблясь в пределах 40–41%.

Даже часть политических союзников и доноров Д. Трампа проявляет скепсис, отмечая непоследовательность в его попытках оправдать действия сотрудников ICE необходимостью самообороны против «вооруженных активистов». Тревожным сигналом для Белого дома стали заявления Национальной стрелковой ассоциации и других влиятельных оружейных лоббистов — одной из ключевых электоральных баз республиканцев, — которые потребовали провести расследование вокруг обстоятельств убийства Алекса Претти. По их логике, право на ношение оружия не должно становиться поводом для его физического устранения.

Поэтому нынешний глава государства ходит по тонкому льду. На фоне подготовки к промежуточным выборам в Конгрессе, которые состоятся в ноябре 2026 г., и президентской кампании 2028 г. не исключен тактический разворот — смягчение риторики и дистанцирование от наиболее резонансных инцидентов, чтобы сохранить поддержку электората и не стать обузой для собственной партии. Вероятно, администрация вновь прибегнет к изощренным формулировкам, сочетающим выборочные извинения с перекладыванием ответственности на оппонентов в рамках предвыборной информационной войны. Однако на данном этапе демократы обладают преимуществом на фоне усталости населения от депортационных рейдов и подавления мирных демонстраций. Оппозиция вряд ли упустит возможность подорвать и без того шаткие рейтинги республиканцев, которые вполне могут проиграть выборы именно из-за неспособности нейтрализовать критику и, прежде всего, широкого резонанса вокруг убийств американских активистов агентами ICE.

Помимо внутриполитических последствий, Вашингтон сталкивается и с серьезными репутационными потерями на международной арене. Особенно показательно с учетом того, что со времен Б. Обамы США позиционировали себя образцовым государством в плане соблюдения прав человека и регулярно критиковала «авторитарные» страны за подавление протестов и жестокое обращение с активистами. Теперь геополитические конкуренты — Россия, Китай, ряд стран Ближнего Востока — получили возможность предъявить Вашингтону аналогичные претензии. В сухом остатке остается значительная эрозия международного имиджа США.

Эту тенденцию подтверждают данные опросов. Согласно исследованию информационного агентства Reuters и аналитического центра Pew Research Center, после возвращения Д. Трампа к власти в 2025 г. благоприятное отношение к США в 37 странах снизилось до 49% (в 2016 г. этот показатель составлял около 64%). Более масштабный опрос Альянса демократий (Alliance of Democracies), охвативший более 111 тыс. респондентов в 100 странах, показывает, что с 2024 г. отношение к США ухудшилось примерно на 30%, и их показатели теперь ниже, чем у Китая.

Таким образом, политика администрации Белого дома не только углубляет раскол среди населения и дестабилизирует внутриполитическую ситуацию в стране в целом, но и подрывает достижения американской «мягкой силы». Довольно симптоматичным и символическим представляется отъезд многих голливудских звезд из США в другие страны, преимущественно европейские. То же самое можно заключить и о внезапных призывах экс-главы FIFA Зеппа Блаттера и швейцарского юриста Марка Пиета бойкотировать Чемпионат мира по футболу в 2026 г. из-за иммиграционной политики Д. Трампа и насильственного подавления протестов.