Александр Пивоваренко

К.и.н., старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, старший научный сотрудник Института диаспоры и интеграции, автор телеграм-канала «Далматинская фактория»

Краткая версия

Отношение к Празднику Победы на Балканах в лучшем случае можно назвать положительно-нейтральным. Этот день, безусловно, существует в общественном и медиапространстве. Памятные мероприятия проводятся, речи произносятся. В лентах новостей присутствуют репортажи о большом военном параде в Москве, однако интерес он вызывает скорее в контексте геополитической мощи современной России. Практически нигде на Балканах праздник 9 мая не занимает важного места в календаре.

Полная версия

Отношение к Празднику Победы на Балканах в лучшем случае можно назвать положительно-нейтральным. Этот день, безусловно, существует в общественном и медиапространстве. Памятные мероприятия проводятся, речи произносятся. В лентах новостей присутствуют репортажи о большом военном параде в Москве, однако интерес он вызывает скорее в контексте геополитической мощи современной России.

Наиболее заметные мероприятия проходят в Белграде. Верховное военное и политическое руководство возлагает венки на горе Авала у Памятника неизвестному герою (воздвигнут в честь погибших в Первой мировой войне) и Монумента советским ветеранам войны. Проходят церемонии у памятника советскому воину-освободителю и у мемориального комплекса павшим воинам. Вечером над Калемегданом, старинной крепостью в сердце сербской столицы, – скромный, но праздничный салют.

Однако практически нигде на Балканах праздник 9 мая не занимает важного места в календаре. Везде, кроме Республики Сербской, этот день остается рабочим. Статус государственного праздник имеет лишь в Сербии и Боснии и Герцеговине. Неудивительно, что только лидеры этих государств (Томислав Николич, Милорад Додик, а также лидер боснийских мусульман Бакир Изетбегович, как и президент Македонии Георге Иванов) заявили о безоговорочном намерении приехать в Москву на 9 мая, в отличие от своих коллег из Черногории, Хорватии или Болгарии.

Даже самые торжественные мероприятия на Балканах, как по наблюдениям автора, так и по мнению его сербских коллег, не имеют такого значения, которое имеет Праздник Победы для России. На это существует ряд причин:

  • Сложный характер военных событий на Балканах и прежде всего на территории Югославии;
  • Наличие других памятных дат и событий Второй мировой войны;
  • Большое значение других событий в истории, вокруг которых сформирован общественный консенсус;
  • Большое значение религиозных и народных праздников;
  • Попытки руководства балканских стран придать празднику нейтральный, политкорректный статус;
  • Наличие тесных исторических и культурных связей с Россией.

Идеологическая сложность

www.novosti.rs
День Антифашистского вече народного
освобождения Югославии АВНОЮ
в г. Яйце, Босния

В силу непростого характера Второй мировой войны на Балканах, вызванного политическими, идеологическими, этнорелигиозными и идеологическими причинами, здесь не было четкой линии фронта и классических правых и виноватых.

В войну 6 апреля 1941 г. вступило одно государство (королевская Югославия), а вышло из нее другое (социалистическая Югославия, СФРЮ). В регионе действовали немецкие, итальянские, венгерские, болгарские оккупационные войска. Сторонами конфликта стали королевское правительство, превратившееся в правительство в изгнании, и гражданские администрации оккупированных Сербии и Словении, руководители которых сочли путь коллаборационизма единственной возможностью облегчить положение населения. Широкую известность получило усташское Независимое государство Хорватия[1]. В конфликте приняло также участие сербско-национальное движение четников[2] Дражи Михайловича (равногорское движение) и интернациональное партизанское движение Тито. Распространена была и практика «тактического коллаборационизма», когда та или иная сторона, ведущая «освободительную борьбу», заключала соглашение с оккупационными силами для получения тактического преимущества на местности.

В силу непростого характера Второй мировой войны на Балканах, вызванного политическими, идеологическими, этнорелигиозными и идеологическими причинами, здесь не было четкой линии фронта и классических правых и виноватых.

Таким образом, война на Балканах носила сложный характер, принимая черты как национально-освободительного движения, так и гражданского конфликта. В результате победы коммунистического партизанского движения его идеологические противники из числа тех, кто сумел избежать политических репрессий, были вынуждены покинуть страну. Проведя более четырех десятилетий в эмиграции, они получили возможность вернуться домой только после распада СФРЮ и образования на ее месте национальных государств, где были приняты новыми элитами. Это объективно подразумевало пересмотр социалистической концепции победы и проведение новой общественной дискуссии. Однако благодаря распаду единого государства и становлению молодых республик, а также появлению мощного буфера демократии, разделившего правый и левый лагеря, старый идеологический спор оказался заморожен, что называется, «до лучших времен». Все это объективно способствовало усложнению отношения к празднику и снижению его значения.

Памятные даты

Война на Балканах носила сложный характер, принимая черты как национально-освободительного движения, так и гражданского конфликта.

Важно и то, что в истории Второй мировой войны в Югославии были не менее, а то и более значимые события, из-за чего отсутствует логическая привязка торжеств именно к дню 9 мая. К ним относятся даты освобождения крупных городов: Белграда (12-20 октября 1944 г.), Сараево (5 апреля 1945 г.), Любляны и Загреба (8 и 9 мая). Важной памятной датой считается и прорыв Сремского фронта 12 апреля 1945 г. Помимо этого, в социалистической Югославии отмечались также дни образования народных освободительных антифашистских вече – югославского (АВНОЮ) и республиканских: Антифашистского вече Хорватии (ЗАВНОХ), Антифашистской скупщины Сербии (АСНОС), Черногорской антифашистской скупщины (ЦАСНО) и др. Эти даты имели большое значение, так как именно республиканские вече стали прообразом республик, вошедших в 1945 г. в СФРЮ. Значение этих событий столь сильно, что многие и сегодня в их годовщине видят повод достать флаг с красной звездой и надеть знаменитую «титовку», как и 4 мая – в годовщину смерти югославского лидера.

Если же мы возьмем современные государства, то увидим, что в их календарях присутствуют совершенно иные праздничные даты. Отмечаются даты начала антифашистского восстания (22 июня – День антифашистской борьбы в Хорватии, 11 октября – в Македонии). В Словении существует День борьбы против оккупации (27 апреля). Памятной датой остается и 15 мая – годовщина реального окончания боевых действий в Югославии. Однако поскольку все эти дни принадлежат к социалистическому концепту Победы, они не разделяются представителями других идеологических лагерей. Так, в Хорватии отмечаются дни памяти жертв коммунистических репрессий. А в Сербии потомки четников, воевавших как против оккупантов, так и против партизан Тито, отмечают майские праздники собственным шествием в местах, где возникло движение весной 1941 г.

www.radioposavina.com
В. Путин на торжественных мероприятиях в
Белграде, 16 октября 2014 г.

Что же касается военных парадов, то нужно вспомнить, что в СССР и СФРЮ 9 мая они проводились только в связи с круглыми датами (в СССР – в 1965, 1975, 1985, 1990 гг.; в СФРЮ – в 1965, 1970, 1975, и 1985 гг.). Наряду с этим существовали другие «парадные» дни (1 мая, 7 ноября в СССР; 20 октября в СФРЮ). Традиция 9 мая как дня ежегодного Парада Победы была заложена в новой России, где за двадцать лет относительной политической стабильности она приобрела самостоятельность и собственное значение. В бывшей СФРЮ появление подобной традиции было невозможно, что стало еще одной причиной понижения значения праздника.

Народная память и национальное примирение

Наконец, в истории балканских стран существуют даты и события, объективно более важные для формирования общественного консенсуса. Это прежде всего дни государственности и независимости. Они связаны как с независимостью недавно обретенной (большинство республик бывшей Югославии), так и с событиями национально-освободительной борьбы XIX в. (Болгария, Сербия, Республика Сербская, Македония). В Сербии таким событием считается также Первая мировая война. Памятной и объединяющей общество датой остается годовщина начала агрессии НАТО (24 марта 1999 г.), несмотря на все более откровенные попытки политического руководства смягчить негативное отношение сербов к бомбардировкам.

Наиболее удобным для элит балканских государств может стать придание празднику более нейтрального статуса.

В этой связи необходимо сказать о военном параде «Шаг победителя», который впервые за 29 лет прошел по Белграду 16 октября 2014 г. Парад, приуроченный к 70-летию освобождения города и 100-летию начала Первой мировой войны, выглядел не только как разовая акция, направленная на укрепление престижа нынешнего руководства Сербии, но и как попытка утвердить собственный день воинской славы, сопоставимый с 9 мая в России. Присутствие на параде президента Российской Федерации и участие представителей вооруженных сил Сербии в московском параде — важный шаг в этом направлении.

Подобное происходит и в других республиках. Примером особого отношения к военной памяти остается Хорватия. В этой стране существует своя собственная Отечественная война (Domovinski rat) — война за независимость 1991–1995 гг. Вокруг победы в этой войне строится идеология современного государства, а дни 1–3 мая и 4–7 августа, когда хорватская армия провела решающие операции по восстановлению территориальной целостности страны (операция «Молния» и операция «Буря»), считаются национальными днями победы[3]. Кстати, именно в мае (28 мая 1991 г. и 30 мая 1995 г.) состоялись два наиболее значимых смотра хорватской армии.

Освобождение Загреба 1945 г.

В связи с событиями 1991–1995 гг. неизбежно возникает тема отношения ко Второй мировой войне в Хорватии. Радикально-националистическая деятельность усташей серьезно скомпрометировала хорватский государственный проект, возродившийся в 1990-е годы. Чтобы избежать обвинений в возрождении радикального национализма, была изобретена формула, согласно которой война стала трагедией хорватского народа разделенного левой и правой тоталитарной идеологиями, а установление демократии в 1991 г. открыло дорогу к примирению и объединению общества. Это позволило обойти негативные исторические ассоциации, обосновать право на независимость и территориальную целостность и дать удобное объяснение коллаборационизму военных лет, что было важно с точки зрения обретения поддержки хорватской диаспоры за рубежом, обладавшей значительными финансовыми и политическими ресурсами. Что важно: пересматривая события прошлого ради целей настоящего, Загреб никогда не отказывался от официальной преемственности с социалистической Хорватией и от пафоса победы над фашизмом. Другое дело, что со временем войну 1941–1945 гг. вытеснила в национальном сознании на второй план война 1991–1995 гг., в отношении которой у хорватов нет принципиальных разногласий.

Следует отметить, что в этом году отношение к 9 мая в черногорском государстве приобрело геополитическое осмысление.

Сегодня, на фоне обсуждений, кто из мировых лидеров приедет 9 мая в Москву, вспоминается история с приглашением президента Хорватии Франьо Туджмана на парад победы 1995 г., который состоялся через несколько дней после начала операции «Молния» в Западной Славонии. Решение российского руководства, способствовавшее развитию дипломатических отношений, было критически встречено значительной частью общества, сочувствовавшей сербам и воспринимавшей военную операцию как повторение антисербских репрессий Второй мировой войны. Для самого же президента Хорватии (к слову, воевавшего на стороне Тито и ставшего генералом ЮНА) приглашение в Москву имело большое значение, так как, по его мнению, означало признание хорватского концепта Второй мировой войны со стороны государства, внесшего большой вклад в дело борьбы с фашизмом. Данные нюансы важны не только в контексте решения преемницы Туджмана на президентском посту, Колинды Грабар-Китарович, отказаться от поездки в Москву 20 лет спустя, но и для понимания, почему события мая 1945 года не могут иметь для хорватов однозначного и первоочередного значения.

www.telegraf.rs
Последний военный парад ЮНА, 1985 г.

Между тем 5 августа 2015 года в Загребе состоится собственный военный парад, посвященный двадцатой годовщине победы Хорватии в войне 1995 г. Не стоит сомневаться, что перед его организаторами ставится задача превзойти парад в Белграде.

Переосмысление

Пример Хорватии, наиболее яркий на пространстве бывшей Югославии, показывает, что праздник 8–9 мая на Балканах слишком неоднозначен для того, чтобы стать универсальным идеологическим императивом, и недостаточно заметен по отношению к другим событиям национального значения. По этой причине наиболее удобным для элит балканских государств может стать придание празднику более нейтрального статуса как дня европейского примирения и единства, приуроченного к годовщине Декларации Шумана (1950 г.). И это уже происходит. 9 мая отмечается годовщина присоединения к ЕС в Словении. Мероприятия под европейским флагом проводятся в этот день и в Сербии — пока еще скромные, но политики все увереннее говорят о правильности евроатлантического курса. В Скопье (Македония) на центральную площадь выходят национальные оркестры. В Черногории проходят фестивали молодежи и студентов под европейскими флагами, а также спортивные мероприятия. Следует отметить, что в этом году отношение к 9 мая в черногорском государстве приобрело геополитическое осмысление. Так, в конце апреля в городе Бар силами движения «Против войны — против НАТО» был установлен баннер, на котором изображен русский солдат, попирающий свастику и эмблему Североатлантического альянса. Другой баннер, с орденом Отечественной войны, на средства частной компании был установлен на трассе Будва — Тиват. Эта акция стала своего рода ответом на провокационные плакаты антироссийского и пронатовского содержания, появившиеся в конце 2014 г. Очевидно, придание значение этому не очень удобно черногорскому руководству, следующему евроатлантическим курсом.

www.in4s.net
Антифашистский и антинатовский плакат
в Черногории

Таким образом, если для России День Победы проникнут чувством гордости и национального единения, то на Балканах он не имеет такого значения. Вторая мировая война расколола общество, и дни 8-9 мая продолжают напоминать об этом расколе, на преодоление которого с 1991 г. были направлены значительные усилия. Отсюда и пафос антифашизма, национального, а с недавнего времени — и европейского примирения, остающийся актуальным во всех странах региона. Для прославления же освободительной борьбы и культивирования национальной памяти существуют другие праздники, связанные как с сюжетами столетней давности, так и с событиями совсем недавнего прошлого.

Автор благодарит Момира Нинковича (Институт современной истории, Белград, Республика Сербия) за консультации и помощь в подготовке статьи.

[1] Независимое государство Хорватия – марионеточное государство, созданное при поддержке стран Оси 10 апреля 1941 г. движением усташей. В результате массового террора усташей против этнических меньшинств (сербов, а также евреев и цыган) погибло или было насильно перемещено, по разным оценкам, от 200 тыс. до 1,3 млн. человек. См. подробнее: Беляков С.С. Усташи: между фашизмом и этническим национализмом. Екатеринбург, 2009; Фрейдзон В.И. История Хорватии. М., 2001; Djilas A. The Contested Country: Yugoslav Unity and Communist Revolution, 1919-1953. Cambridge, London, 1991.

[2] Четники – сербское национальное движение, возникшее в эпоху борьбы за освобождение от Османской империи. В Королевстве Сербия и первой Югославии к четникам относились представители офицерства и ветераны войн. Сам Михайлович был полковником королевской армии. В начале 1990-х гг. четники возродились в качестве православного национально-консервативного движения, имеющего подчеркнуто антизападный характер.

[3] Необходимо напомнить, что прямым следствием тех событий стал массовый исход сербского населения (более 250 тыс. человек) с территории Хорватии, в результате чего республика состоялась в качестве унитарного мононационального государства. См. подробнее: Гуськова Е.Ю. Независимая Хорватия с независимыми сербами // Югославия в XX веке. С. 780-801.