Хельсинкский Заключительный акт, или есть ли жизнь после 40?
Посол, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ (1996–1998 гг.)
Краткая версия
Сегодня Хельсинкский Заключительный акт уже не привлекает такого внимания, как в 1970 – 1980-е годы. В некоторых кругах даже полагают, что этот документ и его продолжения изжили себя. Однако достаточно даже поверхностного изучения событий, происходящих в Европе XXI века, чтобы прийти к противоположному выводу. В конце концов, в Хельсинкском Заключительном акте с самого начала декларируется общая цель «содействия улучшению отношений между ними [государствами-участниками] и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность».
Полная версия
Сразу после войны
По окончании Второй мировой войны не было подписано мирного договора, официально закрепляющего окончание военных действий в Европе и подтверждающего законность территориальных изменений на континенте. Единственным источником стали военные соглашения, поспешно заключенные державами-победительницами в отношении побежденных в этом конфликте – Германии и ее союзников. Едва закончилась война, как коалиция победителей разделилась на два непримиримых враждующих лагеря: с одной стороны США и их союзники из числа европейских демократических стран, с другой – Советский Союз со своими партнерами поневоле, оказавшимися к западу от его расширенных границ. Германию также разделили по территориально-идеологическому принципу, а Берлин стал горьким символом того, как вчерашние союзники превращаются во врагов, готовых к конфронтации. Ликование в Европе сменилось отчаянием, когда стало ясно, что Сталин не исключает дальнейшей экспансии на Запад. Тем временем американцы засобирались домой, а к западу от Рейна замаячил призрак голода и нищеты. 5 марта 1946 года Уинстон Черчилль, который к тому времени уже сложил с себя полномочия премьер-министра Великобритании, произнес в Вестминстерском колледже в Фултоне (штат Миссури) свою знаменитую речь: «Протянувшись через весь континент от Штеттина на Балтийском море до Триеста на Адриатике, на Европу опустился железный занавес. По ту сторону занавеса оказались все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София. Все эти знаменитые города с их населением оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю со стороны Москвы».
Соединенные Штаты быстро осознали всю сложность положения Западной Европы. План Маршалла, предложенный в 1947 году, сыграл решающую роль в восстановлении разрушенной экономики европейских стран, в том числе Федеративной Республики Германия, а создание в 1949 году военного союза НАТО послужило для демократических стран Западной Европы гарантией участия Вашингтона в европейской обороне . Благодаря примирению Франции и Германии в 1957 году был подписан Римский договор, положивший начало Европейскому сообществу. С появлением основы для укрепления сотрудничества между европейскими странами и установлением прочных связей с заокеанскими партнерами – США и Канадой, – государства Западной Европы вновь обрели уверенность. Идеологический раскол и опасность конфронтации по-прежнему сохранялись, но теперь появилась возможность противостоять угрозе силы: Западная Европа уже не чувствовала себя жалкой и одинокой. В 1955 году был подписан Варшавский договор – детище Советского Союза, с помощью которого он скорее хотел удержать своих сомнительных союзников, чем создать реальный противовес НАТО. Это событие лишь продемонстрировало беспокойство СССР: сложилась патовая ситуация, означавшая войну без победителей. Так вкратце можно описать обстоятельства начала холодной войны.
Смена тактики, если не стратегии
В 1950-е годы СССР самоуверенно заявлял о «неизбежности» победы марксизма-ленинизма над «загнивающим» капитализмом, но уже в 1960-е его риторика смягчилась. Новые обстоятельства вынуждали менять тактику, если не стратегию. Западная Европа вместе с США и Канадой стояла на прежних позициях, и сама эпоха диктовала необходимость примирения, а не противостояния. В то время главным лозунгом Москвы стала разрядка, а советская дипломатия начала добиваться пересмотра «архитектуры европейской безопасности». Нетрудно догадаться почему: дальнейшая территориальная экспансия была невозможна, коммунистическим партиям в Западной Европе не удалось добиться успехов из-за отсутствия поддержки избирателей, так что оставалось лишь укреплять уже завоеванные позиции. Советский Союз стал самым консервативным сторонником сохранения в Европе послевоенного статус-кво – он требовал официального признания международным сообществом законности новых границ на европейском континенте и, в первую очередь, законности разделения Германии. Советский подход к европейской безопасности, который, разумеется, послушно поддерживали государства-сателлиты СССР, вскоре трансформировался в официальный призыв к проведению региональной конференции. Это вписывалось в социалистическую традицию отдавать предпочтение форме перед содержанием. Призыв был подхвачен «прогрессивными» западными СМИ, принявшими за чистую монету щедрое, на первый взгляд, предложение Москвы заложить основу прочного «мира».
Запад реагировал осторожно и без особого энтузиазма. Ни европейцы, ни американцы не вынашивали планов пересмотра границ, установленных после Второй мировой войны, но и не видели необходимости в их дополнительном закреплении. По их мнению, Германия должна была оставаться разделенной, и их волновало лишь обеспечение свободы доступа в Западный Берлин из Центральной Европы. Кроме того, слова СССР никогда нельзя было принимать за чистую монету, а потребность западноевропейских стран в мире и безопасности в полной мере обеспечивало присутствие на континенте американских войск и вооружений, в том числе внушительного ядерного арсенала. Опустошенные войной страны уже находились на подъеме, экономическое сотрудничество между демократическими государствами Европы при содействии общеевропейских институтов в Брюсселе шло успешно и открывало новые перспективы. Какой смысл затевать обсуждение «мира» в советском стиле на помпезной и бессодержательной конференции?
Тем не менее во второй половине 1960-х годов советская инициатива заняла важное место в дипломатических отношениях Востока и Запада. Настоятельные призывы Москвы к проведению конференции убедили западные государства в том, что в обмен можно получить что-нибудь существенное, и они сосредоточили свое внимание на соблюдении прав человека и связанных с ними вопросах, зная, что страны соцлагеря в этом не сильны. Более того, к этой идее сразу проявили интерес различные страны, не входившие ни в один из враждующих блоков, – от прозападных «нейтральных» до склоняющихся к социализму «неприсоединившихся». Они полагали, что могут только выиграть от ослабления напряженности между двумя сверхдержавами и их сторонниками. Особую активность проявила Финляндия, которая почти чудом смогла противостоять советской агрессии и впоследствии была вынуждена лавировать между требованиями могущественного соседа, с которым ее связывала граница протяженностью 2000 км, и желанием своих граждан жить независимо, в соответствии с правилами западной демократии. Кое-где это балансирование насмешливо и несправедливо называли «финляндизацией», хотя в действительности оно свидетельствовало о решимости финнов придерживаться своих ценностей, прагматично приспосабливаясь к окружающим условиям. Финляндия стала незаменимым посредником при организации конференции и к тому же вложила в ее проведение огромные человеческие и материальные ресурсы. И конференция состоялась: 22 ноября 1972 года в университетском центре Диполи в пригороде Хельсинки собрались представители 33 европейских стран, а также США и Канады, которые провели «Хельсинкские консультации по вопросу созыва совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе», как официально называлось это мероприятие.
«Голубая книга»
«Голубая книга», выпущенная после консультаций в Диполи и содержавшая «Заключительные рекомендации» по организации и содержанию будущего Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), задала тон последовавших переговоров. Москва рассчитывала на то, что они будут недолгими – в идеале, не больше месяца, – и торжественно завершатся к концу 1972 года. Однако переговоры продлились до июня 1973 года. Повестка дня охватывала три детализированных раздела, или «корзины», как их называли участники совещания: «вопросы, относящиеся к безопасности в Европе», «сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» и «сотрудничество в гуманитарных и прочих областях». Совещание предполагалось провести в три этапа: переговоры на уровне министров, работа комитетов и итоговая встреча в верхах. При этом были известны сроки только двух первых мероприятий – июль и сентябрь 1973 года. В начале августа 1975 года руководители стран-участниц собрались в Хельсинки, чтобы утвердить Хельсинкский Заключительный акт. Такой график позволил добиться существенных результатов, которые в целом более соответствовали западным взглядам , чем социалистическим устремлениям. Итоговый документ можно было трактовать как признание послевоенного территориального устройства Европы: СССР и западные критики, осуждавшие реальную или предполагаемую слабость западных правительств в ведении дел с Москвой, считали его своей победой. Но текст соглашения был тщательно проработан и не содержал каких-либо положений, которые ранее не были одобрены международным сообществом и не предусматривались международным правом. Новыми были формулировки и направления, относящиеся к первой и третьей «корзинам», – к правам человека и их уважению как основы всеобщего мира и безопасности, подобные достижения вряд ли часто возможны в двусторонних и многосторонних переговорах по вопросам, аналогичным тем, что поднимались на СБСЕ. СССР, как и хотел, добился признания существующих границ, но согласившись обсуждать обязательства, связанные с достоинством человеческой личности, он привел в движение политический и идеологический механизм, который в итоге сыграл важную роль в его распаде. Лишь немногие, бросая вызов общему мнению, указывали на элементарные просчеты, допущенные Советским Союзом в ходе переговоров. И они были правы. Они прекрасно понимали недостатки советского восприятия действительности: преобладание «магического мышления», в котором слова определяют реальность, над насущными вопросами, волновавшими миллионы угнетенных и голодных граждан, ослепляло советских лидеров. Москва вскоре осознала масштаб допущенных ошибок и попыталась исправить их, заняв оборонительную позицию. На совещании государств СБСЕ в Белграде в 1977 – 1978 годах, первом после саммита в Хельсинки, СССР проявлял недоверие и недоброжелательность, отказывался признавать достижения по ранее утвержденным направлениям. Но было уже поздно. Хельсинкский Заключительный акт вступил в силу.
Хельсинкский процесс
Чтобы лучше понять значение СБСЕ тогда и сейчас, необходимо проследить, как составлялся письменный документ. Каждый раунд переговоров должен был начинаться с тщательного «обзора» достижений участников в соответствующей области. Это непременное условие Запада, которое горячо оспаривалось Востоком, открыло возможность для здорового и откровенного обсуждения заслуг друг друга в обеспечении безопасности в Европе и мире. Не забывая о дипломатической корректности, участники порой все же обменивались резкими обвинениями, что позволяло им ясно демонстрировать, как каждый из них воспринимал состояние дел и какие меры считал необходимыми для улучшения ситуации. Представителей СМИ не допускали на эти жаркие дискуссии лишь иногда они получали обрывки сенсационной информации– из-за закрытых дверей. Это бесценный опыт, который имеет смысл учитывать и в будущем, каким бы оно ни было для СБСЕ/ОБСЕ. Подобные обсуждения прекрасный пример того, что следует делать региональным организациям, чтобы не потерять свою значимость для защиты прав и интересов своих членов, и этим примером необходимо руководствоваться и в дальнейшем. Нельзя ничего добиться, игнорируя проблемы и отказываясь называть вещи своими именами. Хельсинкский процесс в этом отношении заслуживает наивысшей оценки: ведь смысл дипломатии не в пустых речах, а в признании суровой действительности. Иначе невозможно было бы подписать Заключительный акт.
Не утратил ли своей актуальности этот текст, утвержденный почти сорок лет назад в условиях и обстоятельствах, существенно отличающихся от сегодняшних? Безусловно, нет. Закончилась эпоха холодной войны, разрядки и различий в социально-экономических и политических системах, определявшая обстановку, в которой проходили переговоры и подписывались итоговые документы. Тем не менее еще сохраняется напряженность, а значит и необходимость день ото дня пересматривать старые и новые требования, связанные с обеспечением стабильности, справедливости и мира в Старом Свете. Недавние события на Украине – лишь одна из ситуаций, демонстрирующих актуальность Акта, авторы которого черпали вдохновение в Уставе ООН и связанных с ним документах, в частности, в принятой в 1970 году Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами. С этой точки зрения Хельсинкский Заключительный акт не предусматривал создания или пересмотра базовых принципов, применяемых к международным отношениям. Так, десять принципов, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях, изложенные в начале документа и составляющие его основу, – их кратко называют «Хельсинкский декалог», – представляют собой новую формулировку хорошо известных правовых обязательств, представленных в соответствии с потребностями и целями участников переговоров. Стоит вспомнить пункты, в которых были отражены политические потребности, характерные для того места и времени.
Хельсинкские принципы
Форда
Подписание заключительного акта в
Хельсинки Президентом США Джералдом
Фордом, 1975
СССР добился включения в Акт принципа «нерушимости границ». Для Москвы это был краеугольный камень всего мероприятия. В нем не было ничего нового: применение силы с целью изменения границ государства уже давно рассматривалось как серьезное нарушение международного права, но Советский Союз это не смущало. Этот принцип стал «чистым», отдельным и ничем не обусловленным. Представители СССР сделали все, что было в их силах, чтобы представить этот принцип, в соответствии с традицией «магического мышления», как исполнение своих желаний: Германия должна была навеки остаться разделенной границами, проведенными сразу после войны.
«Нерушимость границ» в течение долгого времени была камнем преткновения на переговорах в Женеве – ситуацию спас хитроумный ход составителей документа: в принцип «Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету» было включено логическое продолжение нерушимости, то есть положение о том, что «границы могут изменяться […] мирным путем и по договоренности». СССР и Запад тогда не подозревали, что воссоединение Германии уже не за горами. И когда оно состоялось, никто не мог заявить о нарушении принципов Хельсинкского Заключительного акта. Так же как никто не мог отрицать дальновидности авторов этого документа, признавших «право [государств-участников] принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет». В результате распада СССР и Югославии число участников организации, известной сегодня как ОБСЕ, увеличилось с 35 в 1975 году до 57 в настоящее время. Количество членов НАТО и ЕС также существенно возросло. Стоит вспомнить, что первый принцип «Хельсинкского декалога» – «Суверенное равенство», мудро указывал путь в неизвестное будущее, глася: «Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила. В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации».
Спенсером Оливером, генеральным секретарем
Парламентской ассамблеи ОБСЕ
Третьим основополагающим элементом Хельсинкского Заключительного акта является седьмой принцип, в названии которого уже заложена вся его суть – «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». Участники переговоров, которым приходилось осторожно балансировать между сторонами, сумели отразить в этом тексте все основные требования западных демократических обществ. Эту идею с воодушевлением подхватил Ватикан – он смело выступил с предложением включить в текст Акта различные упоминания о свободе вероисповедания и в итоге добился своего. Участники СБСЕ приняли это прогрессивное заявление, в котором принцип уважения основных прав не просто декларируется, но и вписан в контекст двусторонних и многосторонних отношений между данными странами. Документ гласит: «Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая сотрудничество с Организацией Объединенных Наций, в целях содействия всеобщему и эффективному уважению их». В некотором смысле это был прорыв : отныне решения, связанные с соблюдением прав человека, переставали быть исключительно внутренним делом государств – теперь каждый мог высказывать свое мнение и даже выдвигать требования по этому вопросу. Все остальные положения, в том числе подробное изложение принципов «сотрудничества в гуманитарной области», стали достоянием истории. Славным достоянием. Говоря о последних четырех десятилетиях европейской истории, нельзя не отметить положительное влияние Хельсинкского Заключительного акта на европейские страны.
***
Сегодня Хельсинкский Заключительный акт уже не привлекает такого внимания, как в 1970 – 1980-е годы. В некоторых кругах даже полагают, что этот документ и его продолжения изжили себя. Однако достаточно даже поверхностного изучения событий, происходящих в Европе XXI века, чтобы прийти к противоположному выводу. В конце концов, в Хельсинкском Заключительном акте с самого начала декларируется общая цель «содействия улучшению отношений между ними [государствами-участниками] и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность». Кажется, это никто не оспаривает. И если каждое из 57 государств ОБСЕ будет следовать этому документу, который скоро отпразднует свое сорокалетие, вполне возможно, что он еще сорок лет будет указывать путь к укреплению безопасности и сотрудничества в условиях свободы и справедливости для всех граждан Европы, Соединенных Штатов Америки и Канады. А это не так уж и мало.
Посол Хавьер Руперес был членом испанской делегации на всех этапах создания СБСЕ (1972–1975 гг.) и принимал активное участие в переговорах и составлении «Хельсинкского декалога». Был послом Испании в ходе сессии СБСЕ в Мадриде (1980–1982 гг.) и председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ (1996–1998 гг.). Также являлся представителем Испании в НАТО (1982–1983 гг.) и послом Испании в США (2000–2004 гг.). 2004–2007 гг. занимал пост помощника Генерального секретаря и Исполнительного директора Контртеррористического комитета при Совете безопасности ООН в Нью-Йорке. В 1996–2000 гг. был председателем Комитета по иностранным делам Конгресса депутатов Испании.