Итоги 30-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата
Главный экономист отдела анализа климатических рисков Департамент финансовой стабильности Банка России
Краткая версия
С 10 по 22 ноября 2025 г. в Белене (Бразилия) проходила юбилейная, 30-я сессия Конференции сторон (COP30) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), в которой приняло участие более 56 тыс. делегатов из почти 200 стран. Начиная с 2015 г. основной предмет переговоров Конференций сторон заключается в том, как реализовать Парижское соглашение, а именно его три основных цели: удержать повышение глобальной средней температуры «намного ниже 2°C сверх доиндустриальных уровней» и предпринять усилия по ограничению роста температуры до 1,5°С; адаптироваться к изменению климата и содействовать сопротивляемости к изменению климата; согласовать финансовые потоки с «траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата». По итогам двухнедельной работы странам удалось принять индикаторы Глобальной цели по адаптации, разработать новые форматы работы по таким вопросам, как климатическое финансирование, односторонние торговые меры, повышение амбициозности определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ). Все эти решения были включены в Belém Political Package.
На Саммите лидеров РКИК ООН в преддверии COP30 Всемирная метеорологическая организация представила свой доклад «Состояние климата 2025» — последний из серии отчетов, публикуемых ежегодно с целью предоставления обновленной информации по ключевым климатическим показателям. В соответствии с результатами наблюдений, концентрация парниковых газов, удерживающих тепло, достигла самого высокого уровня за последние 800 тыс. лет. Наибольшее опасение вызывает рекордный скачок уровня углекислого газа между 2023 и 2024 гг. При этом ожидается, что 2015–2025 гг. станут самым теплым десятилетием, а 2024 и 2025 гг. — самыми теплыми годами в истории наблюдений.
Теплосодержание океана в 2024 г. также достигло самого высокого уровня за всю историю наблюдений. Потепление океана имеет далеко идущие последствия, включая деградацию морских экосистем, потерю биоразнообразия и ослабление роли океана как поглотителя углекислого газа. Оно усиливает тропические и субтропические штормы, ускоряет таяние морского льда в полярных регионах и, наряду с таянием материкового льда, способствует повышению уровня моря. Прогнозируется, что это потепление продолжится, приводя к необратимым изменениям в масштабах от столетия до тысячелетия. На COP30 был дан старт работе Фонда потерь и ущерба, совет которого начал принимать первые официальные заявки от стран и сообществ, пострадавших от последствий климатических катастроф, таких как наводнения, засухи и тайфуны. Разработаны дополнительные механизмы для ускорения доступа к средствам: упрощены процедуры, внедрена прозрачная система мониторинга распределения грантов, а также предусмотрено больше возможностей для финансирования местных проектов.
На СОР30 председательствами СОР29 (Азербайджан) и СОР30 (Бразилия) была представлена «Дорожная карта Баку — Белен для достижения 1,3 трлн долларов США», целью которой выступает увеличение климатического финансирования развивающихся стран, в том числе посредством грантов, льготных и не приводящих к образованию задолженности инструментов, а также мер по созданию фискального пространства, что в конечном итоге должно привести к предоставлению климатического финансирования для развивающихся стран в объеме 1,3 трлн долл. к 2035 г. Тем не менее основным дискуссионным вопросом продолжают оставаться обязательства по предоставлению климатического финансирования развивающимся странам. Индия, Китай и Саудовская Аравия от лица своих переговорных групп подчеркивают важность того, чтобы развитые страны стали основными донорами, между тем многие из них выступают за более активное продвижение частного финансирования, а также «инновационных» новых источников, таких как глобальные налоги. Поскольку в Дорожной карте представлены только краткосрочные меры на 2026–2028 гг., председателями СОР29 и СОР30 будет созвана экспертная группа для уточнения данных и разработки конкретных путей для аккумулирования 1,3 млрд долл. к 2035 г. Первый отчет по итогам работы данной экспертной группы планируется представить к октябрю 2026 г.
Ожидается, что следующий год в общем будет не менее значимым с точки зрения климатической повестки. В 2026 г. начнется работа по новым рабочим форматам, запущенным на СОР30 (диалоги и министерские круглые столы по НККЦ, статьям 2.1(с) и 9.1 Парижского соглашения, по односторонним мерам), будут подводиться очередные итоги выполнения долгосрочной цели по предоставлению финансирования развивающимся странам — Постоянным комитетом по финансам РКИК ООН в 2026 г. будут опубликованы соответствующие доклады. Странам также предстоит продолжить обсуждения по «Дорожной карте Баку — Белен для достижения 1,3 трлн долларов США».
Полная версия
С 10 по 22 ноября 2025 г. в Белене (Бразилия) проходила юбилейная, 30-я сессия Конференции сторон (COP30) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), в которой приняло участие более 56 тыс. делегатов из почти 200 стран. Начиная с 2015 г. основной предмет переговоров Конференций сторон заключается в том, как реализовать Парижское соглашение, а именно его три основных цели:
- удержать повышение глобальной средней температуры «намного ниже 2°C сверх доиндустриальных уровней» и предпринять усилия по ограничению роста температуры до 1,5°С;
- адаптироваться к изменению климата и содействовать сопротивляемости к изменению климата;
- согласовать финансовые потоки с «траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата».
По итогам двухнедельной работы странам удалось принять индикаторы Глобальной цели по адаптации, разработать новые форматы работы по таким вопросам, как климатическое финансирование (НККЦ, статьи 2.1(с) и 9.1 Парижского соглашения), односторонние торговые меры, повышение амбициозности определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ). Все эти решения были включены в Belém Political Package.
Новые температурные рекорды
Ключевые итоги переговорного процесса на COP29
На Саммите лидеров РКИК ООН в преддверии COP30 Всемирная метеорологическая организация представила свой доклад «Состояние климата 2025» — последний из серии отчетов, публикуемых ежегодно с целью предоставления обновленной информации по ключевым климатическим показателям. В соответствии с результатами наблюдений, концентрация парниковых газов, удерживающих тепло, достигла самого высокого уровня за последние 800 тыс. лет. Наибольшее опасение вызывает рекордный скачок уровня углекислого газа между 2023 и 2024 гг. При этом ожидается, что 2015–2025 гг. станут самым теплым десятилетием, а 2024 и 2025 гг. — самыми теплыми годами в истории наблюдений. Средняя глобальная приземная температура в январе — сентябре 2024 г. была на 1,42°C выше среднего показателя доиндустриального периода и немного ниже рекордно высоких значений 2024 г., что соответствует переходу к нейтральным условиям от условий Эль-Ниньо, которые привели к повышению глобальной температуры в 2023 и 2024 гг.
Теплосодержание океана в 2024 г. достигло самого высокого уровня за всю историю наблюдений, при этом предварительные данные за 2025 г. свидетельствуют о продолжающемся потеплении. Протяженность арктического морского льда в марте 2025 г. достигла самого низкого годового максимума за всю историю спутниковых наблюдений. Протяженность антарктического морского льда остается ниже среднего значения и по настоящее время.
Потепление океана имеет далеко идущие последствия, включая деградацию морских экосистем, потерю биоразнообразия и ослабление роли океана как поглотителя углекислого газа. Оно усиливает тропические и субтропические штормы, ускоряет таяние морского льда в полярных регионах и, наряду с таянием материкового льда, способствует повышению уровня моря. Прогнозируется, что это потепление продолжится, приводя к необратимым изменениям в масштабах от столетия до тысячелетия. Экстремальные погодные явления, произошедшие до августа 2025 г., также оказали серьезное глобальное воздействие (Рис. 1).
Рисунок 1. Опасные погодные явления, связанные с изменением климата, зафиксированные в 2025 году
Источник: WMO. State of the Climate Update for COP30. https://wmo.int/publication-series/state-of-climate-update-cop30
Климатическое финансирование: реализация НККЦ и новые форматы работы
На СОР30 председательствами СОР29 (Азербайджан) и СОР30 (Бразилия) была представлена «Дорожная карта Баку — Белен для достижения 1,3 трлн долларов США», целью которой выступает увеличение климатического финансирования развивающихся стран, в том числе посредством грантов, льготных и не приводящих к образованию задолженности инструментов, а также мер по созданию фискального пространства, что в конечном итоге должно привести к предоставлению климатического финансирования для развивающихся стран в объеме 1,3 трлн долл. к 2035 г., то есть к выполнению одного из двух целевых показателей Новой коллективной количественной цели (НККЦ), принятой в 2024 г. на СОР29. Основу дорожной карты составляют предложения, полученные от 227 заинтересованных сторон, включая 38 стран и переговорных групп, а также результаты председательских консультаций, проведенных в ходе 62-й сессии Вспомогательных органов РКИК ООН в июне 2025 г.
Для достижения поставленной цели предлагается сосредоточить усилия по пяти направлениям:
- Пополнение (replenishing) — предоставление грантов и льготного финансирования, а также уменьшение стоимости капитала, включая многосторонние климатические фонды и многосторонние банки развития. Отмечается растущая роль МБР в продвижении мер по борьбе с изменением климата, а также необходимость для развитых стран добиться «многократного увеличения объемов предоставления грантов и льготного климатического финансирования, в том числе по двусторонним и многосторонним каналам»;
- Ребалансировка (rebalancing) — совместная работа стран-кредиторов, Международного валютного фонда и международных банков развития (МБР) над «облегчением обременительного долгового бремени, с которым сталкиваются развивающиеся страны»;
- Перераспределение (rechanneling) — увеличение объемов частного финансирования, которое, особенно его инновационные инструменты (гарантии, управление валютными рисками, платформы секьюритизации и пр.), способствует реализации ОНУВ и национальных планов адаптации, а также доступности капитала. Смешанное финансирование в то же время способствует расширению масштабов климатического финансирования, а частное финансирование;
- Реорганизация (revamping) — расширение возможностей и координация для масштабирования климатических портфелей. Данное направление включает в себя управление рисками на местном уровне, разработку портфелей проектов, отслеживание прогресса и воздействия. Также отмечается необходимость интеграции ОНУВ и национальных планов адаптации в национальные инвестиционные стратегии;
- Переформатирование (reshaping) систем и структур для необходимых потоков капитала. Предлагается включать климатические метрики в кредитные рейтинги, добровольно раскрывать информацию о финансовых рисках, связанных с изменением климата, а также постепенно внедрять требования климатического стресс-тестирования в надзор и систему управления банковскими рисками.
Помимо пяти направлений действий, в Дорожной карте определено пять ключевых тематических областей для мобилизации климатического финансирования: адаптация, потери и ущерб; доступ к чистой энергии и энергопереход; природа; сельское хозяйство и продовольственные системы; справедливый переход. Также в документе подробно описаны некоторые потенциальные источники финансирования, среди которых: цена на углерод (20–4900 млрд долл. в зависимости от ставки и географического положения), в том числе углеродное регулирование в сфере авиационного или морского транспорта (4–223 млрд долл.), налоги на отдельные товары, такие как предметы роскоши, технологии и военная продукция (34–112 млрд долл.), налоги на финансовые операции (105–327 млрд долл.), минимальные корпоративные налоги (165–540 млрд долл.) и налоги на имущество (200–1364 млрд долл.).
Необходимо отметить, что Дорожная карта получила неоднозначные оценки от стран. Основным дискуссионным вопросом продолжают оставаться обязательства по предоставлению климатического финансирования развивающимся странам. Индия, Китай и Саудовская Аравия от лица своих переговорных групп подчеркивают важность того, чтобы развитые страны стали основными донорами, ссылаясь на статью 9.1 Парижского соглашения. Между тем многие развитые страны выступают за более активное продвижение частного финансирования, а также «инновационных» новых источников, таких как глобальные налоги. При этом большинство признало необходимость увеличения финансирования адаптации к изменению климата, преодоления «барьеров» для финансирования в развивающихся странах и повышения прозрачности предоставления климатического финансирования.
Поскольку в Дорожной карте представлены только краткосрочные меры на 2026–2028 гг., председателями СОР29 и СОР30 будет созвана экспертная группа для уточнения данных и разработки конкретных путей для аккумулирования 1,3 млрд долл. к 2035 г. Первый отчет по итогам работы данной экспертной группы планируется представить к октябрю 2026 г. В течение года Азербайджан и Бразилия также будут проводить консультации со странами и заинтересованными сторонами для определения направлений реализации Дорожной карты в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В дополнение к этому решением Mutirão учреждены министерский круглый стол по реализации НККЦ, а также рабочая программа по климатическому финансированию, включая статью 9.1 Парижского соглашения в контексте всей статьи 9 Парижского соглашения.
Не менее дискуссионными оказались и переговоры по еще двум пунктам повестки СОР30: Шарм-эш-Шейхскому диалогу по климатическому финансированию и Постоянному комитету по финансам РКИК ООН.
Шарм-эш-Шейхский диалог по климатическому финансированию был создан в 2022 г. для обмена мнениями и повышения понимания цели по приведению финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата (ст. 2.1(с) Парижского соглашения), и ее взаимодополняемости со статьей 9 Парижского соглашения (предоставление финансовых ресурсов развивающимся странам). В 2024–2025 гг. было проведено четыре семинара в рамках Шарм-эш-Шейхского диалога, которые охватывали широкий спектр вопросов. Среди ключевых тем можно отметить: доступные метрики, методологии и подходы для отслеживания усилий по достижению статьи 2.1(c) Парижского соглашения, включая раскрытие информации о климатических рисках; интеграцию сопротивляемости к изменению климата в принятие финансовых решений; расширение финансирования мер по адаптации, а также снижение рисков гринвошинга и маладаптации. При этом на семинарах в рамках Шарм-эш-Шейхского диалога приоритет отдавался экспертизе развитых стран. В связи с этим дискуссия часто сводилась к необходимости внедрять решения, противоречащие национальным интересам России и ряда развивающихся стран, такие как, например, отказ от финансирования углеродоемких отраслей.
Решение, принятое странами на СОР30 по итогам трехлетней работы Шарм-эш-Шейхского диалога, закрепило, что реализация статьи 2.1(с) Парижского соглашения является вопросом внутреннего регулирования, и страны сами должны решать, как и в какой мере им выполнять положения данной статьи. Также был определен дальнейший формат работы по статье 2.1(с). В продолжении работы Шарм-эш-Шейхского диалога учреждены экспертный диалог (Veredas Dialogue) и диалог высокого уровня (Xingu Finance Talks), что по сути закрепило позицию ряда развивающихся стран, а также России о преждевременности формализации работы по статье 2.1(с) Парижского соглашения. Помимо этого, из итогового текста решения были исключены положения, предлагаемые представителями развитых стран, по разработке единых методологий или иных документов по реализации статьи 2.1(с) как странами, так и внешними акторами, а также подходов к оценке прогресса по реализации данной статьи Парижского соглашения. Таким образом удалось избежать потенциального навязывания подходов западных стран к реализации статьи 2.1(с), в том числе в части отказа от финансирования углеродоемких отраслей.
В отношении Постоянного комитета по финансам РКИК ООН страны утвердили основные направления его работы на 2026 г., включая проведение ежегодного Форума Постоянного комитета по финансам, подготовку двухгодичного доклада по климатическому финансированию и доклада по отслеживанию прогресса по мобилизации климатического финансирования в размере 100 млрд долл. Также был подтвержден мандат Постоянного комитета по финансам на подготовку в 2028 г. двух докладов: по адаптационному финансированию и по прогрессу в выполнении НККЦ. В ходе переговоров удалось исключить из текста положения, призывающие к отказу от субсидий, вредных для окружающей среды. Эти предложения были представлены в виде ключевого итога дискуссий в рамках Форума Постоянного комитета по финансам 2025 года, посвященного ускорению мер по борьбе с изменением климата и повышению устойчивости за счет финансирования устойчивых продовольственных систем и сельского хозяйства. Многие страны отмечали, что включение подобных формулировок является избирательным подходом и намеренным искажением результатов Форума Постоянного комитета по финансам со стороны развитых стран.
На COP30 был дан старт работе Фонда потерь и ущерба. Совет Фонда начал принимать первые официальные заявки от стран и сообществ, пострадавших от последствий климатических катастроф — таких как наводнения, засухи и тайфуны. Разработаны дополнительные механизмы для ускорения доступа к средствам: упрощены процедуры, внедрена прозрачная система мониторинга распределения грантов, а также предусмотрено больше возможностей для финансирования местных проектов.
Адаптация к изменению климата: индикаторы и финансирование
Глобальная цель по адаптации, ГЦА (global goal on adaptation, GGA) сформулирована в статье 7 Парижского соглашения. Она направлена на укрепление возможностей по адаптации, повышение сопротивляемости и снижение уязвимости к изменениям климата. В 2023 г. на СОР28 в Дубае были приняты целевые показатели ГЦА по следующим направлениям:
- водоснабжение и санитария;
- продовольственное и сельскохозяйственное производство;
- влияние на здоровье и услуги здравоохранения;
- экосистемы и биоразнообразие;
- инфраструктура и населенные пункты;
- искоренение нищеты и средства к существованию;
- культурное наследие и знания;
- оценка воздействия, уязвимости и риска;
- планирование;
- реализация;
- мониторинг, оценка и обучение.
Также с 2023 г. в рамках Рабочей программы ОАЭ — Белен началась разработка индикаторов для этих целевых показателей. Первоначальный список включал в себя более 9 тыс. индикаторов. В сентябре 2025 г. был опубликован финальный список, состоящий из 100 индикаторов, которые странам предлагалось утвердить на СОР30. В итоговое решение по Глобальной цели по адаптации, принятое на Конференции, вошло 59 индикаторов (Belém Adaptation Indicators), среди них также есть показатели, характеризующие зрелость подходов и практик по оценке климатических рисков, систем мониторинга и прогнозирования, а также объемы адаптационного финансирования. В решении подчеркивается, что индикаторы являются добровольными, не предписывающими по своему характеру. Они также не должны использоваться в качестве условия для доступа развивающихся стран к адаптационному финансированию и не создают новых финансовых обязательств или ответственности.
На заключительном пленарном заседании многие страны выразили обеспокоенность тем, что текст решения с новыми индикаторами был опубликован слишком поздно, что ограничило время для изучения окончательного списка. Более того, индикаторы были изменены, а не выбраны из списка, предоставленного техническими экспертами, что сводит на нет двухлетнюю работу экспертов. Развивающиеся страны также подчеркнули, что не могут продолжать нести растущие расходы на адаптацию самостоятельно, и что для того, чтобы ГЦА была убедительной, она должна сопровождаться средствами осуществления, иначе она останется лишь стремлением, а не результатом.
Согласно последним оценкам ЮНЕП, развивающимся странам для реализации мер по адаптации необходимо 310–365 млрд долл. в год к 2035 г., при этом объем международного государственного финансирования адаптации в развивающиеся страны в 2023 г. составил 26 млрд долл. — на 2 млрд долл. меньше, чем было предоставлено годом ранее. Таким образом, потребность в адаптационном финансировании в развивающихся странах в 12–14 раз превышают текущие потоки. Если текущие тенденции в финансировании сохранятся, цель Климатического пакта Глазго по удвоению финансирования адаптации развитыми странами для развивающихся стран к 2025 г. от уровня 2019 г. может быть не достигнута. Несмотря на это, одним из итогов СОР30 стал призыв утроить адаптационное финансирование уже к 2035 г. Более того, в отличие от предыдущей цели по удвоению финансовых потоков для реализации мер по адаптации, призыв по утроению адаптационного финансирования не уточняет как доноров финансирования, так и базового года, от которого будет отсчитываться прогресс по утроению.
Смягчение изменения климата (митигация): амбициозность ОНУВ и односторонние торговые меры
Накануне СОР30 Секретариатом РКИК ООН был опубликован ежегодный анализ определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ). В докладе проанализировано 64 новых ОНУВ, представленных 64 из 195 сторон Парижского соглашения и охватывающих около 30% от общего объема глобальных выбросов в 2019 г. С одной стороны, наблюдается ряд улучшений в подготовке странами ОНУВ с точки зрения качества, надежности и охвата. Например, 89% стран включили целевые показатели в масштабах всей экономики (по сравнению с 81% в предыдущих ОНУВ). Все ОНУВ выходят за рамки мер по митигации и включают, в частности, элементы, касающиеся адаптации, финансирования, передачи технологий, наращивания потенциала и решения проблем потерь и ущерба. Причем 73% новых ОНУВ включают адаптационный компонент. С другой стороны, с совокупности новые ОНУВ показывают сокращение прогнозируемых выбросов на 17% (11–24%) процентов по сравнению с уровнем 2019 г. Также отмечается, что шесть крупнейших стран-эмитентов (Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Германия и Южная Корея) из десяти не предоставили официальный ОНУВ на период до 2035 г.
К аналогичным выводам приходит и Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Согласно Докладу о разрыве выбросов за 2025 г., полная реализация всех ОНУВ позволит сократить ожидаемые глобальные выбросы в 2035 г. примерно на 15% по сравнению с 2019 г. Для достижения температурной цели Парижского соглашения по удержанию прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней к 2035 г., необходимо сократить выбросы парниковых газов на 35%.
В связи с этим тема амбициозности ОНУВ стала одной из ключевых на президентских консультациях СОР30, наравне с реализацией статьи 9.1 Парижского соглашения и отказа от односторонних торговых мер. В решении Mutirão признается необходимость безотлагательных действий и поддержки для достижения быстрого и устойчивого сокращения выбросов парниковых газов, для которых финансирование, наращивание потенциала и передача технологий являются важнейшими факторами. Также были запущены Глобальный акселератор по реализации (Global Implementation Accelerator) для оказания помощи странам в выполнении их ОНУВ и национальных планов адаптации, и Миссия Белен к 1,5 (Belém Mission to 1.5), направленная на содействие амбициозным планам и реализации ОНУВ и национальных планов адаптации. При этом важно отметить, что в данное решение не попали положения, касающиеся отказа от ископаемого топлива. Как отметил заместитель министра экономического развития Российской Федерации Владимир Ильичев, говоря об отказе от ископаемого топлива: «Такой подход не только нереалистичен, но и потенциально дестабилизирует глобальные рынки … В итоге удалось сохранить формулировки, позволяющие странам выстраивать собственные траектории снижения выбросов, обеспечивая баланс между климатическими целями и экономической устойчивостью».
Помимо этого, впервые в итоговом решении Конференции сторон РКИК ООН оказалось зафиксировано положение о недопустимости использования климатических мер, включая односторонние, в качестве инструмента дискриминации или скрытых ограничений в международной торговле. Также решением Mutirão создан диалог для рассмотрения возможностей, проблем и препятствий в отношении расширения международного сотрудничества, связанного с ролью торговли. К участию в нем приглашаются страны и другие заинтересованные стороны, включая Международный торговый центр, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Диалог будет проводиться на протяжении трех лет (2026–2028 гг.) в рамках сессий Вспомогательных органов РКИК ООН. По итогам работы диалогов в 2028 г. будет подготовлен доклад.
***
Ожидается, что следующий год будет не менее значимым с точки зрения климатической повестки. В 2026 г. начнется работа по новым рабочим форматам, запущенным на СОР30 (диалоги и министерские круглые столы по НККЦ, статьям 2.1(с) и 9.1 Парижского соглашения, по односторонним мерам), будут подводиться очередные итоги выполнения долгосрочной цели по предоставлению финансирования развивающимся странам — Постоянным комитетом по финансам РКИК ООН в 2026 г. будут опубликованы соответствующие доклады. Странам также предстоит продолжить обсуждения по «Дорожной карте Баку — Белен для достижения 1,3 трлн долларов США».