Фестивальная политика или политика фестивалей
К.филос.н., кинокритик
Краткая версия
С момента своего появления международные кинофестивали не только преследуют и решают эстетические или культурологические цели и задачи, но и оказывают влияние на политические процессы. Странная, на первый взгляд, постановка вопроса находит многочисленные подтверждения в истории ХХ века.
Полная версия
С момента своего появления международные кинофестивали не только преследуют и решают эстетические или культурологические цели и задачи, но и оказывают влияние на политические процессы. Странная, на первый взгляд, постановка вопроса находит многочисленные подтверждения в истории ХХ века.
Международные кинофестивали — неотъемлемая часть кинопроцесса. Между тем сама идея проведения подобных киносмотров, в рамках которых режиссеры со всего мира могли бы не только в соревновательной (порой, достаточно условной) форме определять первых среди лучших, но и обмениваться опытом, налаживать связи, встречаться со зрителями, несет в себе чуть больший заряд возможностей и различных потенций, отнюдь не только эстетического свойства, чем это может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить, что старейший в мире кинофестиваль — Венецианский — был основан в 1932 г. по инициативе Бенито Муссолини. Зачастую вкупе с бесконечными спорами о новых тенденциях, «волнах» (будь то французская, южнокорейская или румынская) и именах в фестивальной жизни, а точнее — фестивальной парадигме, выстраиваемой благодаря анализу результатов и итогов большой тройки (Берлин, Канны, Венеция), можно обнаружить элементы политического лавирования и недвусмысленной общественной позиции, выходящих далеко за рамки рассуждений о кинематографе как таковом.
Отчеканивший ставшую хрестоматийной фразу: «Важнейшим из искусств для нас является кино», Владимир Ильич Ленин на интуитивном уровне понимал бескрайние возможности тогда еще балаганного искусства, способного за счет своей массовости, а значит доступности, ретранслировать доверчивому зрителю необходимые молодой советской власти идеологемы. План был блестяще выполнен: Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Дзига Вертов, Александр Довженко справились с поставленной задачей на отлично. Однако вскоре выяснилось, что международная арена куда более привлекательна с точки зрения продвижения идей о неизбежной диктатуре пролетариата и мировой революции. Как итог — первый Московский кинофестиваль 1935 г., проведенный по личному указанию Иосифа Сталина.
Впрочем, из каких бы резонов ни исходили политики, затеявшую эту игру в искусство, фестивальная жизнь выстраивала свой собственный контекст, в котором очень быстро стали преобладать не столько политические, сколько общественно-политические мотивы. Ярчайшим тому подтверждением стал сорванный в мае 1968 г. Каннский кинофестиваль, уже тогда по праву считавшийся крупнейшим киносмотром мира (а значит, и факт его отмены был сродни настоящему взрыву, инфоповод, игнорировать который было попросту невозможно). Группа активистов во главе с Жаном-Люком Годаром, Франсуа Трюффо и Клодом Лелюшем на специально созванной пресс-конференции заявила, что считает неправомочным проведение фестиваля в то время как вся Франция охвачена массовыми беспорядками и бессрочной забастовкой многих профсоюзов, целью которых была отставка Шарля де Голля. Руководство фестиваля обвинялось в трусости и отсутствии совести. Буквально на следующий день глава фестиваля Робер Фавр ле Брэ объявил о его закрытии, что было воспринято как настоящая победа и еще один маленький шаг к достижению поставленной цели.
Не меньшее мужество было проявлено членами жюри III Московского международного кинофестиваля под председательством Григория Чухрая, присудившего в 1963 г. главный приз фильму Федерико Феллини «Восемь с половиной». Это решение шло вразрез с прямой директивой руководства партии: первые призы киносмотра, невзирая на художественное качество картин, должны получать отечественные ленты, в крайнем случае, номинанты из стран социалистического лагеря.
После развала СССР (к слову, небезынтересный факт: наибольший наплыв знаменитостей на Московском кинофестивале наблюдался в 1987 г., когда ветер перемен затеянной Михаилом Горбачевым перестройки буквально манил в столицу иностранных гостей самого высокого ранга и статуса) фестивальная карта мира была перекроена на новый лад. Холодная война подошла к концу. Большая фестивальная тройка продолжала свою бесперебойную работу по поиску новых смыслов, а ММКФ приступил к поиску утерянной самоидентификации, поскольку предыдущие цели и задачи — доказать состоятельность кинематографий стран, находившихся под негласным покровительством Советского Союза, — не просто перестали отвечать требованиям времени, но и стали выглядеть, в некотором смысле, абсурдными.
В настоящее время ряд государств выступает против участия своих граждан в крупных международных фестивалях. В этой связи показательным стало решение оргкомитета последнего,
Не ставя под сомнение художественные достоинства фильма-лауреата, сложно не усмотреть в этом жесте поддержку профессиональным сообществом, прежде всего, человека, а уже потом режиссера.
Подобные примеры, которых на самом деле довольно много, вполне очевидно символизируют собой попытки влияния, казалось бы, по определению аполитичного фестивального кинодвижения на реальные политические процессы в мире. Конечно, было бы ошибкой впадать в крайности, декларируя прямую взаимосвязь между тем и другим, но отрицать эту взаимосвязь куда ошибочнее и недальновиднее. Будучи институтом эстетического и культурного влияния, любой крупный международный кинофестиваль не откажет себе в удовольствии сыграть на поле политики. Учитывая колоссальный общественный интерес, в рамках фестиваля можно разыграть множество многоходовок, отражающих гражданскую позицию руководства кинофорума или отдельно взятых режиссеров.
При этом не стоит забывать и о наличии обратной связи, имевшей место на Московском кинофестивале советского периода, когда большинство принимаемых решений, так или иначе, инициировалось с подачи Министерства культуры, которое ставило во главу угла не художественные, а идеологические аспекты представленных в программе фильмов. Очевидно, что и нынешнее руководство крупнейших киносмотров мира учитывает некий геополитический контекст (особенно усердствует в этом смысле Берлинский кинофестиваль, давно завоевавший статус самого политизированного представителя большой фестивальной тройки), осознанно беря в программы фильмы, премьеры которых способны всколыхнуть общественное мнение и вызвать серьезные дискуссии.
Ситуация, когда международные фестивали способны выступать в роли общественно-политических агентов влияния, при всей своей неочевидности, вполне нормальна и объективна. По силе воздействия и охвату аудитории кинематограф значительно превосходит театр и литературу, а потому не направить имеющийся потенциал в сторону идеологических высказываний было бы глупо со стороны власть предержащих и прочих заинтересованных лиц. В 1920–1930-х годах это гениально продемонстрировал Эйзенштейн, в