Владислав Белов

К.э.н., заместитель директора по научной работе Института Европы РАН, руководитель Отдела страновых исследований и Центра германских исследований ИЕ РАН

Краткая версия

12 декабря 2025 г. государства — члены ЕС согласовали бессрочную заморозку российских активов. Речь идет о сумме около 210 млрд евро — суверенных резервах Центрального банка России и связанных с ними финансовых средств.

Эта мера принята в целях согласования репарационного кредита киевскому режиму. Речь идет о том, чтобы использовать замороженные средства как гарантию выплат и их источник одновременно. Закономерно Венгрия и Словакия не голосовали за эти изменения. Также осторожную позицию заняли Бельгия, Италия, Болгария Мальта и Чехия, выступив за заморозку, но не поддержав идею экспроприации активов. Таким образом, был сделан шаг на пути к репарационному кредиту.

Вопрос заключается в том, как будет вести себя в дальнейшем национальное правительство Бельгии, на чьей территории в Euroclear размещены основные активы. Пока Брюссель против фактической экспроприации, так как репарационный кредит подразумевает безвозвратное изъятие средств для финансирования конфликта. Согласно предварительным данным, кредит рассчитан на два года активных боевых действий и закупок вооружения у США и Европы. На этом, как и на будущем восстановлении Украины, рассчитывает заработать военно-промышленный комплекс, в частности, немецкий бизнес.

Аргументы Бельгии против изъятия активов прагматичны — высокие юридические риски ответных исков от России, которые уже были поданы, и угроза репутации страны как надежного финансового центра. Кроме того, Брюссель требует юридически закрепленных решений о распределении финансовой и правовой ответственности между всеми государствами ЕС — такие гарантии не предоставляются. Коммерческие банки, где заморожены активы на меньшие суммы (около 20 млрд евро), также занимают жесткую позицию, понимая, что государство не будет их защищать. Текущая ситуация — подготовка к саммиту 18–19 декабря, где вероятность санкционирования изъятия, несмотря на его спорную правовую природу, возросла. При этом месяц назад она была близка к нулю, сейчас стала значительно выше.

Как и для бессрочной заморозки, вероятно, для решения об изъятии будет использован механизм квалифицированного большинства, что повысит его шансы в обход возможных вето. Однако практическая реализация потребует действий от конкретных финансовых институтов, и здесь принципиальная позиция Бельгии остается главным барьером. Никто из крупных экономик ЕС не готов единолично нести финансовую и юридическую ответственность, а ресурсы для создания общего фонда гарантий ограничены, как и для компенсации рисков.

Риск принятия решения об изъятии высок. Если оно будет принято и Бельгию удастся убедить или обойти, то замороженные активы превратятся в залог, который Россия никогда не вернет. Многие уверены, что эти средства обречены на перманентную заморозку в любом случае.


Полная версия

12 декабря 2025 г. государства — члены ЕС согласовали бессрочную заморозку российских активов. Речь идет о сумме около 210 млрд евро — суверенных резервах Центрального банка России и связанных с ними финансовых средств. Ранее эти блокировки, как и другие ограничительные меры, продлевались каждые шесть месяцев по единогласному решению. При этом каждый раз возникал риск вето со стороны Венгрии и Словакии. Поэтому в Брюсселе воспользовались статьей 122 Лиссабонского договора, определяющей параметры функционирования ЕС, и проголосовали по принципу квалифицированного большинства (55% государств, представляющих 60% населения) за то, чтобы сделать блокировку долговременной, избежав необходимости полугодовых согласований. Согласно принятому решению, заморозка будет действовать до окончания военных действий и, как указано в тексте, «до полной компенсации ущерба, причиненного России Украине». Тем самым был устранен политический риск вето отдельных государств.

Эта мера принята в целях согласования репарационного кредита киевскому режиму. Речь идет о том, чтобы использовать замороженные средства как гарантию выплат и их источник одновременно. Закономерно Венгрия и Словакия не голосовали за эти изменения. Также осторожную позицию заняли Бельгия, Италия, Болгария Мальта и Чехия, выступив за заморозку, но не поддержав идею экспроприации активов. Таким образом, был сделан шаг на пути к репарационному кредиту.

Москва ответила на это подачей иска в арбитражный суд на сумму, эквивалентную замороженным активам, а также на убытки, связанные с недополученными процентами. Идут дискуссии, в том числе в Германии, насколько эти решения соответствуют международному праву. Доминирующая точка зрения в ЕС сводится к тому, что поскольку Россия признана «агрессором», допустимы исключительные меры ее наказания, без проведения полноценных международных судебных процедур. В свою очередь, российская сторона могла бы настаивать на том, что конфликт был инициирован гораздо раньше — в июне 2014 г. (указ президента Порошенко о начале АТО против граждан Донбасса), а Евросоюз, оказывая поддержку Киеву, также несет ответственность. Пока этот тезис остается в резерве российского руководства.

Складывается впечатление, что для Брюсселя, Парижа, Берлина, а также Лондона, Варшавы и прибалтийских стран любые переговоры о мирном урегулировании с участием России —формальность. Они заинтересованы в продолжении военного противостояния. В западных СМИ вновь нарастает нарратив об «истощении» российской экономики, что возвращает риторику к 2022 г. С российской точки зрения, можно утверждать, что полномасштабная война против России была развязана коллективным Западом именно в апреле 2022 г., после срыва стамбульских договоренностей.

Особенности бельгийской позиции

Вопрос заключается в том, как будет вести себя в дальнейшем национальное правительство Бельгии, на чьей территории в Euroclear размещены основные активы. Пока Брюссель против фактической экспроприации, так как репарационный кредит подразумевает безвозвратное изъятие средств для финансирования конфликта. Согласно предварительным данным, кредит рассчитан на два года активных боевых действий и закупок вооружения у США и Европы. На этом, как и на будущем восстановлении Украины, рассчитывает заработать военно-промышленный комплекс, в частности, немецкий бизнес.

Аргументы Бельгии против изъятия активов прагматичны — высокие юридические риски ответных исков от России, которые уже были поданы, и угроза репутации страны как надежного финансового центра. Кроме того, Брюссель требует юридически закрепленных решений о распределении финансовой и правовой ответственности между всеми государствами ЕС — такие гарантии не предоставляются. Коммерческие банки, где заморожены активы на меньшие суммы (около 20 млрд евро), также занимают жесткую позицию, понимая, что государство не будет их защищать. Текущая ситуация — подготовка к саммиту 18–19 декабря, где вероятность санкционирования изъятия, несмотря на его спорную правовую природу, возросла. При этом месяц назад она была близка к нулю, сейчас стала значительно выше.

Механизм принятия решений

Как и для бессрочной заморозки, вероятно, для решения об изъятии будет использован механизм квалифицированного большинства, что повысит его шансы в обход возможных вето. Однако практическая реализация потребует действий от конкретных финансовых институтов, и здесь принципиальная позиция Бельгии остается главным барьером. Никто из крупных экономик ЕС не готов единолично нести финансовую и юридическую ответственность, а ресурсы для создания общего фонда гарантий ограничены, как и для компенсации рисков.

Фактически статья 122 Лиссабонского договора используется для юридического обоснования продолжения войны против России. Репарационный кредит — инструмент ее финансирования, а не восстановления Украины. Брюссель демонстрирует полное неприятие российской позиции и нежелание признавать глубинные причины кризиса, уходящие к 2014 г. Риск принятия решения об изъятии высок. Если оно будет принято и Бельгию удастся убедить или обойти, то замороженные активы превратятся в залог, который Россия никогда не вернет. Многие уверены, что эти средства обречены на перманентную заморозку в любом случае. Даже с учетом особой позиции Бельгии, Италии, Мальты, Болгарии, Венгрии и Словакии, необходимого для блокировки количества стран (минимум 12) может не набраться. Окончательно ситуация прояснится в ближайшие дни.