Рами Эль-Кальюби

Приглашенный преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ

Краткая версия

25 января 2011 г. тысячи египтян вышли на массовые демонстрации, требуя свободы, социальной справедливости и отставки президента Хосни Мубарака, занимавшего свой пост с 1981 г. Уже через 18 дней, 11 февраля 2011 г., новоназначенный вице-президент АРЕ Омар Сулейман зачитал в эфире государственного телевидения заявление об уходе Мубарака с поста президента и передаче власти Высшему совету вооруженных сил. Сотни тысяч египтян вышли на улицу праздновать победу революции и начало новой страницы в истории страны, но уже через считанные месяцы общая эйфория сменилась пониманием, что «новая республика» столкнулась с серьезнейшими политическими и экономическими вызовами. Драматические события начала 2011 года стали отправной точкой долгого, сложного и порой болезненного процесса, последствия которого можно наблюдать до сих пор. К пятнадцатой годовщине революции Египту удается удерживать внутреннюю стабильность, демонстрировать устойчивые темпы экономического роста, но при этом страна сталкивается с рядом сложных внутренних и внешних вызовов в политике, экономике, безопасности и других сферах.

Основным итогом 15 лет, прошедших после египетской революции 2011 года, можно назвать восстановление политической системы, в которой армия и органы безопасности де-факто выступают в роли гаранта государственности. При этом Египет демонстрирует высокий уровень устойчивости политической системы по сравнению с другими странами, охваченными событиями «арабской весны», такими как Ливия, Сирия и Йемен. В сферах экономики и безопасности Египет остается уязвимым по отношению к внешним факторам, оказывающим прямое влияние на доходы Суэцкого канала, туристический поток и объем иностранных инвестиций. Несмотря на устойчивый рост номинального ВВП, минувшие 15 лет не привели к улучшению общего благосостояния населения. При этом можно констатировать успех Египта в развитии инфраструктуры и новых городов, а также реализации таких крупных национальных проектов, как новая административная столица и АЭС Ад-Дабаа, которые могут в среднесрочной перспективе стать драйверами экономического роста и дальнейшего развития страны. Снижение рождаемости создает предпосылки для устранения перекоса в соотношении трудоспособного и нетрудоспособного населения, что также будет способствовать сбалансированному росту в долгосрочной перспективе. При отсутствии серьезных внутренних и внешних шоков можно прогнозировать выход Египта на траекторию устойчивого роста и закрепление статуса ключевого политического и экономического регионального игрока.      

Полная версия

25 января 2011 г. тысячи египтян вышли на массовые демонстрации, требуя свободы, социальной справедливости и отставки президента Хосни Мубарака, занимавшего свой пост с 1981 г. Уже через 18 дней 11 февраля 2011 г. новоназначенный вице-президент АРЕ Омар Сулейман зачитал в эфире государственного телевидения заявление об уходе Мубарака с поста президента и передаче власти Высшему совету вооруженных сил. Сотни тысяч египтян вышли на улицу праздновать победу революции и начало новой страницы в истории страны, но уже через считанные месяцы общая эйфория сменилась пониманием, что «новая республика» столкнулась с серьезнейшими политическими и экономическими вызовами. Драматические события начала 2011 года стали отправной точкой долгого, сложного и порой болезненного процесса, последствия которого можно наблюдать до сих пор. К пятнадцатой годовщине революции Египту удается удерживать внутреннюю стабильность, демонстрировать устойчивые темпы экономического роста, но при этом страна сталкивается с рядом сложных внутренних и внешних вызовов в политике, экономике, безопасности и других сферах.

От революции к контрреволюции

Фотография предоставлена автором

Взяв бразды правления страной в свои руки в феврале в 2011 г., Военный совет сразу же заявил, что не является альтернативой гражданскому правительству, и уже в конце июня 2012 г. власть была передана первому избранному после революции президенту Мохаммеду Мурси — выдвиженцу партии «Свобода и справедливость» политического крыла движения «Братья-мусульмане»*. Набрав по итогам второго тура президентских выборов 51.73% голосов избирателей, Мурси с минимальным отрывом опередил последнего премьер-министра времен Мубарака Ахмеда Шафика и стал первым в истории современного Египта президентом без военного бэкграунда. Вместе с тем ныне покойному Мурси, ставшему олицетворением взлета и падения политического ислама в Египте, не было суждено долго пробыть у власти. Всего через год, 3 июля 2013 г., он был смещен министром обороны Абдель Фаттахом Ас-Сиси на фоне массовых демонстраций. Сторонники «Братьев-мусульман»* считали произошедшее военным переворотом, в то время как ставший впоследствии президентом Ас-Сиси не раз повторял, что армия вмешалась только после массовых демонстраций против Мурси.

Отстранение Мурси от власти вызвало диаметрально противоположную реакцию среди региональных игроков. И если Саудовская Аравия и ОАЭ быстро стали ключевыми внешними донорами и союзниками новых египетских властей, то отношения с Катаром и Турцией (главными спонсорами политических движений исламского толка на Ближнем Востоке) резко ухудшились. Некоторое охлаждение наблюдалось и в отношениях с США — ключевым союзником Египта со времен заключения мирного договора с Израилем в 1979 г. На фоне разгона пикета сторонников «Братьев-мусульман»* в Каире в августе 2013 г. действующий на тот момент президент США Барак Обама отменил совместные американо-египетские военные учения, заявив, что традиционное сотрудничество не может продолжаться в формате as usual. Выделение ежегодной безвозмездной американской военной помощи на сумму 1,3 млрд долл. неоднократно становилось предметом политического торга.

Укрепление отношений с Москвой

На этом фоне Египет пошел на некоторое сближение с Москвой. С 2014 года Ас-Сиси сначала в качестве министра обороны, а затем уже в статусе президента совершил целую серию визитов в Россию и дважды присутствовал на празднованиях по случаю годовщин Победы над нацистской Германией в 2015 и 2025 гг. Кроме того, Ас-Сиси дважды участвовал в саммите Россия – Африка в Сочи в 2019 г. и в Санкт-Петербурге в 2023 г., а также посетил саммит БРИКС в Казани в октябре 2024 г. В декабре 2025 года в Каире прошла вторая министерская конференция «Россия — Африка» при участии главы МИД РФ Сергея Лаврова, с которым провел встречу Ас-Сиси.

Однако отношения с Россией подверглись серьезному испытанию на фоне теракта на борту самолета AirbusА321 авиакомпании «Когалымавиа» 31 октября 2015 г., следовавшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. В результате происшествия Россия на несколько лет полностью приостановила прямое авиасообщение с Египтом, что стало болезненным ударом для туристического сектора страны. При этом египетские власти упорно отказывались классифицировать произошедшее как теракт, привлекать виновных в халатности к ответственности и выплачивать соответствующие компенсации семьям погибших.

Тем не менее на сегодняшний день положительная динамика развития российско-египетских отношений полностью восстановлена. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) Египет вновь вошел в пятерку самых популярных зарубежных направлений для россиян после Турции, Китая и ОАЭ, приняв за первые девять месяцев 2025 г. более 1,4 млн российских туристов, что на 36,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. Фактически осуществляя экспорт египетского сектора услуг на российский рынок, туризм уравновешивает перекос в торговом балансе двух стран, сальдо которого традиционно многократно складывается в пользу России. Кроме того, российская сторона содействует продовольственной безопасности Египта, являющегося крупнейшим импортером пшеницы в мире, обеспечивая более 60% суммарного импорта. В свою очередь Египет также активно наращивает сельскохозяйственный экспорт в Россию — все чаще на прилавках российских розничных сетей можно увидеть апельсины, манго и другие сельхозпродукты египетского происхождения. Ну а флагманский проект российско-египетского сотрудничества — это, безусловно, проект строительства первой атомной АЭС «Ад-Дабаа» в провинции Матрух на Средиземном море, который осуществляется российской госкорпорацией «Росатом». По своим масштабам этот проект зачастую сравнивают с Асуанской плотиной, возведенной при поддержке СССР в 1960-е гг.

Отношения с внешними игроками

Фотография предоставлена автором

Постепенно Ас-Сиси удалось восстановить союзнические отношения с США. «Мой любимый диктатор», — так характеризовал Ас-Сиси Трамп во время своего первого президентского срока. После саммита в саудовском городе Аль-Ула в начале 2021 г., ознаменовавшим восстановление отношений между Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном, с одной стороны, и Катаром с другой, Каир вслед за своими аравийскими партнерами пошел на быстрое восстановление отношений с Дохой. В ноябре 2022 г. Арабский мир облетело фото встречи между Ас-Сиси, эмиром Катара Тамимом бен Хамадом Аль Тани и президентом Турции Раджепом Тайпом Эрдоганом во время церемонии открытия чемпионата мира по футболу в Дохе. Эта трехсторонняя встреча стала отправной точкой нормализации отношений между Каиром и Анкарой.

Что касается отношений с Израилем, то Ас-Сиси продолжил курс на непопулярное в народных массах сближение, открыто говоря об успехе модели египетско-израильского мира. Самолеты национального авиаперевозчика EgyptAir стали выполнять рейсы в Тель-Авив в официальной ливрее авиакомпании, а не под брендом дочерней Air Sinai, как это было ранее. Однако прямые рейсы национального перевозчика в Израиль были приостановлены в октябре 2023 г. на фоне эскалации между Израилем и палестинским движением ХАМАС в секторе Газа. В сфере энергетики Египет активно закупает природный газ с израильского месторождения «Левиафан» на шельфе Средиземного моря.

Консолидация власти Ас-Сиси

Что касается внутренней политики, то за последние годы Ас-Сиси удалось существенно консолидировать власть в своих руках. Так в 2019 г. в Египте состоялся референдум по конституционным поправкам, которые позволяют Ас-Сиси находиться у власти до 2030 г. Ас-Сиси позиционирует себя как лидер, который успешно противостоит внутренним и внешним вызовам. В годы его правления реализуются такие крупные национальные проекты, как расширение Суэцкого канала, строительство новой административной столицы и первой в стране АЭС.

После зачистки руководства «Братьев-мусульман» * египетские власти перешли к усилению контроля над наиболее влиятельными СМИ. В последние годы наблюдается расцвет медиахолдинга United Media Services, который считается аффилированным со Службой общей разведки. Основанная в 2016 г. компания на сегодняшний день разрослась до масштаба одного из крупнейших в Арабском мире медиагигантов, включающего в себя более 40 дочерних компаний, среди которых около 15 телевизионных каналов.

Экономические вызовы

На экономическом треке постреволюционный Египет столкнулся с рядом вызовов на фоне политической нестабильности и деградации ситуации в области безопасности. Для получения новых траншей кредитов МВФ Ас-Сиси решился на ряд непопулярных мер, на которые не решался Мубарак, в числе которых поэтапное повышение цен на топливо и электроэнергию. В 2024 г. было принято решение в четыре раза повысить цены даже на субсидированный хлеб, являющийся базовым элементом рациона малоимущих слоев населения. Учитывая значимость субсидированной лепешки хлеба в рационе бедных слоев населения, египетские власти на протяжении трех десятилетий не решались на повышение цены, составлявшей всего пять пиастров (около 0,1 цента по текущему курсу).

Однако даже постоянные транши МВФ и финансовая помощь со стороны монархий Залива не помогли Египту избежать глубокого экономического кризиса на фоне падения доходов туристического сектора, демографического взрыва и высокой степени зависимости от внешних факторов. После начала войны в секторе Газа в октябре 2023 г. экономическую ситуацию усугубили регулярные обстрелы судов йеменскими хуситами в Красном море, что привело к падению доходов Суэцкого канала более чем в два раза. По данным главы МИД АРЕ Бадра Абдель Ати, суммарные убытки Египта от обстрела судов в Красном море по состоянию на октябрь 2025 г. составили 9 млрд долл. На фоне постоянных политических и экономических пертурбаций египетский фунт был поэтапно девальвирован с 5,6 фунтов за доллар в 2010 г. до 47 фунтов за доллар по состоянию на начало 2026 г. При этом на пике взлета американская валюта превышала планку 50 фунтов за доллар.

Открытие новых крупных газовых месторождений (в частности, месторождения Зохр на шельфе Средиземного моря) позволило Египту к 2019 г. нарастить импорт сжиженного природного газа (СПГ) до 3,5 млн тонн. Однако на фоне демографического взрыва и роста местного потребления этот положительный эффект очень быстро сошел на нет, и уже к 2023 г. Египет отказался от экспорта газа в пиковый летний сезон и перешел к модели, сочетающей в себе и экспорт, и импорт в зависимости от сезонности. Заблаговременно готовясь к пику потребления в жаркий летний сезон, в начале 2026 г. Египет подписал меморандум о взаимопонимании для закупки 24 партий СПГ у Катара.

Несмотря на серьезные вызовы, существенный приток инвестиций из стран Залива (в частности, из ОАЭ и Саудовской Аравии) помогает удерживать египетскую экономику на плаву. В последние годы уверенно наращивает инвестиции в египетскую экономику и Катар. Основными источниками дохода египетской экономики являются доходы от экспорта, туризма, Суэцкого канала и денежные переводы египтян из-за рубежа. Кстати, по данным Всемирного банка, по последнему показателю Египет стабильно входит в первую десятку стран мира. А по данным ЦБ АРЕ, по итогам первых 11 месяцев 2025 г. египтяне перечислили на родину 37,5 млрд долл., что на 42,5% превышает показатели за аналогичный период 2024 г. Согласно данным Всемирного банка, Египет год от года демонстрирует устойчивый экономический рост по показателям номинального ВВП, который по итогам 2024 г. составил около 389 млрд долл. Страна стабильно входит в число пятидесяти крупнейших экономик мира. По показателям ВВП по паритету покупательной способности (ППС) картина выглядит еще оптимистичнее — Египет входит в двадцатку крупнейших экономик мира. Однако постоянный естественный прирост населения сводит на нет потенциальное положительное влияние экономического роста на благосостояние населения. Так ВВП на душу населения по итогам 2024 г. составил всего около 3 300 долл. (158-е место в мире). Отдельным острым социально-экономическим вызовом для Египта остается социальное неравенство. По официальным данным, 29% египтян живут за чертой бедности. При этом, по данным международной консалтинговой компании Henley& Partners, в Египте проживает 14 800 долларовых миллионеров, 49 человек с состоянием, превышающим 100 млн долларов, и 7 миллиардеров. На фоне несоответствия макроэкономических показателей уровню благосостояния на душу населения отдельным вызовом для Египта становится демографический вопрос. Так, численность населения Египта выросла с 91 млн человек в 2011 г. до 118 млн в 2025 г. (13-е место в мире и первое среди арабских стран), что является серьезным вызовом в сферах социальной инфраструктуры, медицины, образования и рынка труда. Однако в последнее время, по данным Министерства здравоохранения, намечается некоторое замедление темпов прироста населения и снижение уровня фертильности с 3,5 ребенка на женщину в 2014 г. до 2,41 в 2024 г.

Внешние вызовы

В сфере безопасности Египет остается заложником ряда дестабилизирующих внешних факторов, таких как очаги напряженности практически по всему периметру границ на фоне фактического раскола Ливии и Судана, а также сомнительных перспектив устойчивого мира в секторе Газа. При выработке внешнеполитической позиции в регионе Египту приходится показывать чудеса дипломатии, балансируя между собственными интересами и зачастую разнонаправленными векторами ключевых партнеров в Заливе и США. Хотя здесь следует признать, что инициатива Трампа по прекращению огня в Газе позволила Каиру укрепить свой статус ключевого посредника на Ближнем Востоке в рамках состоявшегося в минувшем ноябре Саммита мира в Шарм-эш-Шейхе, в рамках которого Трамп, Ас-Сиси, Аль Тани и Эрдоган подписали мирный договор по сектору Газа.

Отдельным серьезным внешним вызовом для Египта остается введенная Эфиопией в эксплуатацию плотина «Возрождение» на Голубом Ниле, что создает угрозу сокращения водных ресурсов страны. Однако обильные осадки в Африке в последние годы пока снизили остроту вопроса и даже привели к наводнениям в Судане в 2025 г.

***

Основным итогом 15 лет, прошедших после египетской революции 2011 года, можно назвать восстановление политической системы, в которой армия и органы безопасности де-факто выступают в роли гаранта государственности. При этом Египет демонстрирует высокий уровень устойчивости политической системы по сравнению с другими странами, охваченными событиями «арабской весны», такими как Ливия, Сирия и Йемен. В сферах экономики и безопасности Египет остается уязвимым по отношению к внешним факторам, оказывающим прямое влияние на доходы Суэцкого канала, туристический поток и объем иностранных инвестиций. Несмотря на устойчивый рост номинального ВВП, минувшие 15 лет не привели к улучшению общего благосостояния населения. При этом можно констатировать успех Египта в развитии инфраструктуры и новых городов, а также реализации таких крупных национальных проектов, как новая административная столица и АЭС Ад-Дабаа, которые могут в среднесрочной перспективе стать драйверами экономического роста и дальнейшего развития страны. Снижение рождаемости создает предпосылки для устранения перекоса в соотношении трудоспособного и нетрудоспособного населения, что также будет способствовать сбалансированному росту в долгосрочной перспективе. При отсутствии серьезных внутренних и внешних шоков можно прогнозировать выход Египта на траекторию устойчивого роста и закрепление статуса ключевого политического и экономического регионального игрока.

* организация признана террористической в России по решению Верховного суда.