Египет после 2011 года: надежды и перспективы
Д.полит.н., профессор, заместитель директора центра изучения стабильности и рисков НИУ ВШЭ, с.н.с. Института Африки РАН, советник директора Центра народной дипломатии
Краткая версия
На данный момент наиболее противоречивые вопросы политической повестки дня Египта — это судьба бывшего президента Мубарака и его сыновей, а также будущее мирного договора с Израилем.
Полная версия
Наступление Арабской весны без преувеличения стало главным событием всей мировой политики уходящего 2011 г. Авторитарные режимы в странах Северной Африки, казавшиеся непоколебимыми, начали терпеть фиаско один за другим. Особое внимание в связи cэтим было приковано к Египту, ключевой стране ближневосточного региона.
Предпосылки
Если говорить о причинах, послуживших катализатором антиправительственных выступлений в Египте, то среди них можно выделить следующие. Первое — географическая уникальность этой страны: лишь 5 % территории (в первую очередь в дельте и долине Нила) пригодны для какой бы то ни было хозяйственной деятельности, остальные 95 % занимает пустыня.
Второе — вытекающая из вышеупомянутых географических характеристик демографическая особенность Египта: на территории в 50 тыс. кв. км проживают 85 млн чел., при ежегодном приросте населения в 2,1 %.
Третья причина — целый ряд экономических факторов, возникших вследствие перехода к политике интифах (открытых дверей) в
Четвертое — политические особенности режима Хосни Мубарака в последнее десятилетие его правления. Политические реформы в Египте сильно отстали от экономических. Высокий уровень коррупции и традиционная египетская бюрократия явно не благоприятствовали развитию рыночных отношений в стране. Стабильность, установившаяся в Египте с конца
Пятое — мощное информационное развитие Египта, которое связано, в первую очередь, с развитием и распространением Интернета, создавшего для египетской образованной молодежи новые средства самоорганизации, и арабских спутниковых каналов, транслировавших оппозиционную режиму Мубарака точку зрения.
Наконец, во многом определяющим фактором послужил успех антиправительственных выступлений в Тунисе. «Жасминовая революция», результатом которой стали отставка правительства, роспуск парламента и, самое главное, бегство президента из страны, создала «арабский прецедент», заключающийся в том, что диктатора, находящегося у власти несколько десятков лет, можно свергнуть не только путем военного переворота, но и посредством народного восстания. Это, в свою очередь, дало мощнейший толчок нарастанию антиправительственных движений во всем арабском мире и, в первую очередь, в Египте [1].
Акторы
Что касается основных оппозиционных сил, проявивших себя в ходе антиправительственных выступлений в Египте, важно заметить, что они были представлены в большинстве своем молодыми безработными (как правило, закончившими либо продолжающими обучение в высших учебных заведениях страны). К ним сразу же присоединились две оппозиционные египетские партии: Аль-Гадд и Демократический фронт. Спустя несколько дней с момента начала революционных событий к протестному движению примкнули и представители старейшей мусульманской ассоциации «Братья-мусульмане». Несколько запоздалое вступление в антиправительственную борьбу «Братьев-мусульман» можно объяснить, во-первых, опасениями неудачного исхода противостояния, который был непредсказуем, и последующих репрессий со стороны Мубарака, во-вторых, опасениями восприятия революции в «зеленом цвете». Осознание того факта, что в авангарде египетской революции будут стоять исламисты, могло отпугнуть представителей ряда секулярных оппозиционных движений и вряд ли было бы позитивно воспринято Западом.
Вследствие своей молодости и, соответственно, относительной неопытности многие оппозиционные партии либерально-демократического толка были не в состоянии осуществить свои революционные идеи самостоятельно. Как минимум дважды решающую роль в успехе антиправительственных выступлений сыграли представители «Братьев-мусульман»: в организации «Пятницы гнева» и в отстаивании площади Ат-Тахрир 2 февраля 2011 г. при столкновении со сторонниками президента Мубарака.
Произошедшие 2 февраля столкновения послужили показателем наличия глубинных внутриэлитных противоречий в Арабской Республике Египет. Представленная армейской верхушкой «старая гвардия», явно недолюбливающая молодых сподвижников Гамаля Мубарака, равно как и его самого, заняла нейтральную позицию. Таким образом, стало очевидным, что президенту Х. Мубараку так и не удалось нивелировать конфликт между представителями армейского генералитета и своим сыном Гамалем, который в случае успеха на президентских выборах осенью 2011 г. мог бы стать первым египетским президентом, не являющимся выходцем из армейских кругов.
При этом важно отметить, что применительно к событиям в Египте начала 2011 г. нельзя говорить о какой бы то ни было борьбе элит, хотя бы из-за отсутствия в стране контрэлиты. Во-первых, у египетской оппозиции не было единого лидера. Во-вторых, участники антиправительственных выступлений не имели единой конкретной программы разрешения проблем, стоящих на повестке дня в Египте. Лозунги противников Мубарака сводились к популистским требованиям: «Народ уничтожит систему», «Мубарак, уходи!» и т. д.
Последствия
В результате передачи власти Высшему совету вооруженных сил Египта, возглавляемому сподвижником Х. Мубарака маршалом Хуссейном ат-Тантауи, египетская политическая система оказалась в зависимости от целого ряда конъюнктурных обстоятельств. Переходное армейское правительство не желало брать на себя ответственность по ключевым вопросам политической повестки дня. В свою очередь, потенциальные кандидаты в президенты стремились максимально отсрочить проведение парламентских и президентских выборов, с тем, чтобы эту ответственность все-таки взяло на себя нынешнее переходное правительство.
На данный момент наиболее противоречивыми вопросами, стоящими на политической повестке дня Египта и вызывающими наибольший диссонанс в обществе, являются вопросы о судьбе бывшего президента Мубарака, его сыновей Гамаля и Алаа, министра внутренних дела Хабиба аль-Адли, а также о судьбе мирного договора с Израилем, который был подписан президентом Анваром ас-Садатом в Кэмп-Дэвиде в 1979 г.
Число сторонников и противников судебных тяжб в отношении Мубарака примерно одинаково. Брать на себя ответственность за заведомо непопулярное в народе решение не хочет никто. Поэтому армия старается как можно скорее провести выборы и переложить ответственность на вновь избранного президента. А потенциальные кандидаты в президенты, как уже отмечалось, делают все возможное, чтобы армейское переходное правительство приняло решения по вышеупомянутым вопросам до оглашения результатов парламентских и президентских выборов.
Что касается дальнейших взаимоотношений с Израилем, то здесь складывается аналогичная ситуация. Несмотря на всеобщую ненависть к своему восточному соседу, примерно половина населения Египта выступает за поддержание мира в регионе.
Нынешняя ситуация в Египте напоминает «качели»: инициатива переходит из рук армии к оппозиционным силам и обратно. Доказательством этого служит перенос на 21 ноября 2011 г. выборов в нижнюю палату парламента, изначально запланированных на конец сентября (в проведении голосования именно в это время были заинтересованы «Братья-мусульмане» и армия). Таким образом, перенос выборов можно расценивать как небольшую победу оппозиционных партий светской ориентации. Все это затрудняет развитие нормального политического процесса и препятствует установлению стабильной политической системы в ключевом государстве региона.
1. Исаев Л.М. Демократическая зима в Северной Африке // Неприкосновенный запас. 2011. № 3.