Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага
К.полит.н., директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ
Краткая версия
Повышенное внимание экспертов и общественности во всем мире привлекло событие, произошедшее 23 ноября 2012 г. Дай Минмэн, летчик палубной авиации КНР, стал первым в истории китайским летчиком, совершившим взлет и посадку на палубу авианосца. Некоторые наблюдатели назвали это событие поворотным моментом в китайской программе создания авианосной компоненты флота. Другие, напротив, заявили, что значение ноябрьских испытаний преувеличено, и они не способны оказать существенного влияния на региональную стабильность.
Полная версия
Повышенное внимание экспертов и общественности во всем мире привлекло событие, произошедшее 23 ноября 2012 г. Дай Минмэн, летчик палубной авиации КНР, стал первым в истории китайским летчиком, совершившим взлет и посадку на палубу авианосца. Некоторые наблюдатели назвали это событие поворотным моментом в китайской программе создания авианосной компоненты флота. Другие, напротив, заявили, что значение ноябрьских испытаний преувеличено, и они не способны оказать существенного влияния на региональную стабильность. В действительности взлет и посадка на авианосец знаменуют собой один из многих этапов, которые Китай прошел на пути к превращению в полноценную морскую державу. Будущее авианосной компоненты китайского флота зависит, прежде всего, от того, какое место она займет в военно-политической стратегии Пекина.
От Мельбурна до Нимица?
Первые реальные шаги к созданию авианосцев связаны с Лю Хуацином, который руководил ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1982–1988 гг. Принято считать, что именно Лю Хуацин является «отцом» современного китайского флота.
Еще в 1928 г. Чэнь Шаогуань, занимавший в то время пост министра ВМС, предложил выделить 20 миллионов юаней на создание первого китайского авианосца. Однако этот план не был реализован. С тех пор военное и политическое руководство Китая неоднократно заявляло о необходимости строительства авианосцев, но каждый раз эти планы оставались лишь на бумаге.
Первые реальные шаги к созданию авианосцев связаны с Лю Хуацином, который руководил ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 1982–1988 гг. Принято считать, что именно Лю Хуацин является «отцом» современного китайского флота. Еще в 1970 г., будучи заместителем начальника штаба ВМС, он организовал работы по технико-экономическому обоснованию строительства авианосца. В 1985 г. Австралия продала в Китай на слом легкий авианосец «Melbourne». Китайские моряки и кораблестроители получили уникальную возможность исследовать корабль, что вдохнуло новую жизнь в программу создания флота КНР.
После распада Советского Союза Китай смог приобрести списанные советские авианесущие крейсера проекта (далее пр.) 1143 «Киев» и «Минск», а также недостроенный авианесущий крейсер пр. 11436 «Варяг». После переоборудования на судоверфи в Даляне «Варяг» был переименован в «Ляонин» в сентябре 2012 г. и вошел в состав флота в октябре, став первым китайским авианосцем. Свой первый выход в море на ходовые испытания «Ляонин» совершил в августе 2011 г.
Параллельно Китай осуществлял программу по созданию палубной авиации. В 2001 г. у Украины был приобретен самолет T-10К-3, прототип российского палубного истребителя Су-33, который стал основой программы по созданию китайского палубного истребителя. Истребитель J-15 совершил первый полет в августе 2009 г., а двуместный истребитель J-15S – в ноябре 2012 г.
Информация о текущем состоянии китайской программы по созданию авианосцев носит противоречивый характер. По некоторым оценкам, к середине 2020-х годов китайский флот планирует получить до четырех авианосцев собственной разработки, в том числе два схожих с «Ляонином» неатомных корабля пр. 089 и два атомных авианосца пр. 085 большего размера. Реализация подобной программы потребует от Китая значительных инвестиций, концентрации большого количества высококвалифицированных кадров, решения целого ряда сложных технических задач.
По некоторым оценкам, к середине 2020-х годов китайский флот планирует получить до четырех авианосцев собственной разработки.
Среди важнейших нерешенных проблем стоит выделить строительство достаточного количества эсминцев ПВО и судов снабжения, создание соответствующей инфраструктуры, подготовку большого числа моряков и летчиков палубной авиации. Если Китай решит строить многоцелевые атомные авианосцы, сопоставимые с американскими типа «Nimitz», то ему придется создать палубный самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), катапульты, а также определиться с выбором атомной энергетической установки.
Китай активно борется с Южной Кореей за звание ведущей судостроительной державы мира. Так, в 2011 г. на долю Китая пришлось 29% новых заказов и 39% построенных судов. Китайское кораблестроение достигло впечатляющих успехов: успешно реализуются программа создания современного эсминца ПВО пр. 052C и, несмотря на многочисленные технические проблемы, программа строительства многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА) третьего поколения пр. 095.
Военный бюджет Китая в 2000–2011 гг. ежегодно увеличивался почти на 12% (с учетом инфляции). По оценкам Министерства обороны США, в 2011 г. общие военные расходы КНР существенно превысили официально озвученную сумму в 90 млрд долл. и составили 120–180 млрд долл. Расходы на закупку вооружений и военной техники составляют, предположительно, около трети военного бюджета. Можно предположить, что приблизительно 20–30% приходится на закупку вооружений для флота, что составляет 8–18 млрд долл.
Стоимость строительства авианосной ударной группы (АУГ), включающей аналогичный «Ляонину» авианосец, полноценное авиакрыло и корабли сопровождения, составляет около 10 млрд долл. Таким образом, строительство четырех АУГ в течение 12 лет потребует приблизительно 3,5 млрд долл. ежегодно. Если сохранятся нынешние темпы роста военных расходов КНР, то ВМС НОАК вполне смогут позволить себе подобные расходы.
Воевать, не сражаясь
В случае военного столкновения в Мировом океане практически с любым государством помимо США, авианосец способен дать Китаю существенное преимущество.
Китайское руководство неоднократно указывало на то, что «Ляонин» будет использоваться исключительно для испытаний и обучения. Подобные заявления можно воспринимать скептически, но в любом случае на создание полноценной АУГ во главе с «Ляонином» у Китая уйдет не менее пяти лет. Это время потребуется для доработки и строительства необходимого количества палубных самолетов и вертолетов, обучения моряков и летчиков, обеспечения достаточной сплаванности кораблей АУГ. Но даже превращение «Ляонина» во флагмана полностью боеспособной АУГ не будет представлять серьезной военной угрозы для ВМС США, главного противника Китая в Мировом океане.
Необходимо понимать, что для реализации китайских планов по «прорыву» Первой островной цепи создание АУГ является излишним. Даже в апокалипсическом сценарии Дж. Краски роль китайских авианосцев вторична, а ключевая угроза морской мощи США исходит от «систем ограничения доступа» (anti-access/area denial): крылатых и баллистических противокорабельных ракет, неатомных подводных лодок, мин и т.д.
Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие именно невоенные задачи мирного времени станут основными для зарождающейся авианосной компоненты китайского флота.
Вместе с тем для противостояния США в открытом море даже двух-трех АУГ, построенных вокруг аналогичных «Ляонину» кораблей, недостаточно. Качественное превосходство американских суперавианосцев, палубной авиации и подводного флота, огромный опыт, накопленный американскими моряками и летчиками палубной авиации, превратят китайские АУГ в легкую добычу. Именно поэтому адмирал Р. Уиллард, бывший глава Тихоокеанского командования США, отмечал, что угроза китайских авианосцев носит чисто «символический» характер. «Ляонин» и подобные ему авианосцы будут лишены самолетов ДРЛО и существенно ограничены по максимальной взлетной массе самолетов. Это ограничивает их возможности по обеспечению господства на море и проецированию мощи в операциях «против берега» в сравнении с американскими суперавианосцами.
В случае военного столкновения в Мировом океане практически с любым государством помимо США, авианосец способен дать Китаю существенное преимущество. Этим объясняется то, что в отличие от Соединенных Штатов многие государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе высказывают озабоченность китайской авианосной программой. Наиболее вероятной формой применения китайских авианосцев в конфликте с сопоставимым или более слабым противником станет обеспечение ПВО корабельной группы, что позволит другим входящим в нее кораблям эффективно использовать свое ракетное вооружение для борьбы с надводными и береговыми целями.
25 июля 2011 года второй корабль из серии
проекта «Гепард-3.9», построенный
Зеленодольским заводом имени Горького
прибыл на Военно-Морскую базу Камрань
(Вьетнам)
Одним из путей боевого применения китайских авианосцев может стать проведение скоротечных военных операций ограниченных масштабов и с ограниченными политическими и военными целями. Реализация политики fait accompli («свершившегося факта») в локальных конфликтах может привести к тому, что Китай будет способен сравнительно быстро одержать военную победу, достичь своих политических целей и избежать вооруженного вмешательства третьей стороны. Однако Китай, скорее всего, будет использовать авианосцы для того, чтобы добиться своих политических целей без реального военного столкновения.
В условиях сокращения военного бюджета США и неготовности Вашингтона идти на серьезный конфликт с Пекином авианосцы могут стать важным элементом политического давления Китая на Тайвань и те страны, с которыми у КНР есть территориальные споры в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. В какой-то момент мощь Китая может достичь такого уровня, что любая попытка сохранить баланс сил либо будет заранее обречена на провал, либо связана с такими расходами, которые вынудят пойти на уступки Пекину.
Подобная политика может привести к крайне негативным последствиям для самого Китая. Так, руководство Вьетнама обеспокоено растущей морской мощью и амбициями КНР. Учитывая печальный опыт отношений с Китаем в 1970–1980-х годах, оно начало активно закупать военно-морскую технику у России, а также укреплять связи с Индией и США.
Авианосцы можно использовать и в ситуациях, отличных от «игры с нулевой суммой», например, в качестве инструмента военно-морской дипломатии для увеличения веса Китая на мировой арене, укрепления существующих и создания новых межгосударственных связей в военно-технической и военно-политической сферах. Как показывает опыт ВМС США, авианосцы можно эффективно использовать при оказании гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий. Учитывая тот факт, что около 65 млн китайских граждан путешествует и работает за пределами КНР, авианосцы могут оказаться незаменимым инструментом для проведения операций по эвакуации этих людей из стран, переживающих военный или иной кризис.
Боеспособный авианосец на патрулировании в Мировом океане будет служить наглядной демонстрацией экономической, военной и технологической мощи Китая не только для других государств, но и для населения самого Китая. Улучшение имиджа КПК среди простых китайцев и рост патриотических чувств являются одними из доводов в пользу строительства подобных кораблей. Вполне вероятно, что в ближайшее десятилетие именно невоенные задачи мирного времени станут основными для зарождающейся авианосной компоненты китайского флота.