Что посеешь, то и пожнешь? О текущем кризисе в польско-украинских отношениях
К.и.н., научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Краткая версия
Кризис, связанный с переизбытком украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках стран Центральной и Восточной Европы, разразился еще в начале весны 2023 г. Наиболее критическая ситуация с украинской сельскохозяйственной продукцией сложилась в Польше, где был введен официальный запрет на ее импорт. Брюссель оказался в трудной ситуации, где должен был, с одной стороны, сохранять приверженность всевозможной поддержке Киева, с другой — защищать интересы граждан стран — членов ЕС, а с третьей — пресекать односторонние действия восточноевропейских политиков, в особенности польских. Самостоятельное решение Варшавы поначалу вызвало резкую отповедь со стороны еврочиновников, но 2 мая Еврокомиссия запретила ввоз сельскохозяйственной продукции в Польшу и другие страны ЦВЕ, действовавший до 15 сентября 2023 г.
Нарушающее постановления Брюсселя решение Варшавы с 16 сентября вновь запретить импорт украинской зерновой продукции вызвало нервную реакцию со стороны Украины. Представители Киева подали жалобу на Польшу в ВТО, а В. Зеленский с трибуны ГА ООН обвинил Польшу в помощи России. В ответ из Варшавы пригрозили Украине новыми санкциями в отношении других видов агропродукции и прекращением поставок вооружений. Однако при анализе причин текущего кризиса в польско-украинских отношениях необходимо учитывать и внутриполитический контекст.
На фоне подготовки к парламентским выборам 15 октября 2023 г. украинский фактор набирает в Польше все большее значение. Оппозиция правящей национал-консервативной партии «Право и справедливость» умело использовала зерновой кризис, назначив правительство главным виновником сложившейся ситуации. Это угрожает ПиС потерей довольного большого количества голосов своего традиционного электората — польских аграриев, недовольство которых умело использовали конкуренты. Лидеры партий пытаются приспособиться к изменившимся настроениям в обществе, меняя свою риторику буквально «на ходу». Фактически сконструированный за несколько месяцев после начала СВО миф о «польско-украинском братстве» за несколько летних месяцев 2023 г. оказался не только неэффективным в предвыборной гонке, но и политически токсичным.
Польская политика относительно Украины долгое время оставалась лишь функцией конфронтационной политики в отношении России. Зерновой кризис чуть ли не впервые заставил официальную Варшаву публично признать издержки «братского союза» с Украиной и ее гипотетического вступления в ЕС хотя бы в экономической сфере. Впервые польскими властями были обозначены границы сочувствия и поддержки Украины — и это представляется крайне важным тезисом для будущих польско-украинских отношений, который показывает, что таких тем будет значительно больше.
Зерновой конфликт, несмотря на громкие заявления, не приведет к прекращению военно-политической поддержки Украины в противостоянии с Россией. Но «осадочек останется» не только в виде кризиса доверия в польско-украинских отношениях на двустороннем треке, но и повлияет на оценки дальнейших перспектив польской внешней политики. Польские политики — как представители правящей партии, так и оппозиции, евродепутаты и польское экспертное сообщество, которые на протяжении последних двух десятилетий претендовали на то, чтобы стать главным проводником Украины в ЕС, в действительности оказались не в состоянии разрешить даже зерновой вопрос без провоцирования острого кризиса в своих отношениях как с Киевом, так и с Брюсселем. Это впечатление будет оставаться «в уме» при подсчетах дальнейших шансов Польши стать серьезным политическим игроком или остаться quantite negligeable.
Полная версия
15 сентября 2023 г. Европейская комиссия отменила эмбарго на ввоз в Евросоюз украинской сельскохозяйственной продукции, заявив, что оснований для его продления больше нет. Брюссель разрешил Украине экспортировать четыре вида сельскохозяйственной продукции (пшеницу, кукурузу, рапс и подсолнечник), но три страны — Польша, Венгрия и Словакия — в одностороннем порядке объявили о продлении эмбарго на украинский импорт, тем самым нарушив постановление ЕС.
Истоки конфликта
Что стоит за «Черноморской зерновой инициативой»
Кризис, связанный с переизбытком украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции на внутренних рынках стран Центральной и Восточной Европы, разразился еще в начале весны 2023 г. Этот регион приобрел ключевое значение для Киева после начала Россией специальной военной операции, и если раньше потоки украинского экспорта шли через черноморские порты, то с 2022 г. основной транзит был переориентирован на западное направление. После того, как в мае 2022 г. Брюссель открыл так называемые «коридоры солидарности», предусматривающие отмену всех видов контроля над ввозимой в ЕС через Румынию и Польшу (водный транзит через румынский порт Констанца и наземный через польскую территорию) украинской продукцией, эти страны стали как магистральным направлением для украинского транзита, так и основными торговыми партнерами Киева. Так, к примеру, импорт зерна в Польшу, в 2021 г. составлявший 0,06 млн т, в 2022 г. вырос до 2,45 млн т, из которых только импорт пшеницы увеличился на 16000%.
«Зерновая сделка» по возобновлению вывоза украинского зерна через черноморские порты, действовавшая с 1 августа 2022 г., не оказала значительного влияния на ситуацию в граничащих с Украиной восточноевропейских странах. Оказалось, что на направления украинского экспорта влияют не столько международные соглашения и логистика, сколько более выгодная тарифная и налоговая сетка, ослабление контроля со стороны Евросоюза, более короткий и дешевый путь до границы ЕС из центральных и западных областей и другие факторы.
Зерно раздора
Наиболее критическая ситуация с украинской сельскохозяйственной продукцией сложилась в Польше. Еще летом 2022 г. глава польского правительства М. Моравецкий не скрывал воодушевления по поводу того, что именно Польша станет торгово-экономическим хабом для Украины и окажет ей помощь в вывозе зерна на продажу, тем более что Брюссель выделил Варшаве целевые средства для улучшения пропускной способности польской инфраструктуры, задействованной для импорта украинской сельхозпродукции. Однако к весне 2023 г. ситуация значительно ухудшилась — за три месяца до новой жатвы на польских элеваторах и рынках образовался переизбыток зерна, и цены на него как на польском, так и на общеевропейском рынке продолжали стремительно падать. К началу лета запасы зерна в польских хранилищах достигли рекордной цифры в 10 млн т. По данным соцопросов, весной-осенью 2022 г. 24% польских фермеров заявляло о том, что военные действия на Украине серьезно влияют на функционирование их хозяйств, а 17% отмечало, что ситуация угрожает стабильности их хозяйств. В то же время в польских СМИ появилась информация о том, что с украинской территории в Польшу поставлялось так называемое «техническое» зерно, которое непригодно для пищи и может быть использовано только для приготовления технического спирта или компонентов для биотоплива. Однако, по данным журналистских расследований, в результате махинаций польских фирм и украинских поставщиков украинское техническое зерно смешивалось с польским зерном, перерабатывалось в муку и далее продавалось спекулянтами на польском рынке по заниженным ценам. Масла в огонь подлила информация от правительства Словакии о токсичности для людей и животных украинского зерна, которое перенасыщено пестицидами и заражено грибком плесени.
В итоге разразившегося зернового скандала уже 15 апреля 2023 г. Польша официально запретила импорт с Украины сельскохозяйственной продукции до 30 июня. В трудной ситуации оказался Брюссель, который должен был, с одной стороны, сохранять приверженность всевозможной поддержке Киева, с другой — защищать интересы граждан стран — членов ЕС, а с третьей — пресекать односторонние действия восточноевропейских политиков, в особенности польских. Самостоятельное решение Варшавы поначалу вызвало резкую отповедь со стороны еврочиновников, обвинивших Польшу в нарушении Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли Украины и ЕС, а также правовых норм Евросоюза, но 2 мая Еврокомиссия запретила ввоз сельскохозяйственной продукции в Польшу и другие страны ЦВЕ, действовавший до 15 сентября 2023 г. Хотя это решение ЕС на время успокоило рассерженных польских фермеров, проблемы оно не решило. На протяжении всего лета премьер-министр М. Моравецкий неоднократно подчеркивал, что Польша будет требовать продления эмбарго на уровне ЕС, а в случае его отмены — возобновит запрет на ввоз зерна самостоятельно, даже если Еврокомиссия не санкционирует эту меру.
Международная помощь Украине: доноры, объемы, перспективы
Нарушающее постановления Брюсселя решение Варшавы с 16 сентября запретить импорт украинской зерновой продукции в страну вызвало нервную реакцию со стороны Украины. Представители Киева подали жалобу на Польшу во Всемирную торговую организацию, пообещали ввести эмбарго на импорт польских овощей, а В. Зеленский с трибуны ГА ООН обвинил Польшу в помощи России. В ответ из Варшавы пригрозили Украине новыми санкциями в отношении других видов агропродукции и прекращением поставок вооружений.
На справедливый вопрос, возникающий у наблюдателей польско-украинской перепалки, — можно ли было избежать подобной эскалации зернового конфликта — утвердительный ответ вполне возможен, но он не учтет политического подтекста этого кризиса.
Украинская карта в предвыборной гонке
На фоне подготовки к парламентским выборам 15 октября 2023 г. украинский фактор набирает все большее значение. Оппозиция правящей национал-консервативной партии «Право и справедливость» умело использовала зерновой кризис, назначив правительство главным виновником сложившейся ситуации. Это угрожает ПиС потерей довольного большого количества голосов своего традиционного электората — польских аграриев, недовольство которых умело использовали конкуренты. Примечательно, что, несмотря на существовавший в 2022 г. внутриполитический консенсус относительно необходимости любой помощи Украине, идею о транзите украинского зерна тогда сразу же раскритиковал лидер либеральной оппозиции Д. Туск, предупреждавший о негативных последствиях такого решения для польской сельскохозяйственной отрасли. Не побоявшись очередных обвинений в «пророссийской» деятельности, Туск, озвучив опасения представителей польских аграриев, таким образом заработал политические очки. Летом 2023 г. его «Гражданская коалиция» вновь перехватила инициативу в защите польских фермеров у ПиС, переманив на свою сторону популярного лидера фермерского профсоюза «Агроуния» М. Колодзейчака и делегировав его в Европарламент защищать в дискуссиях интересы польских крестьян.
Наступление на позиции ПиС активно идет и с «правой» стороны. Одним из шоковых для польских социологов предвыборных явлений стал взлет коалиции партий правого и евроскептического, а отчасти и пророссийского, характера «Конфедерация свободы и независимости», которая на протяжении 2023 г. уверенно занимает третью позицию в предвыборных рейтингах, получая до 15% поддержки благодаря игре на антиукраинских настроениях электората.
Опытные политики не могли не заметить, что на фоне экономических проблем, энергетического кризиса и общей усталости населения от затянувшегося военного конфликта на Украине в Польше меняется и отношение к Украине в целом и к проукраинской политике ПиС — в частности. По данным Лаборатории исследований Варшавского университета, все меньше поляков высказывается за продолжение помощи Украине (с июня по август 2023 г. их количество снизилось с 62% до 42%), при этом четверть респондентов выступает однозначно против этого. Категорически против дальнейшего размещения украинских беженцев в Польше также выступает 25% участников еще одного опроса.
Обоснована ли «рисовая паника», и что ждет рынок зерновых
Лидеры конкурирующих партий пытаются приспособиться к изменившимся настроениям электората, меняя свою риторику буквально «на ходу» за месяц до парламентских выборов. Фактически сконструированный за несколько месяцев после начала СВО миф о «польско-украинском братстве» за несколько летних месяцев 2023 г. оказался не только неэффективным в предвыборной гонке, но и политически токсичным. В борьбе за каждый голос избирателей ПиС теперь пытается примерить на себя образ главного борца с «украинской угрозой» и таким образом поднять свой рейтинг. Показательным может быть сравнение выступлений президента Польши А. Дуды, который в мае 2022 г. говорил об историческом шансе на объединение родственных польского и украинского народов, а в сентябре 2023 г. отказался спасать «утопающую» Украину за счет польских интересов. Острая антиукраинская риторика пока приносит результат: поддержка ПиС за неделю острого конфликта с Киевом выросла на 0,7% именно за счет соперников «справа» в лице «Конфедерации».
Внешнеполитические последствия
Решения Польши по защите своего национального рынка и сохранению внутриполитической стабильности носят исключительно рациональный характер и, что нетипично для польской политики, лишены сантиментов и ценностной риторики. Польская политика относительно Украины долгое время оставалась лишь функцией конфронтационной политики в отношении России. Зерновой кризис, кажется, чуть ли не впервые заставил официальную Варшаву публично признать издержки «братского союза» с Украиной и ее гипотетического вступления в ЕС хотя бы в экономической сфере. Впервые польскими властями были обозначены границы сочувствия и поддержки Украины — и это представляется крайне важным тезисом для будущих польско-украинских отношений, который показывает, что таких тем будет значительно больше. К ним относятся не только текущая экономическая война и неизбежная экономическая конкуренция на сельскохозяйственном рынке ЕС в перспективе, но и проблемы, связанные с приходом на Украину польского бизнеса, с положением украинских беженцев в Польше и их ролью в польской экономике, а также с взаимоотношениями Варшавы и Киева на треке исторической политики.
Зерновой конфликт, несмотря на громкие заявления, не приведет к прекращению военно-политической поддержки Украины в противостоянии с Россией. Но «осадочек останется» не только в виде кризиса доверия в польско-украинских отношениях на двустороннем треке, но и повлияет на оценки дальнейших перспектив польской внешней политики. Польские политики — как представители правящей партии, так и оппозиции, евродепутаты и польское экспертное сообщество, которые на протяжении последних двух десятилетий приписывали себе особенное, уникальное знание Украины (и России) и претендовали на то, чтобы стать общепризнанным в ЕС знатоками украинской проблематики и главным проводником Украины в Евросоюз, в действительности оказались не в состоянии разрешить даже зерновой вопрос без провоцирования острого кризиса в своих отношениях как с Киевом, так и с Брюсселем. Это впечатление, безусловно, будет оставаться «в уме» при подсчетах дальнейших шансов Польши стать серьезным политическим игроком в ЕС или остаться quantite negligeable.